На чистом русском. Стихи. Мария Игнатьева
 
№ 10, 2025

№ 9, 2025

№ 8, 2025
№ 7, 2025

№ 6, 2025

№ 5, 2025
№ 4, 2025

№ 3, 2025

№ 2, 2025
№ 1, 2025

№ 12, 2024

№ 11, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Мария Юльевна Игнатьева (Оганисьян) родилась в Москве. Поэт, филолог. Книги стихов: «Побег» (1997), «На кириллице» (2004), «Памятник Колумбу» (2010), «Юго-Запад» (2025). Очень давний автор «Знамени», публикации в журнале: «Стихи, присланные из Испании» (№ 4, 1997); «Окончательный вариант» (№ 9, 1999); «Деревушка в каталонских Пиренеях», (№ 9, 2002); «В праведных и неимущих» (№ 8, 2004); «Барселона» (№ 6, 2008); «Ангелы в тёмных шалях» (№ 10, 2017); «В Россию, на Марс…» (№ 8, 2024). С 1990 года живет в Барселоне.




Мария Игнатьева

На чистом русском


* * *

Старинной скукою — сторицей

плати за виды с облучка.

И всё же тёмный день струится

сквозь розовые облака.


Дитя в песочнице пасётся,

старик с овчаркой, как пастух,

глядит с тоской, и раздаётся

норвежских палок перестук:


уходит дама, огибая

Новочерёмушкинский пруд,

всем корпусом передвигая

груз убывающих минут.


И всё же летний день струится,

раз горлышко наклонено.

И тот — мне брат, и та — сестрица,

А как нас звали — всё равно.



* * *

У времени и темени учась,

рассудок как бы делается резче

и наблюдает: плотяная часть

ещё жива и пользуется речью


затем, чтобы ему преподнести

на блюдечке с покоцанною гжелью

(разбито всё — и как перенести?)

неверное его же отраженье —


так, некий фронтиспис, автопортрет,

нажитых изменений фоторобот —

где бездна звёзд, и холод во дворе,

и родственников слышится мне ропот,


живых или ушедших — всё равно:

веками умирали и рожали

и ждали, что покажется одно

лицо без перемен и подражаний,


без макияжа жизни на лице —

нормальная двусмысленность начала —

у однозначной пропасти в конце:

как ни точи перо — пиши «пропало».



* * *

Во чреве морском, точно в трюме,

разносится грязная брань,

и утренний берег штурмует

отборная лёгкая дрянь:


обрывки сетей и рогожи,

медуза с душою в аду.

И в наших Черёмушках схоже

имеется мусор в пруду.


Он мартовским льдом, как Бутыркой,

закован и тупо храним:

коряга, фанера, бутылка

из-под воды «Пилигрим».


Но дней через пять или десять

истает замёрзшая взвесь.

В тоске остановленных действий

предметы прощаются здесь


в весенней засвеченной плёнке —

из будущего занесло:

во льду — голубые пелёнки,

и селезень каркает зло.



* * *

Я удивлялась, что у старцев —

на дюйм от роковой черты —

ещё играть способны страсти,

душить — любовь, томить — мечты.


Тем горячее жаждут счастья

очнувшиеся старики,

чем холодней рукопожатье

моей бесчувственной руки.


Сама как лёд, я — шуток кроме —

завидовала казакам:

сто лет в обед, бурленье крови,

какой пылающий закат!


Но вдруг один: my lovely lady —

сказал, и тонкое тепло

лёд растопило на последях

и нежностью обволокло.


Нет ничего для сердца круче

нездешнего та-ра-ба-ра:

чужих наречий и созвучий

я с детства верная раба.


Под щебет их на смертном ложе —

и свет — во тьму и жизнь — в золу,

когда того, кто всех дороже,

на чистом русском позову.



Holland Park


Брожу по аллеям голландского сада.

Пусть бродят народы — в Сибири ли, в Сирии,

а мне — лишь бы, тихо окликнута, Siri

со мной зависала.


Вот белка, вот лорд металлический Холланд,

ручей над камнями журчит по-японски,

деревьев неся золотые обноски.

Рифмуется с «холод».


Полночи кукуя в отеле без сна,

на Лондон глазею не прямо, а мимо,

какая-то жалость, какая-то с миру

по нитке весна.


Кончается нечто, и плакать не смей,

медведь не ревёт о минувшем зимовье.

Друзья отвернулись, как в тридцать седьмом — не

году, а псалме.



* * *

Бургундской осени кино —

полузабытое блаженство,

когда для грусти нам дано

лишь личное несовершенство.


Следы незнаемых копыт —

как закорючки на надгробье,

а жизнь невидимо кипит

в лесной таинственной утробе.


Бегом, селения тесня,

взмывает линия пригорка

сквозь лес: деревьев желтизна

дрожит от влажности прогорклой.


Не стоит время ни гроша —

день пролетел, ну и не надо.

Лишь коршун, в облаке кружа,

во мгле выглядывает падаль.


А я на тропке винтовой

стою, как жертва, без движения,

под властью чувства одного:

и  э т о  зря? Да неужели?



* * *

Вон день повис на волоске,

во взмыленных сияя водах,

что топчут в розовом песке

следы людей и их животных.


Над яхтой гордый хохолок —

привет от чьей-то лучшей доли,

а в ухе скорбный хохоток,

Дениса Новикова, что ли.


Закат — движение весла —

affetuoso, piano, lento…

Ещё старается весна

не умереть в объятьях лета.


Отсюда — поздние дожди,

чумные выдохи лаванды,

и это жалкое в груди

желанье прежней, нагловатой


не юности, но что-то вро-

де той грозы в начале мая:

бегом скрываешься в метро

и ждёшь, ресниц не размыкая.



Сезанн


Розово-серые жернова

недостроенной мельницы,

камни и срубы

в напрасно поруганной зелени.

Глиняный цвет поражённой земли.

Будто бы параллельные линии

диагональных деревьев

напоминают мне провода,

по которым проносятся строки

стихотворенья.

Изобразил мне художник

то, что невидимо чую,

пока мычу я:

гудение в трахее,

напряжение света

под закрытыми веками,

позднее чёткое утро.



* * *

Уже четвёртый час настал,

а ни в одном глазу.

Лежат и плоть моя пластом,

и дух — в чужом возу.


Куда везёт их грубый дед

в коротком армяке?

Ему и мне сто лет в обед,

но дырка в номерке.


Застрял на пальце номерок.

Пора уснуть, хотя б

не как — всегда со мной — сурок,

но как усталый раб,


и не замысливший побег,

а смылившийся — жесть! —

от собственных тяжёлых век,

от мыслей, что не счесть.


Клонись, как юная лоза,

и забытье лови

сквозь потускневшие глаза

в предчувствии любви.



* * *

Из прозрачного чрева Нью-Йорка —

заглядишься  — и выпадешь вон —

вылетаем. Ни сладко, ни горько.

Пассажиры усажены швом

ко шву, надувные подушки

на загривках, как нимб, расцвели,

и качаются ушки-макушки,

на семь футов под киль от земли.

Что ж, гудбай, в голубой амбразуре

небоскрёбы, Ист-ривер, жара,

как всегда подтишок образуя

бесполезное позавчера.

Впрочем, нынче и я не согласна

с невесёлой своей правотой:

за бортом остаётся Аляска,

лес еловый и крест над водой;

держит в лапках детёныша выдра,

проплывая на гибкой спине —

из помянника жизни не выдран,

этот лист остаётся во мне.

Мхи, монахи, мохнатые камни…

Из какого-то прошлого сна

на закате кита в океане

показали — и смерть не страшна.




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru