Тридцатилетие гуманитарного клуба «Intrada» «У Кентавра», 13 сентября 2025 года. Алиса Львова
 
№ 11, 2025

№ 10, 2025

№ 9, 2025
№ 8, 2025

№ 7, 2025

№ 6, 2025
№ 5, 2025

№ 4, 2025

№ 3, 2025
№ 2, 2025

№ 1, 2025

№ 12, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

конференция



«“Intrada” всегда работала на будущее»1

Тридцатилетие гуманитарного клуба «Intrada» «У Кентавра», 13 сентября 2025 года2.


                                                                    «Как же — оказывается — много вы издали книг!»

                                                                                                                                       Е.В. Лозинская


В мае 1995 года молодой филолог Александр Махов открыл в Москве издательство и дал ему музыкальное имя «Intrada» (с итальянского — «вступление», «введение»). А эмблемой выбрал дерево, в основание которого поставил свои инициалы «АМ», а на вершину латинскую надпись «Sic facile crescam» («Так быстро возрастаю») в лучах солнца. В этой эмблеме все, что надо знать об «Интраде». 1) Она возрастала очень быстро: ее первая книга — «Эмблемы и символы» (1995; второе издание — 2000), свод из 840 эмблем, изданных по указу Петра в Амстердаме в 1705-м, со вступительной статьей «Печать недвижных дум», свидетельствующей о рождении сильного эмблематолога, который превратит эмблематику в модную гуманитарную область. 2) В «Интраде» всегда было всего два сотрудника: сам Махов и его жена Ольга Довгий, более известные как Лев и Лиса. Сами выбирали, что издавать (часто сами и писали книжки), сами готовили к печати (все макеты и обложки делал Лев), сами продавали в книжных салонах Москвы и Петербурга, сами придумывали необычные научные встречи. «“Intrada” специализируется на выпуске малотиражной литературы широкого гуманитарного профиля» — можно сказать и так. И добавить: многие книжки давно перешли в разряд библиографических редкостей.

13 сентября Лиса пригласила в книжную лавку РГГУ «У Кентавра» людей, для которых слово «Intrada» «не пустой для сердца звук». И их оказалось так много, что не хватило стульев. Лиса назвала композицию встречи «матрешкой»: большая, внеш­няя — общий путь «Интрады»; матрешка поменьше, «внутренняя» — презентация второго тома «Избранных сочинений» Льва «О музыке слова», вышедшего в мае 2025 го­да. Оба сотрудника присутствовали: Лиса говорила о тридцатилетнем пути, а Лев внимательно смотрел с экрана.

О чем был фоторассказ?

О конференциях и круглых столах — о знаменитых девяти бестиариях и первой в России конференции по эмблематике, о «научных пирах», посвященных А.Д. Кантемиру и графу Хвостову.

Об изданных книгах. Их более сотни. Книги самого Льва (они не нуждаются в перечислении); его переводы трудов Я. Буркхардта, К. Клемена; монографии коллег, филологические энциклопедии и словари.

О каждой книге Лиса рассказывала забавные факты. Ей было легко говорить — ведь гости «все свои». С РГГУ, МГУ, ИНИОНом, ИМЛИ «Интраду» связывали добрые отношения, часто выражавшиеся в издании книг. Многие авторы пришли на вечер.

29 ноября 2021 года Лев завершил свой земной путь.

Главным для «Интрады», где физически остался всего один сотрудник, стало сохранение памяти о Льве: научные пиры в его память, издание коллективных монографий по их материалам; выход Львиных «Избранных сочинений». Во втором томе опубликованы книга «Musica literaria. Идея словесной музыки в европейской поэтике» (2005), докторская диссертация «Система понятий и терминов музыковедения в истории европейской поэтики» (2007), с документами защиты, ранее никогда не публиковавшимися; впервые собранные воедино статьи, посвященные музыке и слову, написанные в течение всей жизни ученого.

Переходя ко второй части вечера, Лиса сразу передала слово гостям, а свои краткие комментарии вставляла по ходу действия.

Первыми выступили рецензенты — известные специалисты в области музыки и слова. Проф. Д.М. Магомедова (РГГУ — ИМЛИ) причислила Льва как младшего по возрасту к поколению великих ученых, совершивших гигантский прорыв («Возрождение») в гуманитарных науках в конце 1960-х годов (С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, А.В. Михайлов). Благодаря своему универсализму А.Е. сумел внести в филологию новую философию музыки впервые после опытов А.Ф. Лосева, причем сделал это с величайшим тактом. Издание его работ — «новый этап в нашей гуманитарной науке». А.Е. Махов — «это синтез гуманитарных наук, причем строгий, а не импрессионистический».

Д.ф.н. С.А. Макарова вспомнила, как Лев однажды сказал ей, что хотел бы собрать воедино все работы о музыке и слове, — и в этом «бесценном томе», изданном «изысканно, с величайшим вкусом», «сбылась душа» А.Е. Махова.

Следующие ораторы сочетали рассуждения о важности новой книги, о неповторимости научного стиля Льва с размышлениями об уникальности «Интрады», чьи книги узнаваемы даже внешне: мастерски исполненные макеты, красота и оригинальность обложек, белая бумага. Во всех выступлениях сквозила нотка удивления: как два человека смогли сделать так много.

Проф. В.И. Новиков (журфак МГУ): «Книги “Интрады” из тех, что читатель полюбил в pdf и стремится приобрести бумажный вариант, потому что книга стала ему интимно дорога». Книги «Интрады» «останутся памятником настоящей книжности на многие десятилетия… Редкое издательство можно назвать не учреждением, а научной школой». И у этой научной школы очень сильный лидер. «“Интрада” всегда работала на будущее, и название свое оправдывает: это действительно вход — вход в будущее, в мир науки, культуры».

Проф. Д.П. Ивинский (филфак МГУ), начав с благодарности за выпуск собственной монографии в 2005 году и поздравлений с выходом тома, прочертил тридцатилетний путь издательства в духе близких «Интраде» категорий — в частности, цифры 4 (четыре тома «Избранных сочинений» Льва — четыре ступеньки многосмысленного толкования текста: от буквального через аллегорию и тропологию к анагогии) и семи свободных искусств (наверху квадривия риторика, наверху тривия музыка — главные сферы А.Е.). «Студенты как-то интуитивно понимают, что книги Махова надо читать».

Е.В. Лозинская (ИНИОН РАН) рассказала, как принесла том в ИНИОН, и молодой коллега спросил, зачем было нужно это издавать, если все можно найти в сети. Но взяв книгу в руки — он «пропал: читал, читал, читал. Книга волшебная. Во-первых, она издана так, что затягивает, ее не хочется выпускать из рук. Во-вторых, это не сумма работ. Когда работы собраны вместе — они по-другому выстраивают образ Махова, даже в сравнении с первым томом. Это образ Махова — герменевта, экзегета, у которого собственная мысль растет из тщательного толкования мыслей других и попыток разобраться, что же хотел сказать автор. Как средневековые экзегеты, Махов выращивал собственное знание, которое предстоит толковать теперь нам». Книга служит и для филологического гадания: открыв ее на любом месте, всегда получаешь ответ от Льва на свои филологические, а то и экзистенциальные вопросы. Книга тщательно подготовлена, все выверено — в лучших традициях «Интрады».

Е.В. Пчелов (зав. кафедрой ИАИ РГГУ), вспоминая самые важные вехи своего знакомства с «Интрадой» («Эмблемы и символы», «Сочинения» графа Хвостова), говорил об особом взгляде Льва на любой предмет: например, Хвостов за афористичность и краткость сопрягается с Суворовым, своим родственником. Книги, изданные Ольгой Довгий после ухода Льва, продолжают держать высокую издатель­скую планку «Интрады».

В заглавие заметки взяты слова В.И. Новикова. Присутствие молодежи: студентов, магистрантов, аспирантов ИФИ РГГУ, многие из которых помнят лекции и семинары Льва, и факультета журналистики МГУ, где его имя становится все более известным, — лучшая иллюстрация справедливости этих слов. «Все только начинается», — сказала студентка журфака Елизавета Жёлудева о своем знакомстве с книгами Льва.

За «официальной» частью последовало чаепитие и продолжение разговоров. «Было светло, тепло — как всегда у вас. Вы очень вдохновительные», — заметила Е.В. Лозинская. Т.А. Стерлидева так определила специфику первого и второго томов «Избранного»: «Первый том убивает наповал своей новизной. Но он более академичный. А второй сочетает новизну с постмодерновым выполнением. Мне этот том напомнил книгу Дж. Абрамса “Корабль Тесея”».

«Интрада» жива. «Пусть последующие годы станут интрадой “Интрады”», — изысканно сформулировала С.А. Макарова. Пусть так и будет.


Алиса Львова


1 Исследование выполнено в рамках государственного задания МГУ имени М.В. Ломоносова.

2 Видео и фото встречи доступны во ВКонтакте: https://vk.com/club232318131



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru