В осеннем резком освещенье. Стихи. Константин Гадаев
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 1, 2025

№ 12, 2024

№ 11, 2024
№ 10, 2024

№ 9, 2024

№ 8, 2024
№ 7, 2024

№ 6, 2024

№ 5, 2024
№ 4, 2024

№ 3, 2024

№ 2, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Константин Гадаев — поэт, телережиссер, родился 10 марта 1967 года в Москве. Учился на филфаке МГПИ. Служил в армии в Забайкальском военном округе. Сценарист и режиссер нескольких документальных фильмов и циклов программ о современной литературе, в частности, документального фильма о поэте Льве Лосеве «Отсутствие меня» (2009). Автор книг стихов «Опыт счастья» (2005), «Июль» (2006), «Сквозь тусклое стекло» (2011), «Пел на уроке» (2014), «ВОКШАТСО» (2014). «2015», «Войди в комнату твою» (2018); «Стихи, сочиненные на острове Кифера в июне 2019 года» (2019). Предыдущие публикации в «Знамени» — № 8, 1996; № 12, 2001; № 7, 2010; № 8, 2012; № 9, 2013; № 12, 2014; № 12, 2015; № 1, 2018; № 12, 2019; № 3, 2023. Живет в Москве.




Константин Гадаев

В осеннем резком освещенье


* * *

Если видишь меня, отвернись, не смотри.

Если слышишь — ладонями слух затвори.

Мне сегодня не вынести правды Твоей,

не стерпеть полосы заревого огня.

Просто ветром осенним мне душу овей,

если видишь меня, если слышишь меня.


Я молчу. Ничего не умею сказать.

Пораженье своё всё пытаюсь признать,

чтобы не в осуждение смочь обрести

Твои хлеба частицу и каплю вина.

Даже если уже невозможно, прости.

Ты же видишь меня. Ты же слышишь меня.



* * *

Ишь, чего захотел! — не будет.

Меньшинство — не может. Большинство — не хочет.

Лучше рыбку пойдём поудим.

Нас-то в пастыри вроде никто не прочит.


Набиваться — себе дороже.

Царства нашего сам знаешь быт и нравы.

Станешь умничать — плюнут в рожу.

И по-своему будут, конечно, правы.


Потому как сиди, не вякай.

Не препятствуй людям свою думку думать.

Всем наукам учен тут всякий.

А забылось чего — доберёт у кума.


Ничего ты тут не попишешь.

А попишешь — никто и читать не станет.

Дышишь? И хорошо, что дышишь.

Здесь красиво. И даже очень… местами.



* * *

Разве ж мы ничейные,

люди дорогие?

Есть и попечение,

и врата другие.


В те врата претесные

лупит свет победный.

Граждане небесные,

поможите бедным!


Заодно с прохожими —

обжитое небо.

Господа хорошие,

хоть глазком бы мне бы!


Может, на прощание

с жизнью бестолковой

сдержит обещание

дождик четверговый.



Молитва


Даруй нам, Отче,

чтоб видеть и слушать,

блаженные очи,

блаженные уши.


Жизнь эту видеть.

Жизнь эту слушать.

Чтоб не ненавидеть.

Чтоб не было, Отче,

так страшно. Так скучно.

Особенно к ночи.



* * *

Жизнь — кап-кап-кап — убывает.

Зеркало рожу кривит.

Жалость к себе убивает.

Жалость к другому — живит.


С этим другим столкновенье.

Прямо глаза в глаза.

Бомж. Казанский вокзал.

Что-то он мне доказал…

Что он мне доказал?


Остановись, бля, мгновенье!

Остановись, я сказал.



* * *

Трень да брень через плетень…

Так спою вам если я?

Ночь прекрасна. Красен день.

Вот и вся поэзия.


Всё, что в мире хорошо,

Боженькой отмечено.

То, что гадко и страшно

нами обеспечено.



* * *

Читатель, друг мой, я хочу сказать…

Да нет, скорее, просто показать


вот этот свет на ясеневых листьях

зелёно-золотой… Им поделиться


с тобою почему-то тороплюсь.

Я в этот летний вечер так боюсь,


что он вот-вот погаснет, этот свет.

Расстанутся читатель и поэт,


не разомкнув обыденного круга.

И, в общем, обойдутся друг без друга.


Что, в самом деле, связывает нас?

Похоже, только это… Всё. Погас.



* * *


Станет росток зерном.

Станет зерно хлебом.

Если пребудем в Нём,

хлеб станет Телом.


Станет вода вином.

Станет вино Кровью.

Если пребудем в Нём,

Кровь станет Любовью.



* * *


Отчего всё идёт как идёт, скажи мне,

не иначе как-нибудь, с большим толком?..

Только вдруг, бултыхаясь в потоке жизни,

содрогнётся сердце небесным током.


И поймётся, что так вот и надо было,

что детали нет ни единой лишней

в этом пазле. Ничто никуда не сплыло.

Всё, что видим мы, осязаем, слышим,


что, казалось бы, навсегда забыто, —

постепенно складывается в картину,

где ладони отца на затылок бритый

в знак прощения возложены сыну.



* * *

В осеннем резком освещенье

ясней поступки и дела.

И хочется просить прощенья

за то, какою жизнь была.


За дефицит любви и веры,

за профицит тупой тоски,

за растранжиренное время

в поползновениях пустых.


Летящий лист щеки коснулся.

Бутылку в баке бомж нашёл.

Узбек блондинке улыбнулся.

Блестя на солнце, дождь прошёл…


Промокший, я домой вернулся.

И это было хорошо.



* * *

Остолбенел на перекрёстке,

охвачен лучшей из идей, —

вот так остановиться просто

в потоке будничных людей.

Посмотришь — ничего такого:

толпа, машины, листопад…

Но смысла не найти другого

ни под рекламами, ни над.


Куда, зачем пойду сейчас я,

вдруг стало непонятно мне.

Я ощутил, какое счастье

быть. Аж мурашки по спине.

Представил этот перекрёсток:

всё как теперь, но без меня…

И что-то там бренчит подросток

с надрывом. Жаль, слова — херня.



* * *

                              Н. Филимонову


Зимой в зелёный цвет не верится.

А летом — в белый.

И всё это по кругу вертится.

Такое дело.

Лежит поляна земляничная.

Кругом сугробы.

Здесь отстоять пространство личное

поди попробуй.

Всё это совместить пытается

наш дядя Коля.

И мало что, но получается.

Дело такое.



* * *

            Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя.

                                                                 Книга Иова 40:10


                   Хочется чего-то большого и чистого, как слон в ванне.

                                                                                                         Поговорка


Чисто критика чисто разума.

Что ж творится в твоей башке?

Кровь-любовь. А в разделе разное —

рыльце сморщенное в пушке.


А кругом по теплу всё в завязях,

пахнет краской, иным житьём…

Да таким, чтоб ни лжи, ни зависти —

только скейтеры под дождём.


Всё чего-то большого, чистого

— кафкианской херне назло —

ищешь-рыщешь, но вместо истины

машет хоботом в ванне слон.


Слон как слон. Ничего интересного.

Но достаточно и слона,

чтоб понять природу чудесного.

И почувствовать, что весна.



* * *

Ещё одна

в наш мир такой-сякой

на Фоминой

пришла весна.


Как будто так и надо,

как будто мы всё это заслужили:

и птиц незимних в зелени легчайшей,

и первых — самых смелых — в платьях  женщин,

и полноценный ливень с канонадой…


А мы так ничего и не решили.

Мы просто эту зиму пережили.

Не больше и не меньше.



* * *

Цветущие тюльпаны,

какие ваши планы?


Тюльпаны мне в ответ:

особых планов нет.


Немного поцветём,

завянем и сгниём.


А знаете, тюльпаны,

совпали наши планы.



* * *

Что редкость, я запомнил этот сон.

Покачиваясь, мы стоим над бездной

и «Выхожу один я…» в унисон

поём. И подпевает хор небесный.


И нами дирижирует корнет

невзрачный, нагловатый, кривоногий.

Кремнистый пройден путь, спасенья нет.

Лишь к Богу обращён наш хор убогий.


Поём, хоть знаем — в случае любом

мы устоим лишь до конца романса.

И нет ни у кого второго шанса.

И спит земля в сиянье голубом.



* * *

Научи язык мой правде Твоей!

Бросив велик, сижу, обхватив колени.

Властный шорох прошёл по сухой траве.

Поползли по полю смурные тени.


Этот миг со вспышкой сняла гроза.

Где-то там на фотке и я, счастливый.

Боже мой, Ты видишь мои глаза:

как блестят они, восхищаясь ливнем?!



* * *

Сегодня видел человека —

на остановке плакал он.

А, может, тающего снега

следы подсвечивал неон.


Моих примерно лет мужчину

чтоб не смущать, я отошёл,

но слёз — не слёз его причину

я и в своей душе нашёл.


Нет, мы не обнялись, рыдая,

но нам обоим довелось

вот так, автобус ожидая,

что-то почувствовать. Всерьёз.



* * *

Делай раз! —

сфокусируйся на одной из звёзд.


Делай два! —

продолжай на неё смотреть,

не моргая,

до рези в глазах, до слёз.


Делай три! —

скажи: Помоги мне, Господь, прозреть!


И увидишь тот же февральский наст,

каркасы деревьев,

подъезда дежурный свет…


И почувствуешь — Он не забыл про нас,

хоть прямых доказательств этому нет.



Стихи 2012–2018 годов



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru