Лёгкая пьеса для фортепиано. Стихи. Родион Мариничев
 
№ 5, 2025

№ 4, 2025

№ 3, 2025
№ 2, 2025

№ 1, 2025

№ 12, 2024
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Родион Сергеевич Мариничев родился в 1984 году в Саранске. В детстве переехал в Ленинградскую область, как минимум половина жизни связана с Петербургом. Там окончил школу и факультет журналистики СПбГУ. С 2005 года живет в Москве, пишет стихи и прозу. Работал корреспондентом в сельской газете, редактором и шеф-редактором, ведущим на телевидении, специальным корреспондентом еженедельной итоговой программы на одном из федеральных телеканалов. В настоящее время служит в ТАСС.Редактор отдела поэзии журнала «Лиterraтура». Финалист премий «Лицей» (2019) и «Большая книга» (2023). Публиковался под псевдонимом Родион Вереск в журналах «Нева», «Урал», «Волга», «Сибирские огни». Участник форумов молодых писателей в Липках (семинар поэзии журнала «Знамя»). Печатался в «Знамени», последняя публикация — в № 2, 2023.




Родион Мариничев

Лёгкая пьеса для фортепиано


* * *

                          Я могу говорить!

                                    А. Тарковский, «Зеркало»


Мир чёрно-бел,

снежен, зернист, ветвист.

Из окна — пешеход на чистом листе двора,

точка на контурной карте.

Белый вкус кипятка

в январе, феврале, марте…


Белый негромкий свет,

преломившись, захватит в невидимый круг

и домашних, и посторонних.

На иконе над телевизором в красном углу

Богородица голову склонит.


Живи и ходи

вдоль теплотрассы, люка, раскопа,

согреваясь теплом в кулаке.

Медленно прорастает

тоненький ручеёк вдоль сугроба:

снег плавится в кипятке.


Отведи и отвадь.

В пустыне, где летом желтеет рапс,

где цветные звёзды и ветры,

неисповедимы пути-колеи.

Бросает косые отсветы чёрно-белый экран.

Чудны дела твои.


                                                                     2023



* * *

Хочется ноября, декабря

где-нибудь в центре страны,

во дворе с лужей около горки,

со следами грузовиков.


Лук на окне,

такой утончённый и горький.

Холодильник под антресолью,

альков.


В самом начале похожая

на хламидомонаду,

вылепляется плоть и кровь,

человечье тепло и кров,

чтобы плыть,

как снежинки первого снегопада,

как рыба в реке под горой.


В ожидании ледостава —

берег левый и берег правый.


Согреваешься и живёшь —

от первого одеяла

до последней рубашки…


Побуревший мир

будет белеть и болеть.

Заглянешь в окно

какой-нибудь утлой пятиэтажки,

а там — свеча на столе.


                                                     2023



* * *

День на разгоне зимы — словно каша из белого риса.

Тень от моста. Следы у подъезда.

На изогнутой колее — цепкая автомотриса

плетётся путём железным.


Там, за ледяными морями,

за звенящими — в белых шапках — лесами,

я продолжаюсь синичьими голосами,

снегириными голосами,


водонапорной башней на вьюжном холме…

«Мама, там, наверху, высоко?»  —

«Пей! Я налила тебе молоко!».


Снег вот такой ширины, вот такой вышины,

сыплется с мостовой высоты.

Слепишь комок — и держишь, греешь в руке…


Солнцестояние!

Белый день — белый дым.

Шестиугольники — состояние воздуха и воды.


Пенка на молоке.



* * *

Неотвратимость весны

выжигает пятна на тополиной коре.

Хлопанье форточек и дверей

заполняет вакуум полдня.

Слегка приглушённые звуки, набрав высоту,

бьются внутри меня рыбиной на свету

жёлтом.


А в прозрачном лесу, подступающем к молочной реке,

кто-то день напролёт сидит на пеньке,

глядит далеко-далеко.

На пустом столе стынет кипячёное молоко.


Луч на лбу холодильника.

Непроницаемость матовой белизны.

Сахар слаще, соль — солонее.

Как и тысячу лет назад,

когда деревья выше, тени — длиннее, —

в щели между фундаментом и асфальтом —

одуванчики, сныть.



* * *

Облако над микрорайоном

похоже на подлодку,

залёгшую в дрейф.

И когда, ближе к ночи, спадёт жара,

я поставлю локти на подоконник,

оглядывая рельеф,

ощущая шероховатость

оконных рам.


В трёх измерениях —

пространстве, времени и пыли —

я увижу, смотря в закат,

рай среди камышей и бетонных плит,

кущи за линией,

за грохотом товарняка.


Поколение, перерождение,

мать и сын…

глухая крапива, осока, крепкий репей —

живоносные клетки и капилляры,

капли росы

на покатом капоте,

на водосточной трубе.


Восходящий куплет без музыки и без слов.

У перекрёстка гудящих дорог

под вывеской «металлолом»

городская волчица

вылизывает щенят,

озираясь кругом,

и выкармливает полуночным молоком.



* * *

                                       «В огороде бузина, а в Киеве дядька»


Дядька из Киева привёз игрушечный пистолет

и в перевязанной коробке торт.

За длинным столом горланили куплет,

не вытягивая высоких нот.


Дверь неслышно закроется — и тишина,

и там, в коротком недосмотренном сне, —

притихший мир из распахнутого окна

и ковёр на высвеченной стене.


Дядька из Киева — лёгкая рука —

заварил натощак зверобой

и, умывшись наскоро, выстрелил в облака,

свет выключив за собой.


В полнолуние душно и никак не заснуть,

краснотой наливается бузина.

В Киеве ночью виден Млечный Путь

и чуть ниже — кровавая Луна.



* * *

После тысячи лет

пространство заполнено тишиной.

Алиса, поговори со мной!


Расскажи мне, Алиса,

как прорастает трава

между бетонных плит,

как поднимаются соки.

Дом стоит, свет горит

в стороне от дороги.


Спой мне, Алиса,

про катящуюся по золе,

бегущую по волнам,

плачущую у подъезда.

На чёрно-белой стене

(тишина)

не осталось живого места.


Вспомни, Алиса,

этот знакомый мотив.

Ты родилась счастливой и кроткой.

Ветер пахнет пыльцой,

идут озоновые дожди

под твоей черепной коробкой.

Солнце в зените: живи — не живи.

Одинокую музыку останови

маленькой круглой кнопкой.



* * *

Нет никого не свете.

Сумерки. Света нет.

Пластиковые дети,

полный боекомплект.


Содраны в кровь колени.

Папоротник — в полный рост.

Бабочки над котельной,

крапинки папирос


скрадывают орнамент

выветренный страны.

Становятся живунами

кроткие жевуны.


Тонут в тепле зефира

литий, латунь, графит.

И рок-н-ролл над миром,

над тишиной, гремит.



* * *

Приглушённые позывные то ли третьего мира,

то ли Третьего Рима.

Упакованный в параллелепипед бульон.

Какая, в сущности, разница — цела или не цела Хиросима,

если цел Вашингтон?


Привет! Я в сандалях и кепке. Меня назвали Виталик.

Хожу в голубой бассейн, плаваю стилем брасс.

Мой младший братец в колготках усердно грызёт рогалик,

а мне подарили «Марс».


Радуга над массивом. Дождя последние брызги.

Хочется сложить самолётик, окно открыть,

а меня заставляют заниматься музыкой и английским,

чтоб когда-нибудь было что поесть и попить.


И, когда я вырасту, меня примут в свои нейтральные воды,

под свои жемчужно-алмазные небеса,

все эти безмолвствующие из народа,

все эти херувимы из Кандагаров и Нагасак.


И мы будем держаться нашего полутёмного рая,

умирать и рождаться, и снова потом умирать,

чтобы Болтая, Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая собрать.



* * *

               В.П.


Сникерсы, сникерсы, сникерсы,

стройные жвачек ряды…

Звонкого времени примеси,

проданный дом у воды.

Творчество ль, чудотворство,

в заготовку вгрызается дрель —

серийное производство:

строчки, слова… багатель*.



*   Багатéль (фр. bagatelle — маленькая изящная вещь, безделушка) — небольшая, лёгкая в исполнении музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано.



* * *

Смотришь на мир сквозь увеличительное стекло:

вдоль улиц белеют платаны в Сабуртало.

На расстоянии вытянутой руки, в полуденной тишине,

крепкий побег поднимается по раскалённой стене.

Вот в объективе искрятся — тогда и сейчас —

лучики тёплых морщинок вокруг утомлённых глаз.

Вот бы понять, поймать неподдающийся миг,

в который, не выхолощенный, весь этот мир возник —

с беседкой на жарком склоне и лестницей в рай

в глданских, дигомских, сабурталинских дворах,

с выступами породы, в которой — сейчас и тогда —

путь пробивает песочного цвета вода,

как вот этот седой, что переходит дорогу (рюкзак на спине)

и продолжает идти по солнечной стороне.



* * *

И ныне, и присно — кузнечик в пыли обочины,

халат негородского покроя

на тугой верёвке. Над котельной, над почтой

пусть всегда будет небо — полуденное, предгрозовое,

крыша на фоне поля — всё, что на карту поставлено:

«всю страну, страну…» — не зная постов и границ,

стебли гербария, гнётом тиснёным придавленные,

трепыхание занавески, скрип половиц.

Каждый отшельник сродни Железному Дровосеку,

всякая фея — без пяти минут баронесса…

Схватиться за поручень, ехать, ехать и ехать

до самого края,

до конечной станции,

до остановки у леса.

Грохот лавин в наступающей тишине,

шуршанье песков, плит литосферных движение…

Дождь из-за горизонта — как первое откровение:

края нет.

Можно видеть изгиб крыла, слышать гудение сопел,

оседлав невзначай широту или долготу.

И вроде бы знал об этом в утробе…

И ныне, и присно — Гоби,

и во веки веков — Катманду!



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru