Между скорлупами миров. Стихи. Тимофей Николайцев
 
№ 10, 2025

№ 9, 2025

№ 8, 2025
№ 7, 2025

№ 6, 2025

№ 5, 2025
№ 4, 2025

№ 3, 2025

№ 2, 2025
№ 1, 2025

№ 12, 2024

№ 11, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Тимофей Вячеславович Николайцев родился 4 января 1974 года в Петропавловске-Камчатском. Получил высшее образование. Работал вахтовым методом в северных регионах: Якутия, Чукотка, просторы Магаданской мерзлоты и кромка Ледовитого океана. Профессии самые романтические и незамысловатые — вальщик леса, сучкоруб, укладчик кабеля связи, рабочий траулера, дизелист… Возвращаясь в Новосибирск отдышаться — работал и дворником, и водителем троллейбуса, грузчиком в пекарне и столяром-мебельщиком, строителем-шабашником и подмастерьем в скульптурной мастер­ской. С какого-то времени ринулся в науку. Участвуя в научных экспедициях МО и советниче­ских миссиях, побывал в Монголии, Таджикистане, Марокко. Поэт, писатель-фантаст, рассказы и повести время от времени появлялись в журналах «Сибирские огни», «Новый Енисейский литератор», «Порог», «Реальность фантастики». В 2008 году номинировался на премии  фантастов «Портал» и «Бронзовый Икар». В настоящее время место жительст­ва — на севере Крыма, в городе Армянске. Дебют в «Знамени».




Тимофей Николайцев

Между скорлупами миров


* * *

Было бы честно — откуда-то… издалека

брести, оскользаясь на перебродившей глине и,

буравя брезентовый контур проводника

сомнением взгляда — страдать, предаваться унынию,

мечтать о привале и в кислом дыму кизяка

сушить провонявшую обувь. Кобыльей мочою

врачуя укусы. И в узких глазах степняка

читать отраженье эпох и угрозу. Ночуя

в кибитках и кашляя пеплом. Томленьем виска

встречая пришествие ночи. Высокой звездою

считая прореху в кошме… и в курчавости войлока

теряя своё настоящее имя… прошлое…

и, собственно, цель… и метаться, искать сквозняка

пылающим лбом. Поклоняться заброшенным

обрушенным храмам, усохшей соломе… и так

же кивая скуластым обветренным лицам.


…Да, было бы честно — далёкий отсвет маяка

искать сквозь солёные брызги. И северным птицам

вверять направленье пути. И скрипучей пенькою

канатов и нервов, измученных солью и йодом…

треском бортов под напором заноз плавниковой

кости и жаберной плоти… и так, год за годом —

в шелест глубин, колыхающих вялые зыби,

в ужас закатов, цвета испорченной крови,

в плеске волны, студенистой от многих внимательных рыбьих

зрачков… и сквозь сны, про которые кроме

гулкого паруса некому слушать. Отвесный

дождь принимая плечами. И, деревенея

столбом позвоночным, что в мачту врастает, и реи

ключиц напрягая до хруста. Так было бы честно…


Так было бы честно… Фразою этой измучен

язык… и морщинистым веком моргая —

как с картою вен, с планом набрякших излучин

сверяясь. Не ты, так какая-нибудь другая —

кивнёт «Понимаю!…» и мёртвым горящим воском

на тонкое блюдце с отколотым куцым краем

стечёт этот полдень… Всё, если подумать, просто —

ты смертен, забывчив, а значит — ты сам стекаем

на треснувший кафель, и значит —  ты сам расплывчат,

как солнце в зрачках прокажённого, но тускнее…

Сейчас ты не нужен, но скоро тебя разыщут

скрипучие сны, про которые вместе с нею

страшились вы даже подумать. До сдавленной рези

скворчит эта фраза, обжатая теменными

костями… И станет постыдным — грезить

о книгах судьбы, или о том, что не мы их

писали и править не нам их… Закатная алость

трепещущих штор, шорох листьев… опять!!. И осталось,

зажмурясь и зная, что поздно и что неуместно —

твердить это часто и тщетно — так было бы… честно…



* * *

Сорок семь лет не могу я привыкнуть к стуку

веток в стекло. Пасмурно… мокр и южен

ветер, несущий обрывки песен, скуку,

горестный запах убогих нездешних хижин,

нас приютивших или же нами оставленных

в том параллельном мире, где я тебе верил.

Где я пошёл за тобой. Где я — тот неприкаянный…

Где мне искать без тебя эти чёртовы двери,

что открываются только случайным прикосновеньем?


…Если б ты знала, сколько дверей я случайно распахивал,

в тщетной надежде следуя за дуновеньем

ветра вдоль улицы… ветки… упругие взмахи… вал

листьев, штормящий на площади, хлопья пены

в глотках подъездов, балконы забиты рванью

жёлтой и нежно-багровой… шлепки о стены,

кляксы на клумбах, бурты… и рассветной ранью —

дворник невыспанный, подволакивая колено,

выскользну в утро и, малопонятной бранью

перекрестив новый день, листвяного плена

сонный лишаю газон… тротуарные чищу грани,

шаркая через коросту двора. Каждый день я

листья сгребаю метлой, терпеливо, скучно…

и закрываю глаза, их страшась паденья.

Я не найду тебя более в них, потому что… —


Листья с деревьев падают лишь отвесно и

не улетают никак… честно падает дождь и творожит

рыхлую грязь на обочинах честных дорог. В этой местности

сорок семь лет облетала листва. Отчего же…

не отпускает? …Хоть мышцы сердечной трепет

стал чуть медлительней и по-стариковски плавным.

Воздух льнёт к пальцам. Срываясь в убогий лепет —

вот что я понял, и вот что почувствовал главным,

стиснув огузок метёлки в некрепкой щепоти

и погружаясь лицом в этих листьев вялость —

«в тысячах слов не расслышать таинственный шёпот.

в тысячах глаз не увидеть огня!»  И осталось,

как мне поведал нетрезвый один нефтяник,

рядом подсев… (мол, «бывал я влюблён и пылок!»)…

стиснув глазницы давно не стриженными ногтями —

«не оскорблять прощальным взглядом затылок

тех, кто уходит». А нам, в темноте кромешной,

только осталось — стоять, обмерев и слушать,

как шелест тех многих — оставшихся, не долетевших —

тихо плывёт через мир, набиваясь в уши.



* * *

Был ли ярок тот полдень? Да

и был ли он? Или одна слюда,

затянувшая окна, щурилась жёл-

тым расплывчатым кругом? Шёл

полуденный час или близился вечер, тускнея

в дымном мареве города? С крыши капало

или мело? Отражался в окне я?

Или глумливое эхо металось под куполом

храма? Или под крышей вокзала?

Или мы оба на миг отразились в чём-то

смутном — в кристалле, в магическом зеркале?

…А потом ты, отбросив окурок, сказала:

«Да пошли они к чёрту!…»

Гремели кастрюли, вскипало визгливое «Верка, бля…

Чой ты-то расселась?!.» Плескалось. Скворчало.

И вилки растерянно брякали. Тёк электрический гул

по пыльным плафонам, и кожу саднило на щёках.

Так было... Но что-то случилось... Ещё так

невнятно, как шёпот… И я всё никак не могу

припомнить… ну, вроде — топорща рябые затылки,

взмелись воробьиные брызги. Вдруг стало

прозрачней и твёрже. Надвинулось небо. В просветы

меж зданий просыпались листья. Листая

страницы — «Мы можем…» — сказала в ответ ты. —

«Мы можем так тоже…» И, стиснув помятые брылья,

не вспомнить, а был ли тот полдень? А был ли?



* * *

Слезящийся отблеск снизу и — камешком!— в перекрестье рам…

Шарканье створок… голову в ночь и, тихонько: «Кто здесь?»

Кто-то стоит в жидкой лужице света… И, пылью цементной хрустя,

в поисках новых путей от заката к рассвету,

тихо войдёшь и, помедлив, протянешь в горстях

смятую оторопь листьев, и скажешь: «Вот это —

видимо, всё, что могу я сейчас объяснить…

Стоит ли пробовать?

Ибо слова «ты поверь мне» всё только портят.

Кто-то, в салат погрузивший пиджачный локоть

в пьяном внимании и, отъедая ломоть

с кругом колбасным, скажет: «Угу», как филин.

Сам же раздутьем белков, как у рыбы снулых,

будет нащупывать грудь под одеждой, или

сонно блуждать по пустеющим спинкам стульев…»

Камушком!..— «Кто здесь?» — и громко в ответ: — «Спускайся!..» —

Дребезг бутылочной тары, брошенной вдаль накатом.

Странно и весело снизу смотреть, как пальцы,

ищут щеколду — а в стёклах  с густым конденсатом

не отразиться… даже и не пытайся!

Сон исчезает… Шлепки о перила деревенят ладони,

И с ощущеньем занозы в коже… шаг из подъезда…

— «Ну… кто же здесь? …Верка?» —

В ночь, под фонарь… Моросит за открытый ворот…

Бр-р-р… — «Ты чего здесь… ну, в смысле мокнешь?» —

Возле скамейки опалый хрустящий ворох

листьев и смятой пластмассы, а рядом в окне ж-

гут сигареты небритые люди, уставясь

в форточки красной бессонницей «беломоров»

В свете фонарном шуршит тополиная завязь.

В скулах соседа открылись, под вспышкою, поры.

Сквозь кирпичи проступает зелёная окись.

Мир накреняется, вдруг оказавшись у края.

— «Слушай, я знаю

этот секрет… это листья… смотри, как просто —

словно открылись глаза словно этой ночью

всё получается … тучи плывут, но ведь звёзды

видно сквозь них… Листопад — а за ним клокочет

гулкая даль, и нам нечем её измерить.

Только дыханьем, тоскою, остывшим чаем…

Я, наконец, поняла — существуют двери,

створки которых откроются только случайно

И навсегда… прочь… о, сладкое слово!

Чуть не свихнулась, пока до тебя бежала

всё рассказать… и позвать тебя… всё готово…

Ну же… пойдём…» — И ладошка сжала

мне пятерню. — «Да постой… Куда ты?

Я ни хрена не понял… в чём дело?» — Кисти

рук, рассыпая мандраж, всё тянут — «Успеть… к закату…

Знаешь, я поняла, куда улетают листья…» —

Рушится дождь, рассыпаясь по жести. В уши

давит вода — я, наверное, не расслышал…

— «Я не смогу объяснить… Лингвистическое удушье —

мне не хватает слов. И к тому же крыши

слишком смыкаются. Тесно — скрипит в верхушках

лёгких испарина. Дождь. Я тянула носом

палую воду. Я так спешила,

чтобы быть рядом, как ветер листву подбросит

в небо, с сырого сорвав карниза,

и понесёт над домами,

выше, левее, а дальше — полого книзу…

нужно за стаей, покуда она не канет

в жерло дороги… вернее — тропинки лисьей

между скорлупами мира, в сквозные дыры,

через которые льются стихи и мысли

этому бреду подобные. Прочь с этих мест, где жиром

в кольцах колбасных меряют ценность жизни, и

не изменить ничего, хоть кричи, хоть топай.

Ведь ложки молотят — колоколом по тризне.

И каждый обрывок земли чьей-то увенчан попой…

И пни городов сплошь в кольцах дачного пояса,

да нужно зренья лишиться, не думать об этом чтобы.

Что мчится навстречу окнам любого поезда?

Заборы, сортиры и эти, повсюду… попы…

Мне так надоело взрослеть здесь, стареть и корчиться…

И биться с соседями, после скорбеть и сетовать…

Тянуть сигарету, пуская дыханье в форточку.

Мне так надоело быть крохотной частью этого.

Да встань же… Пойдём… да не будь как унылый нытик…

Поверь мне на десять минут… — поиграй в аргонавта…

Что?!. Трудно тебе?!.» — «Да я уж промок до нитки…

Аж до резинки трусов… Подождём до завтра?»

— До завтра?.. — До завтра! — До завтра…  Ну что ж… До завтра!..



* * *

Итак…  Ликуют воробьи, вовсю отмерив

мне брызги щебета, и вспышки пёстрых перьев,

средь голых сучьев шумно колготя.

Как близорукий,

я щурюсь отражению в стекле,

что затопило комнату. Без света

мне будет трудно. И сквозь этот гул

ах, если б уши различали звуки,

ах, если б стало чуточку светлей,

ах, если б только не кончалось лето

и мы чуть дольше оставались тем,

чем кажемся сейчас друг другу, то не

остались б в этой полной темноте,

в ней простирая бледные ладони…



* * *

…Отвернувшись к стене и во сне подтянув к груди

куцые жлыги коленей, невнятно шепнёшь: «Уйди…»

чьим-нибудь тёплым ладоням,

пыльному свету в обрывке оконной марли.

У глухоты, как у потёртой монеты,

есть сторона оборотная — мне ты

можешь орать, но я не пойму ни тона

самых обидных слов, ни даже униженной

горестной просьбы. Зато из стенного картона

капля за каплей сочится сжиженный

голос соседей… всегда — о погоде, ценах…

И никого не останется в мире целом

чей бы сказал, снисходительно, гордый рот:

«Встань» и «Пойдём», словно вбивая сваи.

Ты бы и сам… Ты сумел бы… Но только вот —

простыни пахнут потом, и сам ты старый.

И уже не осталось блеска слезы. Обречён я. Теперь иное

застит мне взгляд. День за днём — старея,

топот сердца не в такт… и дыхание вяло

цедит ветхую пыль из чугунных кишок батареи.

Лишь прикусивши застиранный край одеяла,

сжавши его зубами до ватного хруста,

можно взглянуть… Но теперь там темно и пусто.

Там горбатятся крыши в надсадном свечении месяца.

То, чего не вернуть, с кровли слизано ветром. Но я

не смогу одолеть три последних ступеньки лестницы…

то ли громко скуля, то ли тихонько воя…





Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru