Об авторе | Василий Павлович Нацентов (07.12.1998) — российский поэт и прозаик, родился в Каменной Степи Воронежской области, в поселке научно-исследовательского института. Прадед — фотохудожник Павел Иванович Нацентов, выпускник ВХУТЕМАСа. Внештатный военный корреспондент «Красной Звезды» и других изданий. Награжден орденом Красной Звезды. Василий Нацентов окончил магистратуру географического факультета Воронежского университета. Пресс-секретарь регионального отделения Русского географического общества. Лауреат премии правительства Воронежской области и Международной литературной премии им. В. Аксёнова. За книгу стихов «Лето мотылька» Василий Нацентов стал финалистом и обладателем специального приза премии «Лицей-2019» им. А.С. Пушкина. Лауреат литературной премии «Лицей» 2024 года. Предыдущие публикации стихотворений в «Знамени»: «александрийский прочерк» (№ 3, 2019); «гулкое и пудовое» (№ 8, 2020);» «Каменная Степь» (№ 10, 2021); «Крылатый бересклет» (№ 10, 2022); «Война сшивает цыганской иглой…» (№ 9, 2023); «Августовские эклоги» (№ 2, 2024). Живет в Воронеже.
Василий Нацентов
курлак битюг
* * *
Наградой за все труды весны света весны воды — эфемероиды* Под небом низким прифронтовым быть живым
* Эфемероиды — растения, которые имеют очень короткий вегетационный период, обычно весной, и после образования плодов их надземная часть полностью отмирает. Примерами эфемероидов являются: пролеска сибирская, хохлатки, кандык сибирский, ветреница лютиковая, галантус снежный, белоцветник весенний, чистяк весенний, а также некоторые виды тюльпанов, крокусов и гусиного лука.
* * *
Диалекты овсянок убегающий со всех ног звук малых рек курлак битюг ** в зелёной байдарке распахнутые ветра сторожевое дерево тень гекзаметра
** Курлак (Большой Курлак) — река в Воронежской области России, протекающая в Аннинском и Эртильском районах. Левый приток Битюга, бассейн Дона.
* * *
Спал с открытым окном Просыпался от крика стрижей Ёжился в постели от холода Сломанный оркестр воробьёв Ветер в цветущем жасмине Пил кофе читал новости Освобождённые захваченные деревни (в одной из таких выросла моя темноглазая жинка) Переговоры ракеты обмен замороженными телами (многие из них мои ровесники и моложе некоторых я знал а с одним даже дрался в начальной школе он тогда победил) Днём было много работы скучной и очень важной (за неё платят деньги я работаю удалённо) Парило Заходил дождь Поднималась в полный рост туча В степи всегда нужен дождь Особенно в моей Каменной Он обходит севером и югом Западом и востоком Громом смеётся дразнит И ковыль светится как волшебный После работы был на даче Рыхление это второй полив Второй полив третий четвёртый Держитесь помидоры и перцы (уже много лет на дачи не качают воду растения почти привыкли а люди никак не могут кажется это хорошие растения и хорошие люди) Вечером смотрел телевизор В Каменной Степи есть телевизор На канале Культура джаз и старые фильмы Открыто окно И далёкий грохот военного вертолёта Взбалтывал сумерки Смешивал соловья и малиновку Тасовал карты Я распутывал вытягивал нитки звука Отличал шелест липы и шум каштана Капли падали круглые спелые как черешни Утро было большим и ничего не знало о прошлом
19 марта
памяти деда
После долгой оттепели — полоса уже подёрнулась синевой пролесок, показались хохлатки — игрушечные пальмы, звериные лапки, и ветки бересклета — оруженосцы, как слепые, уже толкались, пробовали пространство; после долгой оттепели — морозный день и редкие, как в ноябре, снежинки.
Я знаю, что нельзя ничего вернуть, повторить, что всё прошлое заканчивается ранней весной, совсем умирает. Я знаю. Но это низкое небо, эти немые певчие птицы, их глаза тёмного стекла чёрной воды отражение.
Мороз пахнет пролесками, серо-сизый, в цвет дроздиных яиц, и первый селезень, внезапный и своевольный, над усынком — эскиз памятника.
* * *
Лес от пролесок синий, сонный — по щиколотку, как в воде, бегут деревья, чёрные клёны, черешчатые дубы, осины — бег их морской, солёный.
На углу, у старого бересклета, — медуница неясная, зяблик, неловкий, обыкновенный. О какой такой Флоре, о Фауне, о Диане — неуверенность зяблика, бессилие первоцвета?
За озимым дубом, как за статуей Эпикура — прочен мрамор коры, волниста листва волос — спрятаться, дожидаться лета, из пролесок изобрети стрекоз.
* * *
Ещё один чужой не слишком прозрачной жимолостью грушей заброшенный как сад забывший и ставший ветром и песком
И всё вокруг — Гомера горе смиренье трав терпенье света ликующее на просторе в лесные полосы одето
В дожде в листве в боях без правил он никогда не будет прежним мир этот мир давно оставил цветущим нежным
* * *
Полдень тих и высок, как загадка. Обернувшись в соседнее дерево, дуб или клён, ты стоишь мусульманкой в листве до колен, и глазам твоим грустно и сладко от солёного ветра с далёких морских берегов. Не опомниться, не оглядеться. Эту степь оглушило сарматское море веков, а теперь ещё ты, актриска, столичная штучка, — театрально бледна твоя бледная ручка, а сердце горячей и грубей, чем кочевников пятки, — завернись в жестяную листву, в эти цепкие ветки, — только прятки возможны с тобой, только образ разгадки.
* * *
Маленькая, ты помещаешься под язык, один слог имени, к которому так привык, что не страшна разлука. Ветра вой, из новости в новость кочующий вечный бой, не забирающий никого (так кажется, если смотреть без звука). Если закрыть глаза — долгие твои платья и соловьиные слёзы длинные, как объятья, год какой-нибудь нулевой, две или тысяча девятьсот любой. Как вокруг дерева или дереву поперёк — бумажный солдатик, улетающий мотылёк.
|