|
НАБЛЮДАТЕЛЬ
рецензии
Пустой горизонт невозможных событий
Надя Делаланд. Фигуры и тропы. — М.: Делаландия-Лиterraтура, 2025.
В книге Нади Делаланд, уже шестнадцатой по счету, читатель снова встретит самые главные темы: жизнь и смерть, любовь в необыкновенно высоком понимании, вера и доверие, детство и старость. Часто эти темы не названы напрямую — автор едва касается их, обозначает очень легкими штрихами, держит на самых кончиках пальцев, на кончиках веток («дерево чуть-чуть», «сквозь ветки пройти не смогу / только движение вскользь обозначу»).
«в стороны вспархивают мотыльки»
Об этих легких штрихах хочется поговорить подробнее. Посмотрите, например, как плавное и вполне посюстороннее течение первого стихотворения переворачивается в последних строчках:
Ты изо рта достал кораллами увитый
серебряный обол.
Значит, речь идет не о жизни, а о смерти? Скорее даже о переходе или — о жизни и смерти одновременно. Как заметил на презентации книги в музее Серебряного века Николай Милешкин, лирическая героиня постоянно находится между двумя мирами, тем и этим. В стихотворении тема смерти введена и раскрыта, по сути, одним словом — «обол», неслучайно занимающим сильную позицию последнего слова текста.
Другой пример — стихотворение «Он поворачивает лицо…». В нем ни разу не названо, о ком идет речь, но мы понимаем, что о Боге.
В таких умолчаниях есть и экономия языковых средств, и интимное, очень близкое обращение к читателю — мы как будто знаем общую с лирическим героем тайну. Кроме того, легкие штрихи показывают, насколько эти темы освоены и глубоко прожиты автором: достаточно одного слова или намека, чтобы создать новую глубину или новый поворот в их понимании.
«фигуры и тропы под снегом дрожат»
Уже на обложке книги дважды появляются «фигуры и тропы». Во-первых, это название, во-вторых, рисунок Елены Утенковой-Тихоновой, который соответствует заголовку на удивление буквально.
Рисунок Елены — удачная находка для книги, и не только потому, что точно соответствует названию. Он иллюстрирует многие стихотворения: именно эти фигуры, одиноко и шатко бредущие куда-то, читатель встретит в книге не один раз и даже, наверное, задумается о том, что это — один из сквозных мотивов.
нас к метро бредет немного
мы шатаемся слегка
нам ужасно одиноко
мы видны издалека
Удивительно, как совпадают ракурс, настроение текста Нади Делаланд и рисунка Елены Утенковой-Тихоновой.
И в другом стихотворении:
я в них смотрю и вижу водоем
двух человек бредущих неказисто…
Вот так, то приближая объектив, то чуть удаляя, мы вместе с автором на протяжении всей книги присматриваемся к этим фигурам, наблюдая их с разной степенью детализации.
и станешь снегом и тогда увидишь
вот мы стоим
рассыпчатые медленные словно
во сне каком тоскующие вдаль
«все непрерывно о нас говорит»
Отдельного разговора стоит венок сонетов «фигуры и тропы». Начатый как разговор о любви, он получился масштабным, космическим и космогоническим циклом о жизни и смерти. По охвату тем и лиц он напоминает о «Божественной комедии». В него приглашены («не обижай стариков заходи») и живут в нем: птицы, дети, мифологические герои, писатели. Помимо напрямую названных Эвридики, Орфея, Метерлинка, Гоголя, Гегеля, Шрёдингера и Мёбиуса, еще как минимум братья Стругацкие, Бродский, Мандельштам, Пастернак, Хлебников, Кузмин. Ко всей этой славной компании, кажется, и обращен вопрос «кто-нибудь здесь понимает в любви / кажется я понимать не умею».
Еще один важный вопрос, о котором со всей серьезностью «раздумывает» венок сонетов, — а будет ли продолжение (жизни, любви, текста)? И вообще — возможно ли продолжение? Равно как — возможно ли завершение?
Продолжение и завершение как равноценные возможности постоянно присутствуют в тексте («мёбиус шрёдингер гегель и гоголь»):
сердце затихнет дышать перестану
выйду навстречу тебе или ты
ты здесь останешься
леска удавочка ниточка связь
так серебрилась что не прервалась
И с максимальным драматизмом — в образах Орфея и Эвридики:
кровь земляники и руки в крови
сок эвридики на пальцах орфея
Благодаря этой завершенности/незавершенности время сонетов распахнуто в бесконечность:
жизнь моя смерть ты сегодня вчера
завтра и присно в прозрачном разливе
Так же распахнуто и пространство:
длинный
пустой горизонт невозможных событий
Идею «завершение = продолжение» на лингвистическом уровне поддерживают анжамбеманы первого сонета и переосмысленные амбиграммы — «уснули на льду но форель разбивает / бессонный святой паралич», «остаться нельзя запятая расстаться».
Если рассматривать вопрос о продолжении как главную фабулу венка сонетов, то финал его остается открытым:
снег просто спускается воздух рябит
картина висит интернет пропадает
и третий звонок или ангел трубит
все вышли под свет изумленный и даже
я руку твою не могу удержать
фигуры и тропы под снегом дрожат
Мы остаемся с дрожащей, не установившейся картинкой, полной противоположных возможностей и вариантов.
Для решения этого вопроса — о завершении и продолжении, сменяющих и заменяющих друг друга, идеальна именно такая поэтическая форма — неправильный венок сонетов, в котором первая строка часто неточно повторяет последнюю строчку предыдущего сонета. Так цепочка и продолжается, и разрывается одновременно, а завершающий магистрал становится в принципе невозможным.
«сделай мостик»
Я, в свою очередь, чувствую необходимость завершать отклик и с сожалением оставляю в стороне темы старости и детства, весь пантеон деревьев, разговор о терапевтичности некоторых стихотворений и многое другое.
Но вот о чем еще непременно хочется сказать. В стихотворении «Я гимнастка…» есть такие строки
и мерцает и переносит
параллельным миром
в этот мир прорастает
сделай мостик просит
там где я состою из света полета лета
бесконечно искрящихся в воздухе
драгоценных
В этом стихотворении много света, который остается с нами надолго после прочтения текста. Но знаковой мне кажется строка «сделай мостик просит». Этот удивительный мостик — одновременно гимнастическое упражнение и соединение параллельного мира с нашим. Именно это делают Надины стихотворения — легко и таинственно соединяют все со всем — любовь, смерть, жизнь, текст, реальность, сон. Мастерство автора практически незаметно, можно говорить даже о его преодолении — Надя просто говорит с нами этими легкими светящимися строчками и рифмами. Строка тянет за собой следующую, мы не можем перестать цитировать каждое стихотворение и всю книгу.
Елена Кукина
|