Старомодный анапест. Стихи. Олег Дозморов
 
№ 10, 2025

№ 9, 2025

№ 8, 2025
№ 7, 2025

№ 6, 2025

№ 5, 2025
№ 4, 2025

№ 3, 2025

№ 2, 2025
№ 1, 2025

№ 12, 2024

№ 11, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Олег Витальевич Дозморов (6 июля 1974 года, Свердловск) — русский поэт, прозаик, критик. Повесть-воспоминание «Премия „Мрамор“» — «Знамя», № 2, 2006. Лау­реат «Русской премии» (2012). Олег Дозморов стал лауреатом «Знамени» по итогам 2024 года — за  публикации подборок стихотворений «Дура-надежда» (№ 1, 2024); «Дополнительный секретный клапан» (№ 11, 2024).  Живет в Лондоне.




Олег Дозморов

Старомодный анапест


* * *

Романтики, поэты, жизнелюбцы —

в очах сиянье, волосы как нимб.

Пока искал пилу и плоскогубцы,

припомнил юность, мертвецов, Олимп.


Зачем пила? Отрезать доску ровно.

А плоскогубцы? Вытащить кривой —

спокойно, по возможности бескровно —

засевший гвоздь. Ну вот, теперь не вой.



* * *

Целовали в губы, обнимали

семнадцатилетнего меня,

без двусмысленности обаяли,

опалили лепестком огня.


Это называлось дружбой, дружбой

было, а сейчас кому скажи —

сразу стыдное там обнаружат,

глупо посмеются, дураши.


Вы все умерли уже, остались

только Юра с Женей, тьфу-тьфу-тьфу,

вызывавшие восторг и зависть —

жизнь отдать за рифму и строфу.


И за праздничную многословность,

и за полуночные такси,

и за безусловную готовность

взять себе от горя и тоски,


и за поэтические бденья

под бесстыдной лампочкой ночной

я прощу вам — нет, не преступленья —

отступленья от свободы той.



* * *

В кабаках, в чебуречных, в пельменных,

там, где пар, влажный хлеб на столах,

мы читали не только нетленных,

и не брали ни трезвых, ни пленных,

и анапест держали в зубах.


У раздачи мы скопом стоим,

поллитровочка бьёт по своим.

Мы в портфеле родную проносим,

по две порции минимум просим,

и горчички, и, это, сметанки,

под компот, не меняя осанки.


Я, как варятся в чане, смотрел,

и на Пушкина* вышел из рифмы,

и практически остекленел.

Снег повсюду. О чём говорим мы?!

Что здесь каждый в виду не имел?


...Перед лекцией, скажем, античкой,

хорошо зарядиться привычкой,

в переходе колдует Цыган**.

Крепкий кофе в пластмассу, в стакан

и туда коньяку — выйдешь птичкой.


Или, тоже отраву, «Агдам»

на скамейке, и тут же закусим

алым яблочком, падалиц там...

Горсть рябины с грехом пополам.

Под бульварную сволочь закосим.


Алкоголи! Берём у ЦГ*** —

и на кафедру. Юра Казарин

разномастные кружки, как барин,

выставляет. Закат лучезарен.

Заходи на короткой ноге!


Жизни смысл, смерти жар ощути

с первым, главным глотком алкоголя,

и умри, задохнувшись почти,

и на воздухе надпись прочти,

и воскресни, как праведник, с горя.


С той поры тридцать лет и три года,

растворилась, как сахар, свобода,

оттрепался болтун и трепло.

По усам малолетки текло,

по ушам изумительный ездил

старомодный анапест. Мне двести!

Проводите с мороза в тепло.



* Улица в центре Свердловска.

** Предприимчивый буфетчик, открыл кафетерий с наливом в переходе между корпусами университета.

*** ЦГ— Центральный гастроном.



* * *

Заходил в цветной рубахе

и платил за всё кафе —

и за тех, кто лёг во прахе,

и за тех, кто подшофе.


В детстве мама показала

мне дородное дитя,

быть таким же приказала,

кушая, растя, кряхтя.


Я смотрел, как недоносок,

на чужие чудеса,

и к себе имел вопросов,

робко отводил глаза.


Я б свернул любые горы,

но на жизненном пути,

блин, внутри себя опоры

никогда не мог найти.


Но потом однажды встретил

я прекрасную тебя

и зажил на белом свете,

на … всю чушь вертя.


А теперь, когда расстались

с изумительной тобой,

снова застучала зависть —

двигатель сокрытый мой.


С мирозданием на вые,

смерти ужасом в очке,

ем как птичка, чаевые

прячу в потном кулачке.



* * *

Только Хоппер мог бы нарисовать

или Уайет: замер подлунный мир,

тень от солнца, заправленная кровать,

в общем, то, о чём пели сто тысяч лир.


И, возможно, прав был старик Лакан,

которого так и не прочитал

пятикурсник, идущий сейчас в капкан,

не боясь желаний, о чём мечтал.


О, медовой ловушки липчайший кайф,

шорохов и шёпотов саундтрек,

от двери кровать отгораживал шкаф —

ДСП-свидетель судорог и утех.


То в романе с названием как удар

все теряли ключи и кипел Берлин

довоенными липами, как пожар,

чтоб читатель выдал адреналин.


Вынимай из сумочки те ключи,

строчка, как коечка, тут спружинь,

и в ключицу горячую прошепчи:

загуби, пожалуйста, мою жизнь.



На смерть божьей коровки


Божия коровка

в комнате жила,

а потом неловко

раз — и умерла.


Не спасли ни книжки,

ни домашний свет,

так и мы, людишки,

опа — и привет.


Я вот тоже клялся,

глупости орал.

Как я задолбался,

кто бы только знал.



* * *

Сначала дверца холодильника

не закрывается, горит

яичница, плюс проливается

лекарство, чашка бьётся — быт!


Он плачет, переодевается

и — сразу же, как джентльмен,

в предзимний Сочи отправляется,

снимает люкс, всё прах и тлен.


Сидит в дублёнке, нет, на лоджии

приняв на грудь стакан вина,

в уборной по запястью ножиком,

нет, вешается у окна.


Но ничего не получается,

ремень срывается, а нож

тупой, короче, всё срывается,

ну что ж, на пляж идёт живой.


А там она. Любовь и прочее.

Цыплёнок, речи и вино.

Глагольной рифмы червоточина.

Позднесоветское кино.



* * *

Заря догорала. Да, было шесть десять.

Но ты не заметила, я не сказал.

Над Ейском, нет, Керчью, как бритва, плыл месяц,

и свет понемногу бросал.


Любой разговор был неточен, но, впрочем,

слова — это так, ерунда.

Ведь каждый живёт в одиночестве очень.

В таких обстоятельствах, да.


И мальчик играл удивительно трудно

и, ноты собрав, улыбнулся хитро.

И нас окружают созвездья и люди.

И первые — мир и добро.


Как фильм называется? Что там с финалом?

Нет счастья, но музыка. Сны невпопад.

Так кто же я, Павлик? Нет, мальчик с фингалом?

Бедхудов, счастливчик и гад.



* * *

Юность. Море. Алое варенье —

запад. Стереомагнитофон.

Сон был лёгкий, как стихотворенье,

а стихотворение — как сон.


Море день и ночь права качало

вместе с лодкой у причала. От...

отчего казалось: вот начало?

Оказалось — всё наоборот.


Только междометием и вздохом

можно осторожно передать,

как бывает хорошо и плохо,

переплавить и зашифровать.


Жаркий сэндвич берега лимана,

в трёхлитровой банке — сон, вино.

Первый раз закуриваешь — странно,

сладко, страшно, а вино — говно.


У моих друзей смешные шутки,

Гриша повествует про минет.

Где-то Анна, Аня — больно, жутко

я ревную, мне семнадцать лет!


Так приснилось или написалось

всё, о чём пытался написать?

Юность, море, лёгкая усталость

жить, смеяться, плакать, умирать.



* * *

До перекрёстка, как дебил,

я дохромал и сматерился,

и шестикрылый сероквил

на светофоре мне явился.


Он компенсировал меня,

и я почти восстановился,

и понял: всё это фигня,

и вдруг по новой в жизнь влюбился.


Ведь я, пиша, преумножал

в сём мире хаос, как придурок,

стихов печальных нарожал

и выгорел, что твой окурок.


Во мне звучал какой-то хор,

и спор, ударные и скрипки,

шёл бесконечный разговор

и отсекалися улыбки.


И вот теперь я так сужу:

я свет несу двуногим тварям,

и, улыбаяся, сижу,

сед, бородат и лучезарен.



* * *

ты не думай друг мой ласковый

что я ни в одном глазу

масса поводов дурацковых

хочется пустить слезу


вот вся жизнь моя захряслая

ни хрена я не пророк

вся нецелесообразная

эх семейный говорок


вот собака мне докладыват

про проглоченный кусок

вот из брючины выпадыват

потерявшийся носок



* * *

Иногда отец приезжал,

дефицит привозил,

прежде чем уезжал

и мечту увозил.


Телевизор смотрел,

в нашем кресле сидел,

может, хотел остаться,

а может, и не хотел.


В тапке ногой качал,

критиковал ножи,

и Людмиле Гурченко врал

Рэйф Файнс — Станислав Любшин.


Понимал, что да с чем,

точно знал, что почём,

а иначе зачем

на земле этой типа живём.


Прядь вилась на виске,

телевизор в космос летел,

вдруг подпел песенке,

Окуджаве подпел.



* * *

Изумительно преображенье

из воображенья в быль.

Мне на пятый день рожденья

папа подарил автомобиль.


Залезаю, чуть дыша, с сандалями

в детский автопром:

электрический, с рулём, педалями,

фарами, аккумулятором!


Папа на каникулах крыл крыши,

шутка ль дело: семьдесят рублей!

Жизнь теперь возьмёт повыше

утлой траектории своей.


Мальчик разрядил аккумулятор,

целый день катаясь по двору.

Следующий день похож на кратер:

папа пропил счастье и игру.


Лил о будущем большие пули,

жарил на балконе шашлыки,

а очнулся с похмела в загуле,

подарил программные стихи:


жизнь есть слёз — не вычерпаешь — море,

мир логичен, целен и жесток,

если было счастье — будет горе,

будет точно, знаю назубок.



* * *

Они шли в тюрбанах из полотенец —

женщина, дети, через дворик школьный,

малыша несли на руках, и молчал младенец,

чистый, распаренный и довольный.


Школа по воскресеньям была закрыта,

нам дали ключ, мы готовили постановку,

репетировали там что-то, и Лёха Сита —

Лёша Ситников, сидя на подоконнике, оценивал обстановку.


Лёшин отец привозил из загранок

видеофильмы, а ещё пиво баночное и сигареты,

Лёша их тырил, мы дули жижу из банок

и дымили как паровозы, восьмиклассники и эстеты.


В туалете, где рукомойники, типа предбанник,

из крана торчал шланг, пол был залит, мы удивились,

и пока курили, я глядел из окна, ботаник,

как они шли там внизу довольные, с тазиками: вот, помылись.


Я узнал её: мыла в школе полы, казашка или узбечка, «техничка»,

обитала с детьми в школьной пристройке, панельном таком отсеке.

Мы вернулись в класс. Лёша скучал, Зося Ляховецкая пела как птичка,

я пялился на неё, ничего не зная о жизни и человеке.



* * *

Я хочу хорошую рубашку,

чтоб как раньше, от тебя в подарок.

А ещё хочу поехать в Рашку,

хоть она давно уж не подарок.


Всё там сильно-сильно заалело.

Заалело сильно, стало влажным.

Почему-то снится то и дело

то, что было скучным и неважным.


Тополиный пух, что лезет в очи,

тёплые и с комарами ночи,

старый пруд с подлещиком в Сысерти,

старый друг, что не боится смерти.


Это всё не значит, что поеду.

Это значит, что туда охота.

Ну, допустим, если ближе в лету.

Да вообще в любое время года.



* * *

Я сказал афинской черепахе:

ну-ка, перейди Пелопоннес,

Ахиллесу в клетчатой рубахе

покажи твердейший в мире пресс.


Я тебя встречал вчера в Агоре,

рядом с храмом блещущим, потом

видел, как в Пирее на просторе

ты гуляла с белкой и котом.


Черепаха молча поглядела,

развернулась и пошла к другой,

и они отправились на дело,

в твёрдой корке, грубой и простой.



* * *

Зеленовато-бирюзовые,

потом опять голубоватые,

ну а затем приходят новые,

как посетители поддатые.


Да кто же? Волны, или облаки,

или совсем другое дело.

Моргнёшь за чашечкой — и опаньки,

как всё исчезли неумело.




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru