НАБЛЮДАТЕЛЬ
рецензии
«Историю пишут люди…»
Александр Энгельс, Денис Энгельс, Николай Рогинский. Семейный портрет в интерьере эпохи. — М.: Проспект, 2025.
Книга — историко-биографическое исследование, посвященное судьбе двух семейных кланов на протяжении многих десятилетий. Частная жизнь людей показана в интерьере эпохи, с отражением колоритных подробностей времени, в котором протекала жизнь героев повествования. Сюжет документальной семейной саги охватывает период от конца ХIХ до середины ХХ века. В нем отразились белорусские местечки черты оседлости, Москва Гиляровского, очарование Одессы, роскошь столичного Петербурга, слом старого мира и трагедия Гражданской войны, жестокость репрессий, жизнь эмигрантов в Париже, ужасы охватившей Европу Второй мировой войны.
Повествование выстроено исключительно на анализе архивных документов и фотографий. Вместе с тем, в нем есть элемент детективного расследования, свойственный историческому поиску. По косвенным свидетельствам, по записям в синагогальных книгах и дореволюционных телефонных справочниках, по спискам выпускников гимназий и вузов, по упоминаниям в архивах нескольких стран о захоронении людей с похожими фамилиями, а иногда даже по надписям на тюремных стенах авторы стараются восстановить картину жизни нескольких поколений семей Рогинских-Иссерлис. Попытка удалась: финал расследования позволил ответить на все вопросы, начало которым положила старинная фотография из семейного архива, представленная на обложке книги.
Расскажем немного об авторах исследования. Александр Энгельс — историк, среди его предыдущих работ — книга к 100-летию отмены черты оседлости, книга о биографии генерала Якова Крейзера, первого военачальника Красной Армии, удостоенного летом 1941 года звания Героя Советского Союза. Но, по словам Александра, «Семейный портрет…» — произведение особого рода: «Такую книгу нельзя просто написать, создав определенный сюжет. Ее надо прожить вместе с ее героями, которые “написали” историю семейной саги своими жизнями».
Описывая судьбу одной из героинь, студентки медицинского факультета, авторы проследили ее жизнь от счастливого детства в пригороде Парижа до эшелона депортации, отправленного в Аушвиц. Два ее письма, адресованных матери, дошли до нас благодаря тому, что французские железнодорожники подбирали записки, брошенные узниками из вагонов, и пересылали адресатам. С похожим сюжетом, с письмом матери из гетто, мы встречались в романе Василия Гроссмана. Но здесь — не результат литературного творчества, а настоящие письма, читать которые невероятно тяжело. Это реальные документы, повествующие о трагической судьбе молодой девушки, арестованной за то, что она вышла на улицу с желтой звездой, прикрепленной на фоне французского триколора. Перед лицом неминуемой гибели она просит у матери прощения за причиненную боль.
Еще один автор книги, Николай Оскарович Рогинский — географ, историк, путешественник, журналист, издатель. Он не устает повторять, что историю пишут сами люди. «Как я счастлив, — признавался Рогинский, — что судьба свела меня с Александром Энгельсом. Не помню уже, как все это было в деталях, да это и не важно. Главное, что Александр настолько проникся и принял близко к сердцу историю моей семьи, что, однозначно, он теперь — мой брат. Но начать, наверное, стоит все же с того, что подтолкнуло меня к мысли о написании этой книги. Очень захотелось узнать судьбу своих близких. У нас в шкафу, на полке, всегда стояла старая фотография, такая желтая, слегка выцветшая — четыре мальчика и взрослые. Мужчина и женщина. Папа говорил, что один из мальчиков — и показывал на такого хулиганистого, — это его отец, мой дедушка Женя. Другие мальчики — его братья. А взрослые — мой прадед Абрам и прабабушка Ида».
По словам Рогинского, после революции все его родные, кроме дедушки, уехали во Францию и погибли во время нацистской оккупации. Дедушка остался в Советской России и дал продолжение славному роду. Когда в 2020 году не стало Оскара Рогинского, его сын Николай решил глубоко исследовать историю своей семьи. И совершенно не ожидал, что у него с соавторами получится книга с интереснейшим сюжетом, с такими водоворотами событий, что не поделиться ими с тысячами читателей было бы просто несправедливо. «Александр Энгельс на самом деле все это раскопал, проанализировал, систематизировал и описал, — рассказывает Рогинский. — В поиске по архивам четырех стран участвовал также Денис Энгельс. Я был лишь их надежным плечом, которое поддерживало их в этих поисках».
Книга — не просто интересное историческое исследование: ее легко использовать и как пошаговую инструкцию для восстановления своих семейных корней. Но можно читать и просто как роман — тем более что все написанное в ней — правда. Здесь есть все — любовь и человеческие отношения, чувства и страсти, горечь потерь. Судьбы, переломанные колесом истории, ужасы войны и Холокоста, страдания и смерть. Доблесть и благородство одних соседствуют с коварством и жестокостью других, образы героев — живые и яркие. Они останутся с вами надолго.
Яна Любарская
|