— Полина Щербак. Пожирающий. Ольга Олесина
 
№ 6, 2025

№ 5, 2025

№ 4, 2025
№ 3, 2025

№ 2, 2025

№ 1, 2025
№ 12, 2024

№ 11, 2024

№ 10, 2024
№ 9, 2024

№ 8, 2024

№ 7, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

рецензии



Подростковый постапокалипсис и не только

Полина Щербак. Пожирающий. — М.: Самокат, 2025. — (Встречное движение).


«Пожирающий» вышел в издательстве «Самокат» после победы этой рукописи на конкурсе «Саламандра». Автор, Полина Щербак, — молодая детская писательница из Челябинска. Ее новогодняя книга «Дед Кошмар и сбежавшие желания» была опубликована в прошлом году в «Альпине», а сборник рассказов «Мой май» сейчас готовится к изданию в «Белой вороне». Конкурс «Саламандра» устроен так, что тексты из шорт-листа в финале могут получить предложение от издателя, а могут и два, и три. За «Пожирающего» в прямом эфире спорили два издательства. Для начинающего писателя, такого, как я, это было завораживающее зрелище. Можно бесконечно смотреть, как издатели соперничают из-за автора… и как горит огонь.

Автор вводит в книге фантастическое допущение: люди экспериментировали с огнем как самым мощным оружием с целью уничтожить врага на войне. Речь не об огнеметах, а о пламени, которое может само выборочно загораться в нужном месте и гореть днями, даже месяцами. Ему дали имя «Пожирающий». Эксперименты проходили в лабораториях, а для граждан были построены убежища на случай, если что-то пойдет не так. И что-то пошло не так. И мир сгорел. Весь — не только враги, но в первую очередь Этра, город с лабораториями. Пожирающий пожрал все, не разбирая.

В литературе для подростков сейчас популярны мрачноватые книги, например, антиутопии, а «Пожирающий» — это подростковый постапокалипсис. Как принято в постапокалиптическом жанре, главные героини, Нола и Айда, путешествуют по разрушенному миру с целью выжить: найти еду, воду, согреться, обустроить свой быт на развалинах. От «взрослого» постапокалипсиса подростковый отличается не только возрастом главных героев, но и меньшим уровнем жестокости: в результате катастрофы множество человек погибло, но никто не умирает прямо на глазах у читателя, хотя герои видят мертвых людей.

Постапокалипсис для подростков — не новый жанр. Можно вспомнить, например, переведенную на русский язык мангу «Последнее путешествие девочек» Цукумидзу, где по обломкам мира тоже бродят две девочки, или аниме «Куда едет поезд судного дня?», где девочек четыре. Я неслучайно называю в качестве примеров аниме и мангу: современный юный читатель Щербак, скорее всего, знает именно такие произведения, более того, он может «шарить» исключительно «за них».

«Пожирающий» честно исполняет все жанровые обещания: есть две героини, их путешествие, разрушенный привычный мир, выдуманные автором интересные способы добывать пропитание (рогатка). Вряд ли кто-то из подростков, которые захотят дочитать эту книгу с целью узнать, выживут героини или нет, будет разочарован. Тут все, как полагается: почти полное отсутствие других людей, угроза со всех сторон и смертельно опасные ситуации. Мир разрушен, но продолжает рушиться: Пожирающий ест и никак не насытится, уходит с новых мест, возвращается на старые. Автор то помогает героиням, подбрасывая им полезные находки, то запирает их без возможности выйти. Я читала «Пожирающего» вслух своим детям одиннадцати и пятнадцати лет (у книги маркировка 12+), и они слушали с огромным интересом: внешняя интрига держит читателя, не отпуская до самого конца. В этом смысле «Пожирающий» точно попадает в свою аудиторию, в отличие от тех подрост­ковых книг, которые говорят с читателем на особом мертвом языке, изобретенном взрослыми для разговора с подростками.

Но эта книга отличается тем, что она гораздо больше, чем жанровая. Это не просто антиутопия для подростков. Нола и Айда хотят остаться в живых, но им недостаточно просто выжить. Это становится ясно из главы, где Щербак искушает своих героинь: она приводит их на остров, который не тронул Пожирающий. Там есть зеленые растения, еда и кров. Айде и Ноле предлагают остаться и тем самым спастись. Когда они впервые за долгое время видят живые деревья, то плачут. Во сне Айды автор описывает зеленый, не называя его, но так, что читатель сам начинает скучать по этому цвету: «Я фотографирую глазами оттенки леса — малахитовый, луковый, пихтовый, военная форма, ромашковый чай, лягушка в грязи, молодая капуста, мамино концертное платье, огуречный, двухдневный синяк, укропный, мох на солнце». В подземном убежище Этры, родного города Нолы, осталось триста человек, и этим людям не попасть на остров и даже не выбраться из города, но главные героини могут жить дальше в компании двух дружелюбно настроенных выживших, один из которых, парень по имени Рэй, нравится Ноле в романтическом смысле. Но героини не остаются, хотя их уход с острова, похожий на спонтанный и непродуманный побег, грозит им гибелью. Они уходят, потому что нужно помочь всем, а не только себе.

В увлекательной обертке постапокалипсиса Щербак разговаривает с читателем о выборе и о том, как катастрофа заставляет людей пересмотреть свои взгляды. В авторском мире враги города Этры, для которых изначально был предназначен Пожирающий, отличаются фенотипом: у них белая кожа и белые волосы. После гибели мира, когда людей с обеих сторон осталось мало, для многих выживших становится неважно, какого цвета чьи волосы: нужно держаться вместе и помогать друг другу. Главная героиня Нола понимает это не сразу. Вначале она берет Айду — «Белую» — на прицел своей рогатки, способной убить, и идет вместе с ней только потому, что от Айды есть польза: та может показать дорогу. Щербак выводит Нолу не только из Этры к морю, но и по пути переосмысления того, что важнее: цвет кожи, принадлежность к противоположному лагерю или спасение человеческих жизней. Именно поэтому «Пожирающий» глубже, чем просто жанровое произведение, и будет интересен не только юным читателям и не только любителям постапокалиптики, но и взрослым, которые хотят подумать над книгой. Вопросы, которые автор ставит перед Нолой, имеет смысл задавать себе. Я думаю, такой и должна быть подростковая литература.


Ольга Олесина




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru