И эти стражи, легион олив… Стихи. Андрей Костин
 
№ 10, 2025

№ 9, 2025

№ 8, 2025
№ 7, 2025

№ 6, 2025

№ 5, 2025
№ 4, 2025

№ 3, 2025

№ 2, 2025
№ 1, 2025

№ 12, 2024

№ 11, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Андрей Григорьевич Костин родился в 1968 году в подмосковной Коломне. Окончил Суворовское училище и Военный институт иностранных языков в Москве. Прослужил около года военным переводчиком (французский и английский языки). Жил в Париже, изучая экономику и финансы. Предыдущие публикации стихотворений в «Знамени» — «На всё лето» (№ 7, 2002); «Милан ушедший» (№ 7, 2016); «Последний землемер», (№ 12, 2018). Последние годы по роду деятельности живет в основном в Италии, в Милане.




Андрей Костин

И эти стражи, легион олив…


* * *

Тяжёлое тканое покрывало,

древнее, купленное в Агадире,

«багровое с ржавчиной» — ты так сказала,

смотрелось живее в пустой квартире.


Его монотонный скупой орнамент,

брошенный на пол, хранящий прохладу,

твоему бедуину дарил фундамент,

приводил в онемение, будто в награду.


И в доме тянуло убогой красильней,

выжимкой солнца и примесью глины.

Тишину разрушал эритреец-рассыльный,

названивал в дверь. Вот хлеб и маслины.



* * *

Так тих, благоухает сад, родная.

И эти стражи, легион олив,

стоят вокруг, ряды не размыкая.

Я вижу день, как в заточении калиф.


Мы пьём чаи из тонкого фарфора.

По склонам гор весенние костры

дымят, скрывая нас и часть простора

завесой рваной от чумной поры.



* * *

Из поздней осени не выветрилось лето.

Его тепло слабеет волнами, как тантра.

От шума города я отключаюсь снова где-то

и застываю, как на камне саламандра,


как на стекле мозаики церковной — солнце,

чей луч пронзает своды тусклой крипты.

Органный звук, летя наружу, вознесётся

над ликом статуи оплывшей Бенедикта.


А вечерами в окнах зажигают тыквы.

И дети рядятся, бегут звонить соседям.

Читают им свои конфетные молитвы.

Мы их похвалим без акцента и приветим.



* * *

В неровных волнах зелени холмы.

Из тонких конусов литые кипарисы.

И кучка новобранцев — это мы,

дозор Версилии* близ вероломной Пизы.


По крепости на каждой из вершин,

смолят огни в бойницах грубых башен.

Дорог едва заметный серпантин

струится резко вниз, но он не страшен.


Мы встретим, как обычно, новый год.

«Ирония судьбы», нарезочки, салаты.

Пройдут гурьбой крестьяне у ворот,

и кто-то бросит: «С праздником, экспаты**».



* Версилия (итал. Versilia) — историко-географическая область в северо-западной части Тосканы.

** Экспат (expat) — дорогостоящий иностранный специалист. В общем случае экспат — человек, работающий и проживающей вне страны, гражданином которой он является.



* * *

Крепись. Продолжатели нашего рода,

эта юная кровь в средиземной стране,

спросили на днях, а какая в России погода,

застыв возле карты на белой стене.


За их спиной на книжных полках дружно

будто вздрогнули классики, оторопев.

Культурный груз проделал путь окружный

и был востребован, как мебельный рельеф.



* * *

Курьер дремал, но прижимал упрямо

к груди свой махагоновый портфель.

И литерный ночной, как шифрограмма,

летел в степи за тридевять земель.


Его не тормозили полустанки,

он прошивал, оплавливал простор.

Курьеру снилось, как на чистом бланке

приказ штампуют или приговор.


Ещё, казалось, грохот канонады

вплетался гулким эхом в стук колес.

В мозгу рвались тяжёлые снаряды,

вели кого-то снова на допрос.


А раньше бабы ждали б на платформах.

Рессорил, сипло выдохнув, вагон.

Домашний хлеб у них, черешня в вёдрах.

И рядом где-то тихий, тихий Дон.



* * *

Ещё до разлома времён

и после, на их порубежье,

отец спешил на стадион,

и было что-то в нём медвежье.


Я семенил за ним, малец.

Глотал, сбиваясь, майский воздух.

И был советский в нём свинец,

осевший в нас до тканей костных.


Народ болел за «Авангард»

и пил без этикеток пиво.

Но в первом тайме два подряд

забили гости, и красиво.


Отец, насупившись, молчал.

Вокруг кричали и свистели.

Меня никто не замечал.

Мы отыгрались еле-еле.


Потом вдоль парка шли домой.

Отец прикуривал неспешно.

И с тополей летел стеной,

клубился пух, как вихрь снежный.


И я пинал тот пух и брёл.

Мы натыкались на соседа.

— Ну, что там наши, как футбол?

— Всё хорошо, почти победа.



* * *

Я жил, как все, советский школьник,

мечтал поехать в ГДР.

Но иногда мой дух-раскольник

летел в Женеву, например.


Хотел собкором «Комсомолки»

увидеть будни братских стран,

но грезил Зориным в Нью-Йорке

международных панорам.


И был ли я, вообще, глубинно

ломоть и соль своей земли?

Такие славные из гимна

у нас слова. Их не спасли.



* * *

В машину залетела паутина,

повиснув на зеркале заднего вида:

там, где иконка у христианина,

или, у прочего индивида —

пахучая ёлочка, амулеты.

Ну, и куда мне подбросить вот эту

попутчицу лёгкую, хитрость паучью.

Я буду кемарить в седле, как гаучо.

Сольюсь с предзакатными красками сельвы.


Буду сквозь душное марево долго

молчать ни о чём, успокаивать нервы,

чтобы в конце померещилась Волга

и плеск осетра, и убитая пристань.


Мне надо там спешиться, вспомнить, как раньше

бежал камышами, таился, расхристан,

отыскивал лодку свою, как команчи;

ложился на дно её, грел её остов,


без вёсел пускал, не зная, смогу ли

наткнуться ещё  на затерянный остров

в воде глубоко и на небе июля…



* * *

Торопит лишь свет,

который в тебе,

не замутнён, спокоен.

Разбитый, как швед,

встаю по трубе,

храбрый Мальбрук, твой воин.


Куда бы теперь

затеять поход,

вызволить край, станицу.

Мне, кажется, в Тверь

грозит перевод,

но и тому не сбыться.


Без слёз проводи,

постой на крыльце.

Детям шепни что-то.

У нас впереди

сто лет, и в конце

будут повержены готы.



* * *

                                                             А.А.


Издатель журнала с рыжей обложкой,

набрав в рабочую квартиру на Смоленке

чужих стишат, их редактировал немножко.

А то и свои шлифовал, как нетленки.


Он мне заваривал в большую кружку чаю.

Мы обсуждали, не спеша, последний номер.

Проблемы спонсора, который, удручая,

давал понять, что скоро — всё, «гейм овер».


«Но есть — забрезжил! — новый благодетель,

пока без имени, с ним состыкуют завтра.

Рутина жуткая, и вы тому свидетель.

Но это так... Давайте рукописи, автор».



* * *

Люди в метро раскрывают книги.

Много людей погружается в прозу

или стихи. В библиофильском иге

длится их век, подобно наркозу.


Мимо несутся названия станций,

весь этот мрамор. И признаки жизни,

как за стеклом, возникают, слоятся,

или растут в запотевшей линзе.


Так, не очнувшись от текста, от ямба,

пальцами множа страничный шелест,

люди без слов прорывают дамбу,

тёмным потоком спешат на нерест.



* * *

Как длинный список одноклассников Лолиты,

вот имена моих футбольных корешков:

Челани Марко — бог глухой защиты.

Рибеки Ванни — фланг, из пыхтунов.

Баратти Дарио, Андреа Дзаппатерра.

Галициа Томмазо (Том «The Boss») —

финтит, ударит, резкость глазомера,

даёт шикарный дальний кросс.

Эджидио, Микеле Джилардони.

Андреа Слонго — «бомбер» с животом.

Мигани, Пива — трудовые пони,

Голкипер Саудати — как фантом.

«Злой русский», тяготеющий к атаке,

я редко, в общем-то, дарю мячи.

Мы бьёмся долго, часто в полумраке.

Никто не хочет серенькой ничьи.



* * *

В этот раз нас на корриде,

извини, не будет, Диди.

Рассуди не очень строго:

будут нам поля Ван Гога,

Арля улицы, Прованс.

Это, Диди — лёгкий транс.

Парк Камарг, вдали — фламинго.

Будет замок Меровинга

под названием Каркассон,

крепкий, как в машине сон.

(А пейзаж Камарга, Диди,

чем-то был сродни Тавриде...)

Дальше — город Барселона,

многолюдна, раскалённа.

И Саграду Гауди

ты увидела, Диди.

Ну, а что до Сарагосы,

были к ней у нас вопросы.

Оказалось, кроме зноя —

Гран кафе, Пилар и Гойя.

Попрохладней был Бильбао.

Ты не съела бакалао.

И ещё: в Сен Жан дё Люз

море было без медуз.

Снова мчит наш синий конь,

через Ланды и Дордонь.

Тихий омут — Мартиньяк.

Предлагают всем каяк.

Предпочли Леско, пещеры.

В них ютились староверы,

среди них — анималист.

Холст его так груб, ребрист.

Под конец наш хитрый план

поломал слегка Жорж Блан.

Он жесток. «Пуле-дё-бресс» —

со сморчками или без?


Вот. Пространства в нашем гиде

много, много, много, Диди.



* * *

Ты будешь медленной, как мёд —

альпийский, липовый, гречишный.

Под слитками лучистых сот

я шелохнусь, уже неслышный.


Апрель смывает внешний шум,

сквозит цветеньем в чей-то улей.

Большой собор на местный ГУМ

взирает ликами горгулий.



* * *

Мы сидим, полуночное трио —

ты и я, и ещё Иосиф.

Говорим и молчим про Рио,

Нам бы было легко, всё бросив,

улететь в этот город снова

и смотреть в океан с Ипанемы.

Иосиф думает: люди — совы,

и у них, как всегда, проблемы.




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru