Там громыханье трёх кадетских рот. Стихи. Геннадий Русаков
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 1, 2025

№ 12, 2024

№ 11, 2024
№ 10, 2024

№ 9, 2024

№ 8, 2024
№ 7, 2024

№ 6, 2024

№ 5, 2024
№ 4, 2024

№ 3, 2024

№ 2, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Геннадий Александрович Русаков (15.08.1938) воспитывался в Суворов­ском военном училище, учился в Литинституте, окончил 1-й Московский пединститут иностранных языков. Работал переводчиком-синхронистом в Секретариате ООН в Нью-Йорке, в Москве в Комитете за европейскую безопасность, в МИДе СССР, Секретариате ООН в Женеве. Автор двенадцати книг стихов. Премии: Аполлона Григорьева, «Венец», «Поэт» (2014), «Русская премия» (2016). Предыдущие публикации в «Знамени» —  «Был то толмач, то пишущий поэт…» (№ 7, 2023); «Кому кричит отчаянье моё?» (№ 5, 2024). Живет в Нью-Йорке.




Геннадий  Русаков

Там громыханье трёх кадетских рот


1.  В ту пору кровь меня надёжно грела

и в сутках было семьдесят часов.

И лето беспрепятственно горело

над строевым качанием лесов.

Всё находило плотными пластами:

любовь, писанье, время и судьба...

(Я был в те дни удачлив на татами

и схватка с жизнью, в целом, не груба.)

Всё исполнялось, но порой со скрипом —

как будто шёл в инстанциях разлад:

дожди с каким-то непонятным всхлипом...

(Мне сверху точно кто-то был не рад.)

Но всё равно: так хорошо любилось,

такие были звонкие года!

И сердце по-особенному билось,

готовое так биться навсегда.



2.  Конверты с адресами, ярлычки,

бумажки с бледными следами кружек,

и бабушкины милые очки

с завязочками вместо хилых дужек...

Тот добрый мир, ушедший в никуда:

бабусиных рассказов и уюта,

церковных книг, прочтённых навсегда

в горячке хворей, и предчувствий смута...

Они осуществляются теперь,

когда ты сам узнал себя получше.

Но нет, не надо: ты себе не верь

и лучше позабудь, на всякий случай:

мир зол и глух, он здесь не для сирот,

уже почти отмеривших столетье...

Там громыханье трёх кадетских рот.

Там всё живут неплачущие дети.



3.  Когда деревья ходят по земле,

мотая кроной, где гнездится птица,

я вижу мир в единственном числе

(всё остальное мне Творцом простится).

Я долго помнил их могучий шаг,

потом забыл, занялся мелочами.

Но иногда он вдруг звучит в ушах...

И этот взмах, и птица за плечами.

...Я нагляделся на просторный мир.

И сам в нём рос, и часто без присмотра —

довольно безалаберно, врастыр...

И получился заурядный отрок.

...Порой, в моих раздумьях о земле,

о том, как в жизни проще разместиться,

мне кажется (когда навеселе),

что я та самая ночная птица.



4.  Нас жизнь не очень, в общем-то, ласкала.

Да и с чего бы? В спешке, на бегу...

(У нас была отдельная «ля-Скала»

и девки на «Гламурном берегу»).

Ну, вот опять сбиваюсь на сравненья

и затеваю свару сам с собой...

За это жизнь нас учит без стесненья

уже который век наперебой.

У ней всегда в загашнике сюрпризы.

И мы, как дети, разеваем рот:

то время боли, то шенгенской визы...

А то, глядишь, совсем наоборот.

Все времена хотят прожить счастливо,

уча нас жить (чтоб легче умирать).

А для поэтов местного разлива —

опять стихом о чём-то  проорать...



5.  Не я России — мне нужна Россия,

чтоб лишь была и оставалась так...

И чтоб дожди негромко моросили,

и на границе не толпился враг.

...Я вряд ли до Никулино доеду —

пришли мои плохие времена.

И Тёма-внук не пишет писем деду...

Да и кому Америка нужна!

Я тут хвораю, свыкся с докторами

и с четырьмя уколами на дню,

с рецептами, пустыми вечерами

и с деревами, совершенно ню:

опять зима, а снегу просто горстка —

природы кратковременный разор...

Мне снятся сны с воронами Загорска

и нижняя дорога до Озёр.



6.  ...А я балдею от чужих стихов,

от воздуха, лежащего слоями,

от воробьёв, от собственных грехов,

от вторника в соседстве с муравьями...

Всё это есть, и всё сегодня мне:

внавал, без разблюдовки, без разбора...

Я нынче сам с собою наравне —

я прост, я молод и умру нескоро.

...Бывают дни свечения души —

когда ей что-то от Творца известно,

когда строка кричит тебе: «Пиши!»...

(А ей вальяжно и в стихе не тесно.)

И видится отсюда далеко:

через Варищи ажник до Коломны!

И так ходить по воздуху легко,

хоть в небе расстояния огромны...



7.  Уже остервенели холода

Дни отощали, как совсем не надо.

И захрустела бывшая вода,

и безутешно одичанье сада...

Во вторник впали в спячку муравьи

и опустел соседний формикарий*.

(Мы с муравьями, в общем-то, свои,

хотя друг к другу долго привыкали.)

Но будем жить, дыханьем руки греть

и радоваться вспышке сигареты...

И фильмы про экзотику смотреть:

Анталия, Бермуды, минареты.

А скоро снег. За снегом новый счёт:

петарды, ёлки и подарков ворох.

Из капельницы время потечёт...

И сотворенье кончится в Озёрах.


*   Формикарий (лат. Formicarium) — сооружение для содержания муравьев или искусственный муравейник.



8.  Хорошие стихи необъяснимы.

В них нового ну просто ничего:

вот это знаем, то перенесли мы.

И стих не лих... Но как же без него?

...Вот в этом-то и странная загадка:

вон там — «в тумане моря голубом»...

А повторил — и сердцу стало сладко,

и в горле снова непроглотный ком...

Родной язык богат не новизною:

он ведь родной и любит затрапез.

Он мой, поэтому всегда со мною

(в какие передряги я б ни лез).

Хорошие стихи пришли из детства.

Они дают душе, что нужно дать:

высокое врачующее средство —

над строчкой благодарно зарыдать.



9.  Нам трудно жить, но всё же продолжаем,

от времени привычно сторонясь.

Растим детей и женщин обижаем...

Они ответно обижают нас.

А жизнь, похоже, не спешит кончаться:

всё тренькает, стрекочет, шебуршит,

пытается на рысь переключаться...

Хотя порою даже насмешит.

С ней связываться вроде неохота

(ведь жить полезно, чтоб не умереть).

И вот ишачишь до седьмого пота —

она, увы, не повторится впредь:

сезоны, хвори, холода, мокрети,

январь с мешком, а то и с кирпичом...

Вон сколько дел у нас на белом свете!

А я тут совершенно ни при чём.



10.  Земля ещё дымилась от дождя

и облака устало уходили —

(при этом забывали, уходя,

где только что в потёмках наследили)...

Теперь пойдут бессолнечные дни,

просторные закаты над лесами.

И мы опять останемся одни...

Как хорошо-то! Мы забыли сами:

вон поле ничего не говорит.

Вон березняк нас ни о чём не просит.

Звезда Арктур над пашнями горит

и под простую от стесненья косит.

Звезда Арктур, созвездье Волопас...

Нам хорошо: до слёз, до чрезвычанья,

хотя им сверху явно не до нас...

А мы стоим и глохнем от молчанья.



11.  Отжившие осенние цветы

как люди, перед смертью тяжелеют.

Тогда приходит время пустоты —

когда мужчины женщин не жалеют.

Моё пришло: я перестал жалеть.

Мир стал не нужен, потерял окраску.

Я тоже начинаю тяжелеть,

не отвечая на Господню ласку.

Всё поздно, Боже. Я передержал

себя в себе, перетерпел терпенье...

Переумнел. И просто пережал,

свои слова замучив до хрипенья.

Они меня взрывают по ночам

и матерятся трёхэтажным матом.

...Меня нельзя передавать врачам...

Прости меня, патологоанатом.



12.  Чего-то в природе творится —

похоже, пора перемен:

теплынь, как на озере Рица,

дожди, как на острове Мэн...

Тут вся география сразу

и куча сезонов внавал:

то лето, что близко к экстазу,

то Рио и весь карнавал.

А хочется тихого часа,

улыбки просторных небес,

субботы простого окраса...

(И чтоб понедельник не лез.)

...Природа всё слушает чётко

и всё непременно вернёт.

Вон влюбчивый ветер-анчутка

за домом орешину мнёт.



13.  Уже слегка смеркается в окне,

где веток осторожное качанье.

Писать стихи родительской стране,

вполслуха слушать позднее молчанье...

(Ведь от восторгов быстро устаёшь.

Да нас от них и возраст отучает).

Теперь ты реже сам с собой поёшь,

пускай фальшивя: вроде бы легчает.

У всех времён сезонные цвета...

Мне лето — рыже и с девчачьим смехом.

Да, жизнь и в самом деле прожита —

мы переходим к дедовским утехам:

глядеть на ветки в меркнущем окне,

следить ворон в бессмысленном круженье.

И видеть там, в последней вышине,

осенних катаклизмов приближенье.



14.  Ну что ж, такая «се ля ви»!

И мне опять выходит боком,

когда так хочется любви

в существованьи одиноком...

Все разбежались кто куда.

А я устроился на лавке:

пишу стихи, пасу года,

готовлюсь (нехотя) к отправке.

Но с этим, в целом, не спешу:

вдруг переменится погода —

и я бойчее загрешу,

пойдёт совсем иная кода?

(Творец захочет — и велит,

хоть поздно и в любую пору!)

Всё стихнет, сникнет, отболит...

А я опять по жизни — дёру!



15.  Конец времён уже не за горами.

Скупайте гречку и цейлонский чай!

Нам всем играть в последней мелодраме

(и помереть за чаем невзначай).

Чаёвничанье — важное занятье:

— Ах, как же ваши чашки хороши! —

— Но ваше сногсшибательное платье?!

— Вам нравится?... За сущие гроши!

Поговорить, посплетничать без спешки...

«Конец времён?»...Уже девятый раз.

(И знающие женские усмешки.)

А умирать? «Успеем после вас».

Нестрашный век чудовищных последствий,

угроз, что не вмещаются в испуг...

...Мы все успели испугаться в детстве.

Зачем бояться,  если будет — «вдруг»?



16.  Белизна, прямизна, самый краешек сна...

Осторожные звёзды над нами.

И такая на тысячу вёрст тишина

чуть подрагивает временами!

Как в закуте — покой, межсезонье ушло

или просто берёт передышку...

Ангел с неба слетел (трепыхнулось крыло:

и, наверно, с отвычки — чуть лишку).

Пусть летит, набирает сезонный лимит —

и на небе бывают зачёты.

Вот уже за Бабурином что-то гремит...

Там готовят взрывные работы.

Куры ссорятся: видимо, из-за любви.

(Прочий повод встречается реже.)

...Ты хоть тысячу лет на земле проживи —

мы и куры останемся те же.



17.  На сносях сливы, и тучнеет сад,

уже готовясь к Яблочному Спасу.

И дождики ночами моросят,

привычные по общему окрасу.

А тень Творца уже на нас легла

оттуда, из неназванного места...

(Всё это Божьи, важные дела,

мне ничего об этом не известно.)

Слова и сливы... Вот мой ареал.

Немного, но с меня вполне хватает.

...День отспешил, закат всё так же ал,

хотя и он уже на лицах тает.

Я всё-таки ещё плодоношу:

пригоршни слов под сливой собираю...

Потом хандрю, хвораю, но пишу:

хочу пристроиться к творенью с краю.



18.  Опять с утра стеклянная роса

и рослый дождь готовится с востока.

Ему до нас каких-то полчаса —

уже идёт захлопыванье окон.

Вот-вот воздушно-капельным путём

он оросит в Озёрах огороды.

Придёт один, а то, глядишь, с дитём —

чтоб тот побрызгал на дары природы.

(Естественная надобность детей,

особенно без должного присмотра.)

Дожди, они в России без затей —

уходят вскоре, как земля намокла.

У нас вся осень — время для зануд.

Да вот ещё бессовестные зимы...

И вёсны, что так медленно ползут.

А лето просто невообразимо!



19.  Со временем надо дружить:

уж больно оно сволочное...

(Мы в нём ещё учимся жить,

не очень дурея и ноя.)

Погоды привычно грубят,

взбухают апрельские реки.

Уже небеса голубят

и рвутся к воротам хавбеки:

футбол примиряет людей

любовью к чему-то простому...

(Ты тоже орёшь, как халдей,

на пару с соседом по дому...)

К чему на судьбу ворожить?

Все беды приходят гурьбою.

Но с временем надо дружить:

оно просто наше с тобою.



20.  Мир сам в себе засел колом —

грядут немыслимые сдвиги:

то отступленья напролом,

то небывалые блицкриги.

Мир износился, поплошал,

стал неприветлив и несносен,

хоть раньше вроде не мешал,

порой блуждая меж трёх сосен...

Мы в нём, похоже, ни к чему:

б/у, потёртые обноски.

Мы разонравились ему

и наши шутки стали плоски.

Он не осилит новый блиц —

расшатана первооснова.

...Вон дождь пришёл из Лоховиц

и запузыривает снова.




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru