Об авторе | Александр Сергеевич Калужский (26.08.1958, Чукотка) преподавал в вузах Свердловска и Иркутска, работал в геологических экспедициях и строительных артелях: Памир, Эвенкия, Прибайкалье, Урал; в конце 1980-х был менеджером рок-группы «Наутилус Помпилиус», сценаристом фильма «Сон в красном тереме» — о «свердловском роке». Ныне гражданин США, преподавал в Университете Калифорнии в Сан-Диего (UCSD) и Государственном университете Сан-Диего (SDSU), в котором, в свое время, учился в аспирантуре и защитил диссертацию. В настоящее время в двух колледжах: Сан-Диего Меса колледже и Гроссмонт колледже — преподает курсы университетского уровня по литературе и риторике. Книги стихов вышли в Екатеринбурге (2012, 2017). Предыдущая публикация в «Знамени» — № 12, 2022. Живет в Сан-Диего, Калифорния, США.
Александр Калужский
В запруженной камнем Исети…
* * *
К ноябрю меня догнало: переезд,
если вникнуть, означает невозврат —
с переменой адресов своих и мест
изменяется, по сути, адресат.
Где тот я, кому и малый интервал
между письмами казался нестерпим?..
Словно лист, который ветер оборвал,
он унёсся без возврата вместе с ним.
Ближе к набережной воздух тяжелей
ниспадает непрозрачным полотном
с обнажённых подчистую тополей,
с фонарей над им упрятаным мостом.
И я вспомнил свою детскую мечту
приподнять пережитого полотно
и вернуться в одночасье по мосту
в край, где мать, отец, сестра и я — одно...
Слепнут бакенов огни на Ангаре.
Дымом стелется по берегу острог,
и бежит река, не стынет в ноябре,
несмотря на льдами скованный исток.
Памяти матери
Полстолетья спустя, в полусумраке утренней пробки,
в ходе разноуспешных попыток бороться со сном,
я, казалось, держал не баранку, но грани коробки,
аккуратно обшитой белёсым льняным полотном.
С материнской посылкой в охапку, предзимнею смурью,
затянувшей иркутское небо свинчаткою туч,
я сиял, как дитя; и в ответ — шоколадной глазурью
полновесно и смачно лоснился почтовый сургуч.
Фиолетовой рябью раcсыпались буквы по ткани,
словно птицы озябшей следы на внезапном снегу...
Не за ней ли я следом носился по свету, пока не
пробудился под утро совсем на другом берегу?
Сколько там их отправлено было мне, ладных, белёсых?..
Сколько дней, простыней поистратила мать на обшив?..
Рассосался затор, и турусы мои на колёсах
убегают к тебе утешительной весточкой — жив.
Двойная звезда
Зимовала со мной в дровяном сарае.
Рисовала с меня Дориана Грея.
Подлетала вверх-вниз кисточка сырая.
Выстывала к утру наша галерея.
Наметало снега прямо до порога.
Не смолкали в печи плотные поленья.
Плыли над головой, словно у Ван Гога,
то ли ветки в цветах, то ли сновиденья...
Вот и новый февраль выбелил аллеи.
Меж ветвей миндаля прячет ветер эхо,
что вдыхала со мной, в центре Водолея,
сладкий дух лепестков горького ореха.
* * *
Ирине
Линует дождь окрестности вкосую,
сбивает с веток жухлую листву.
И я на пару с ним живописую
тебе о том, как без тебя живу.
Стоит вагон, и подо мною в буксу
стучит обходчик длинным молотком,
покуда в окна яблоневый уксус
доносит август с лёгким холодком.
Сверкают капли редкостной огранки
и вскоре прочь уносятся с окна...
Дни не с тобой — пусты, как полустанки, —
несутся вдоль стального полотна.
* * *
Заката луч замешкался в листве —
и палевым шатром сияет крона,
и листья шелестят о волшебстве
в косых лучах прощального поклона
и вопрошают: «Не затем ли речь
Благой добавил к вящему наследью,
чтоб свет облечь и бесконечно течь
к своим корням янтарною камедью?»
* * *
Тянутся улицы, не раскрывая названий.
Гостю шесть лет, и он в городе этом впервые —
там, изо мглы и во мглу чередой очертаний,
тени деревьев свергаются на мостовые.
Красному свету вдогон на пустом перекрёстке
россыпью искр улетает цигарка шофёра;
машет Леонов с плаката в газетном киоске
звёздам извечным, патрульным ночного дозора.
«Видно ли им на капоте фигурку оленя?..» —
думает гость, очарованный бликами хрома;
тут неожиданный запах цветущей сирени
гостю напомнит о скором ночлеге не дома.
И возвратится озноб интернатской тревоги,
звёзд отраженья в запруженной камнем Исети...
«Если бы только до света лететь по дороге
вместе с оленем сквозь улицы мглистые эти!..»
Памяти сестры
Леночке
В прямоугольной гавани двора
расплёсканы огни вечерних окон.
Дождя завеса, плотная вчера,
сегодня поредела до волокон,
прерывисто мелькающих во мгле.
А мглы поверх — лицо и светлый локон
отражены на залитом стекле —
там девочка, скользнув за штору спальни,
под кливером летит на корабле...
Ей видится, должно быть, берег дальний,
откуда привезли её сюда;
и льётся голос чище и печальней,
чем небу неугодная вода... —
так искренне, что отдаются в ноте,
той ли иной, и ночь и холода,
и то, что мать в субботу на работе,
а брат к её приходу не заснёт. —
покуда ветры, воя на подлёте,
колотятся в оконный переплёт.
По счастью, слёзы отгоняют сны, и
брат может слушать, как она поёт;
отпущенный домой на выходные,
он переполнен трепетным теплом,
где голоса и запахи — родные,
а холод и ненастье — за окном!
Вот только фраза в начатом куплете
напомнит мальчику — как опустел их дом!..
И распахнутся враз пустоты эти,
и боль обид, что ныла взаперти,
пронижет: мы одни на целом свете! —
а слушателю нет ещё пяти. . .
Расстроганный, он пальцем по узору
ковра скользит, чтоб дух перевести...
Нет, он не побежит к сестре за штору,
зажав рукой рыдания во рту, —
такие пропасти вокруг, что в пору
лишь музыке заполнить пустоту.
* * *
За порогом проливень лил,
шорохами вторила мгла,
будто где-то там на винил
с треском опускалась игла;
и ни звука музыки вслед... —
хрупнет, прохрипит и замрёт
скрежет нестыкуемых сред
раз за разом, дни напролёт.
|