Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 11, 2021

№ 10, 2021

№ 9, 2021
№ 8, 2021

№ 7, 2021

№ 6, 2021
№ 5, 2021

№ 4, 2021

№ 3, 2021
№ 2, 2021

№ 1, 2021

№ 12, 2020

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Вся журнальная рать

7 июля в Овальном зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино прошла научно-практическая конференция «Журнальная Россия / История русской литературы XX века», организованная редакцией журнала «Знамя».

Открывая работу конференции, доктор филологических наук, главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин выделил две причины и один непосредственный повод к дискуссии.

С одной стороны, «толстые» литературные журналы, начиная с карамзинского «Вестника Европы» (1802) и пушкинского «Современника» (1836), бесспорно принадлежат к числу важнейших, национально специфичных и системообразующих институций русской культуры, и без обращения к их опыту невозможен любой содержательный разговор о литературе в России.

С другой стороны, именно в наши дни — на фоне утраты литературоцентризма, традиционного для отечественной культуры, падения тиражей и экспансии новых способов коммуникации между писателями и обществом — само существование классических ежемесячников оказалось под угрозой, и это обстоятельство требует осмысления, трезвого анализа и, возможно, принятия журнальным сообществом самых неожиданных, радикальных решений.

Непосредственным же поводом к дискуссии явился выпуск «Знаменем» очередного, апрельского номера за этот год, оказавшегося 1001-м с момента создания журнала. Не менее значимыми событиями являются и отмеченные недавно 90-летние даты в истории журналов «Октябрь», «Звезда» и «Новый мир», уже состоявшиеся или приближающиеся 60-летние юбилеи «Дружбы народов», «Юности», «Иностранной литературы», «Невы», «Москвы», «Нашего современника», «Вопросов литературы» и ряда других столичных и региональных периодических изданий.

Соответственно и разговор на конференции, в котором приняли участие десятки писателей, редакторов, литературных критиков и историков литературы, шел от былого к вызовам нынешнего и завтрашнего дня.

Начали с Серебряного века, с доклада «Диалог с читателями в русских журналах 1900–1910 годов», в котором доктор филологических наук, профессор университета «Высшая школа экономики» Олег Лекманов рассмотрел стремление к интерактивности и, напротив, принципиальный отказ от интерактивности в стратегии и тактике таких ныне полузабытых изданий, как элитарный модернистский журнал «Новый Путь», детская «Тропинка» и «Синий журнал», предназначавшийся для массовой аудитории.

Обратились к литературной печати русской эмиграции, и соредактор журнала «Звезда» Андрей Арьев (Санкт-Петербург), рассказав о трагическом одиночестве Георгия Иванова в послевоенную эпоху, познакомил собравшихся с его ранее не публиковавшимся письмом к Юрию Терапиано от 10 января 1958 года.

Вернулись в советскую Россию, и доктор филологических наук, ректор Литературного института и главный редактор журнала «Литературная учеба» Алексей Варламов проследил, как в 1960–1970-е годы Василий Шукшин в условиях острого идеологического противоборства вел свою линию автономной писательской жизни, не отождествляя себя ни с ортодоксальным «Октябрем», ни с демократическим «Новым миром», ни с почвенническим «Нашим современником», в которых он тогда последовательно печатался.

Разумеется, разговор о судьбах литературной журналистики в России был бы неполон и без обращения к самиздату, малоизвестные страницы истории которого представила главный редактор журнала «Волга» Анна Сафронова (Саратов) в докладе «Неформальные организации и самиздатовские журналы и альманахи в Саратове 1980–2000-х годов и некоторые аспекты их взаимодействия с культурной политикой журнала «Волга».

О том, что в нашем обществе идет резкая смена идейно-смысловой парадигмы, сопровождающаяся потерей аксиоматических смыслов и нарушением конвенциальности литературного языка, говорил в своих «Пессимистических тезисах с оптимистической концовкой» доктор культурологии, первый секретарь Союза писателей Москвы Евгений Сидоров.

Динамике взаимоотношений власти и писателей на историческом пространстве литературы советского и постсоветского периодов посвятил свое сообщение, приложенное к материалам конференции, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов.

Несостоявшаяся судьба постмодернизма в новейшей словесности России стала темой доклада «Новая сервильность»: взгляд на русскую литературу конца XX — начала XXI века», с которым на конференции выступил писатель Анатолий Королев.

«Иностранцы» в «Урале» — так назвал свой доклад кандидат исторических наук, заместитель главного журнала «Урал» Сергей Беляков (Екатеринбург), рассказавший о том, как региональное издание, стремясь расширить свою «географию», прошло за полвека путь от разовых публикаций переводных романов А. Кристи и Дж. Хеллера к постоянному сотрудничеству с русскоязычными писателями, живущими за пределами Российской Федерации.

Трансформация литературы, когда центральными становятся не цельные и законченные, «жизнеравные» повествования, воплощающие в себе итог жизни писателя, а произведения заведомо фрагментарные, «дневниковые» и стремящиеся в идеале к блогу, была прослежена в докладе «Большой исторический роман в журнальном контексте» кандидата филологических наук, сотрудницы журнала «Октябрь» Валерии Пустовой.

Причины экспансии жанровой, то есть так называемой «массовой» литературы в гуманитарное пространство традиционной периодики проанализировала в своем вы-ступлении кандидат филологических наук, критик Екатерина Иванова (Саратов).

Но вполне естественно, что особенно подробно и заинтересованно на конференции говорилось о самом феномене российских журналов, их нынешнем дне и поиске выхода из очевидного кризиса.

По мнению главного редактора журнала «Арион» Алексея Алехина, актуальная задача современной литературной периодики — не встраиваться в рынок, а противостоять рынку и, в ситуации, когда литература перестала быть властительницей дум, не стремиться к расширению собственной аудитории, но честно играть свою цеховую роль, поддерживая художественный поиск, привечая и воспитывая молодых литераторов, предоставляя место серьезной, аналитической критике, без которой творческая жизнь невозможна.

Согласившись, что по-прежнему именно журналы, как правило, вводят в литературу новых писателей и выстраивают эстетические иерархии в сегодняшней словесности, куратор «Журнального зала» Сергей Костырко тем не менее напомнил, что, вступая в конкуренцию с книгоиздательской отраслью, толстые ежемесячники обязаны думать и о своем представительстве в Сети, вступать в диалог с новой для себя интернет-аудиторией, искать и находить способы конвертации символического капитала в реальные платежи.

Доктор педагогических наук, критик Евгений Ермолин (Ярославль), основываясь на опыте журнала «Континент», рассказал о том, как литературное издание, перестав выходить в печатной форме, может превратиться в свободное интерактивное пространство клубного типа, основой которого являются сайт и ассоциированная с ним среда в социальных сетях, глобальной блогосфере.

Эту тему продолжил поэт и критик Борис Кутенков, который, представляя возникший год назад еженедельный электронный журнал «Лиterraтура», отметил, что именно такого рода интернет-издание может стать площадкой для высказывания критиков, свободной как от корпоративной ангажированности, так и от газетной поверхностности, а поэтам, прозаикам и эссеистам даст возможность встретиться с вдумчивым, по-редакторски требовательным отношением к своим текстам.

Жаркий спор о том, есть ли будущее у «толстых» литературных журналов классического образца, заново вспыхнул за круглым столом, где в дискуссии, открытой провокативно острым докладом «Непрерывное производство» доктора филологических наук, первого заместителя главного редактора журнала «Знамя» Натальи Ивановой (выступление публикуется в этом же номере журнала, стр. 190), приняли активное участие профессор университета «Высшая школа экономики», писатель и телеведущий Александр Архангельский, профессор РГГУ, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, члены редколлегии журнала «Дружба народов», критики Леонид Бахнов и Наталья Игрунова, главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский, доктор филологических наук, профессор РГГУ Елена Зейферт, заместитель главного редактора журнала «Новый мир» Павел Крючков, кандидат филологиче-ских наук, доцент МГУ Елена Скарлыгина, ответственный секретарь журнала «Знамя», прозаик Елена Холмогорова, критики Ольга Бугославская, Евгения Вежлян, Елена Иваницкая, Алла Латынина, писатель и издатель Анна Бердичевская и еще многие из собравшихся в Овальном зале.

Заинтересованными слушателями были в этот день главные редакторы журналов «Октябрь», «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Дружба народов» Ирина Барметова, Александр Ливергант, Игорь Шайтанов, Александр Эбаноидзе, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и телерадиокоммуникациям РФ Александр Воропаев, сотрудники многих печатных и сетевых изданий, библиотекари, преподаватели, аспиранты и студенты ряда высших учебных заведений столицы.

Финальная точка, разумеется, поставлена не была. Но и сомнений в плодотворно-сти состоявшегося разговора тоже, кажется, ни у кого не было.

 

 



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала
info@znamlit.ru