Читайте в июне
Стихотворением «Сапсан» открывает номер Юрий Ряшенцев. Увидеть высокоскоростной поезд «Сапсан», преодолевающий путь между Москвой и Петербургом, глазами фольклорного Емели, мимо которого пролетает щучья голова дизеля, со свистом унося возможное счастье – зрительное впечатление перерастает в грустную метафору. Со стихотворными подборками в июне выступают Алексей Кудряков («Завихренье Транссиба»), Ксения Толоконникова («Не надо…»), Александр Правиков («Флоксы и бензин, сырость у реки») и Александр Закуренко («Единорог с измученным лицом»).
Прозу в номере представляет (повествованием, обозначенным в подзаголовке как «документальная греза») Александр Мелихов – «Второе пришествие варягов». Персонажи этой прозы-«грезы», включающей размышления о том, какой бывает и что позитивного и что ужасного народам, в нее входящим, может принести империя, мифологичны и одновременно реальны, как и время действия. Меняется и место действия – Петербург, Карелия, Финляндия… Страсти же не мифологические, а совершенно человеческие вызваны предельными эмоциональными состояниями, будь то на войне и в любви.
«Нонконформист» - общий заголовок рассказов Павла Селукова, и автора тоже можно характеризовать этим словом: литературный нонконформист. Стилистику Селукова не припишешь ни к какому тренду – в ней сочетаются автофикшн с вымыслом, брутальность с нежностью, резкость с акварельностью. Сюжеты увидены изнутри происходящего, автор находится рядом с персонажами и даже является одним из них. «Павел Селуков, может, слыхали?»
Совсем иной жанр и другую стилевую доминанту находим в «документальном» философском рассказе-эссе Олега Ермакова «Обыденная ночь». Взгляд от ночного костра у реки – через Тейяра де Шардена, Николая Федорова, Циолковского устремляется к звездам, а сам автор – к ощущениям космических связей и размышлениям о смысле мироздания.
Рассказ Аллы Тереховой «Аэропорт» переносит в бедные радости богатой на приключения подростковой свободы.
В рубрике «Непрошедшее» о гражданской смелости и человеческих качествах журналиста-правозащитника Юрия Щекочихина к его 75-летию вспоминают филолог Константин Азадовский, театральный режиссер Алексей Бородин, поэт Евгений Бунимович, актер Вениамин Смехов и другие; вступление Надежды Ажгихиной.
Микробиолог, профессор, доктор медицины, она же внучка Корнея Чуковского и дочь Николая Чуковского Наталья Николаевна Костюкова в «Далеких тридцатых» рассказывает о повседневной жизни семьи, о посещавших дом писателях, упоминая их или более подробно разворачивая свиток: о Бенедикте Лившице, Леониде Добычине, Евгении Шварце, Михаиле Слонимском… Это – фрагменты мемуаров, начатых в №5 рассказом о военных годах. Леонид Бахнов в иронично-сентиментальных «Лоскутках» повествует о дворах и школах московского мальчика с Полянки и юноши из окрестностей метро «Аэропорт», передавая во вроде бы обрывочном, но неслучайном и выверенном повествовании главное – воздух, атмосферу второй половины 50-х.
Заочный «Конференц-зал» - «Спасение утопающих?», вопрос о продвижении книг. Ответами на обострившуюся в связи с переизбытком изданий тему поучаствовали Елена Долгопят, Мария Закрученко, Александр Мелихов, Василий Нацентов, Борис Н. Пастернак, Юлия Подлубнова, Лев Симкин, Денис Сорокотягин.
Михаил Эпштейн и Клод Сонетов, «собрат по разуму» М.Эпштейна, передали журналу опыт реконструкции сцены убийства Настасьи Филипповны (роман Достоевского «Идиот») в десяти версиях, созданных то ли при помощи ИИ, искусственного интеллекта, то ли являющихся плодом очередной мистификации опытного мистификатора. Определить трудно – редакция умывает руки и надеется на изощренный интеллект читателя.
«Тот страх, что таится в лесах», топос леса в современной прозе - обозрение и расследование темы выполнено Илоной Шевцовой. Павел Глушаков передал журналу очередные выписки об апокрифических словах и умышленных смыслах. Ольга Балла размышляет о личности поэта в процессе прочтения нового сборника воспоминаний о Давиде Самойлове «Тебя мне память возвратила…» В «Наблюдателе» Дарья Фомина пишет о книге Гузели Яхиной «Эйзен», Наталия Черных – о сборнике Сергея Стратановского «Оживление бубна», Алексей Мошков о романе Виктора Пелевина «Круть», Дмитрий Бобылев о книге Алины Митрофановой «Вниз головой», Ольга Ширяева – о книге Олега Юрьева «Винета», Евгения Щеглова - о «Путеводителе по Александру Володину» Елены Гушанской, Сергей Боровиков – о книге Сергея Солоуха «Между К.Р. и ЛЕФом», Ольга Олесина - о книге Полины Щербак «Пожирающий». Выставку Елены Утенковой-Тихоновой, прошедшую в апреле, обозревает Надя Делаланд. «Скоропись» Ольги Балла, как и многие материалы июньского номера, посвящена собиранию памяти о людях и об ушедших с ними мирах: «Камера хранения. Мещанская книга» Александра Кабакова, «Время других: Книга о поэтах» Евгения Бунимовича и книга под инициалами В.Д. «Памяти уникального человека», книга о замечательном социологе чтения Валерии Дмитриевне Стельмах.
Подписка-2025
АРЗИ сообщает, что, кроме почтовых отделений, подписку на журнал «Знамя» можно оформить на сайтах
https://www.pressa-rf.ru/ или https://www.akc.ru/
Для подписчиков — юридических лиц заключается договор и предоставляется полный комплект бухгалтерских документов.
Подписаться на журнал «Знамя» можно и непосредственно в отделе продаж агентства, направив заявку по электронной почте podpiska@pressa-rf.ru или позвонив по тел. +7 (495) 631-62-54
Подписка на электронную версию журнала
Напоминаем, что оформить полугодовую или годовую подписку на электронную версию журнала, а также купить его отдельные номера в электронном виде можно на этом сайте в разделе «Подписка и распространение».
Первые подписчики уже появились. Присоединяйтесь!
|