Четвёртый год. Стихи. Кирилл Корчагин
 
№ 6, 2025

№ 5, 2025

№ 4, 2025
№ 3, 2025

№ 2, 2025

№ 1, 2025
№ 12, 2024

№ 11, 2024

№ 10, 2024
№ 9, 2024

№ 8, 2024

№ 7, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Кирилл Михайлович Корчагин (03.09.1986, Москва) — поэт, литературный критик, переводчик, филолог. Стихи и переводы публиковались в журналах «Воздух», «TextOnly», «РЕЦ», «Носорог», альманахах «Новая кожа», «Абзац», «Транслит», на сайте «Полутона». Статьи в журналах «Новое литературное обозрение», «Новый мир», «Октябрь», «Синий диван», «Русская проза». Стихи переводились на английский, французский, словенский, сербский и другие языки. Лауреат премии «Московский наблюдатель» (2011), малой премии «Московский счет» (2012) и премии Андрея Белого (2013) в номинации «Литературные проекты и критика». Первая книга стихов «Пропозиции» («АРГО-РИСК», 2011). Дебютировал со стихами в «Знамени» (№ 11, 2022).  Предыдущая публикация в «Знамени» — «Второй год», № 8, 2023. Живет в Москве.




Кирилл Корчагин

Четвёртый год


* * *

В сумятице звуков скорой грозы

ты приходишь, весна, к поэтам,

что сидят на балконах и курят,

перебирая привычные имена,

названия трав и вещей, звёзд,

скользящих над ними,


что боятся всего, задыхаясь,

в музыке влажной ночи, пьют

росу любовных забвений,

отчаянно глупые словно боги

и такие же злые, только выходят

сказать, как нас ненавидят,


и сразу же гаснет свет, тоскливо

по чёрным обломкам ветвей

прокатилась луна, ты знаешь,

я так тебя ждал, что позабыл

про само ожидание в утлом

тепле белесоватой зари.



* * *

Колени твои я, конечно, запомню,

или как мы проходили между капелью

чтобы всю ночь где-то за городом

пить вино, чтобы луна прерывала

наше дыхание тем, что у камышей —

Офелия, ты, среди нефтяных затонов.


Каверна апреля, паводок, по колее

проскальзывают только велосипеды,

берёзы на пустыре без листьев,

и чайки откуда-то из-за реки

ринутся сквозь черепаховые поля

к пассажирским вагонам.


А мы где-то в роще у мкада, и ночь

давно обступила своей теснотой,

дышит как море, воздух наполнив,

и мы тусим с кавказцами и скинами —

помню, в том далёком апреле

мы, кажется, все были скинами.



* * *

Почти такие же лица на другой стороне Москвы,

цветы и деревья, муниципальный лоск,

и такой же дрозд, заглянув кому-то в окно,

скользнёт на треугольном хвосте

по-над вывихом майских звёзд.


Каждый знает поэт: это прекрасный день

для самоубийств и стыдливых желаний,

тех, что не сбудутся никогда,

для ухода в лес: там в прошлогодней траве —

отблеск внимательный соловья.


И мы с тобой знаем, как пугливы прогулки

и хрупки крылья стрижей,

что, срезая траву от кладбища недалеко,

в пыли навсегда остаются до нового

творения злого мира.



* * *

Каждый вечер читать Фуко,

чтобы понять, где оступился,

и думать: вот горы, вот море,

вот тяготенье любви, но где


среди воздуха искусственного

стекла спряталась горлица —

как солнечный луч на ладони

истёкшим кажется время,


а маленьким волнам в арыках,

ручьям, практически всё равно

кто из нас всё-таки победит,

спустившись с гор, наблюдая


как ходит по улицам свет и дымка

от утренних автомобилей

о детстве напоминает, в автобусе ли,

в электричке на недалёкий юг.



* * *

Я знаю весной всё будет новым

и точно таким же, по улицам ночью

тихо по маленьким городам

джинны пройдут огромного роста,


и с балкона жк посмотрит на них

с тоской федеральный чиновник,

в пивных по всему хинтерлянду

друзья мои будут искать,


как успокоить дрожанье земли,

её пульс, там, где движутся поезда

из Белгорода в Петербург, и ветер

индоевропейской прародины


слижет их с ломких сугробов,

пока я буду ходить по вокзалу

и спрашивать у отъезжающих:

«Как же, ну как же мне жить?»



* * *

Словом «пустыня» называют

совсем не похожие места:

пустыня арабского моря,

застывшая за мгновение

перед тем, как превратиться

в стекло, пустыня пригородов

Каира — заброшенная стройка,

не хватает только арматур,

торчащих между камней,

хотя иногда встречаются и они,

иудейская пустыня, где каждую

трещину в камне заполняет

кустарник, хотя её я запомнил

хуже всего, зато помню стену

в дымке на горизонте, пустыня

по дороге из Тегерана на Юг

с намывами глины и скал —

мазары огромных животных,

ворочающихся под землёй,

и лучше починить машину,

чтобы нас всех не проглотили.


Может быть, и «поэзией»

называются разные вещи:

только в силу случайности

они сцепились друг с другом —

пустыня тщеславия, пустыня

безумия или же суицидальных

наслаждений, проходящих

перед глазами, мучая нас

день за днём, чтобы однажды

развеяться, оставив нас

в недоумении: как всё это

вообще могло волновать,

было ли оно настолько важно,

чтобы к середине жизни

обнаружить себя полными

банкротами: без поэзии,

без молодости, без любви.



* * *

Как бы в жизнь проскользнуть:

на повороте сирень там цветёт,

и окна открыты, дышат трущобы

общественным светом, дремлет

там кто-то, и вдруг соловей

бьётся в невидимое стекло.


— Что чувствуешь? — Я? Ничего —

только как тело легко

в озере где-то скользит

или кружит по равнине,

и сквозь созвездья ему

покажется первозвезда,


бывшему революционеру

на сборище тёмном ветвей,

где поднимается тихо

к стенам — что? — виноград

или чья-то тоска с каждым

часом ночным всё сильнее.



* * *

Забыл леса и реки, горы, моря,

посередине синеющей трассы

прошёл по песку в гулкие сосны

взглянуть на солнце победы, чтобы,

коснувшись ручья, время раскрылось

и морозным уколом стала слеза.


О чём, поэты, могли бы мы рассказать

лучше, чем свет, проходящий ветвями?

Как самовлюблённо движутся травы

и цветение сосредоточено на себе —

нужно ли это рекам, и горам, и даже

ручью, что насмешливо вьётся, скорей


перепрыгни его, и я тебя обниму,

только в глину не соскользни, ветер

поднимется скоро и, наверное, дождь

нам расскажет, как несущественно, что

меняются русла ручьёв, не замечая

на оседающей почве наши следы.



* * *

В этом баре мы обсуждали наши

сны о Ближнем Востоке, пока они

выходили на сцену один за другим,

препирались друг с другом, читали

стихи: вот поэт из далёкой Сибири,

интересный тем, что не курит после

восьми и сочиняет как Лермонтов

там на дороге, вот поэт в татуировках

наворачивает круги по сцене, кричит

на всех, бросил свой бомбер в угол

от злости или испуга: Маяковский,

не одолевший четырёхстопного ямба,

вот поэт в викторианском костюме

читает стихотворение об афедроне,

и ты — трагический Пьеро, страшно

тебе и смешно за столиком этого бара:

вот ты уже сбегаешь по лестнице

с клеткой в руке, окликая прохожих:

нет ли здесь какой-нибудь птицы —

в клетку её посадить?



* * *

Всё сделано здесь из дыма:

крот еле видный на перекрестье искр,

мыши-полёвки, неровные тучи дроздов,

и ныряет в завесу лось-погорелец

среди росчерков талых ветвей,

и нас здесь быть не должно.


Или на моторке среди топляка, мимо

плывущих вещей чьих-то жизней,

друг на друга смотрят глубокие ивы

по пояс в воде, маленькие животные,

их нефтяные спины, и на закате

отражения наши двоятся на дне.


Или на цокольном этаже у холодящей

и привычной стены друг для друга

сочинять истории об этой испарине,

о том, как влажной становится кожа

и вовсе дело не в страхе, — кто же

расскажет о нашей последней любви?



* * *

Люди, жившие рядом с мотозаводом,

исчезли с началом великой войны,

как исчез и завод, превратившийся

в пар желтоватый, что стелется там

над прудом, где с каждым сезоном

всё больше рыбы, и сосны всё выше

по надкусанным берегам, и смерчи,

их здесь никогда не бывало, и мы

наблюдаем их игры из наших времянок,

как вращают они рукавами, напевают

какие-то песни в помещениях, на ветру

треплются пёстрые ленты и суковато

берёза растёт сквозь пол. Мы работали

в библиотеке, ходили на поэтические

вечера, возвышались сосны над нами

и читали наши стихи о том, как мы всё

потеряли, как боялись всё потерять,

и ручей развлекал голубей и сорок,

когда падали тени и были всё выше.



* * *

Ржавы холмы, посадки олив,

неспешная смерть или смерть

на гражданской войне. Это

история прошлого, перелив-

шегося через край, будущего,

что как ночью струна комара

в тишине над садами.


В тупике истории виноград

обвивает гипсовые колонны,

вонзаясь в трещины кладки:

мы там жили, ходили в кафе,

и друг друга касались. Голод

истории третьим был с нами

и сидел за столом.


И когда тишина становилась

невыносимой и поднимался

туман над шоссе, позванивал

среди камней подзабытый

мотив, неизбежный как стук

поездов в удушающем

воздухе либидиозном.



* * *

Ходит и говорит как живой,

интересуется происходящим

по листьям втоптанным

в мостовую, по чёрным хрящам

заката. На остановке ждёт

опаздывающий троллейбус


в своём городке среди северной

роскоши увядших растений,

стекающих по домам, пара

от мостовой, ветоши птиц

он не уверен, что следующим

оборотом солнце вернётся


и с ним кто в этот тяжёлый год

(такой же тяжёлый, как остальные)

домой возвращался и не заехал

на выходные — я увижу их там

выстроившихся великолепным

огнём — как тополя на закате.



* * *

Пролейте в глаза мои слёзы —

из хора, пусть выйдет наружу

свет из ладони, надрез на коже,

тонкий светящийся холст,

и кто я без этой боли? Один из

мучителей, влившихся в реку

невенценосных страданий

на заснеженных тропах у гаражей,

где Калила и Димна перетирают

историю космоса в рукотворную

пыль нарывов и удовольствий,

и, возвращаясь на место, луна

притворяется взмахом руки.



* * *

Сколько на свете трав —

их названия я не помню:

полынь и чабрец, рассвет

и закат, лаванда и зверобой,

солнце над серым холмом,

горький как дым колоквинт.


Ты похожа на мальчика

в голубоватой рубашке,

а я похож на седеющего

дурака, и сметает пыльцу

лунных растений робкий

ниже в долине щелчок.


Да нет, всё было не так:

в тишине оглушающе

падает лист, стекает

закат по постройкам,

седеющий ветер, ревность

горькая как колоквинт.



* * *

Засыпают поэты на левом боку,

чтобы пульс их считала земля,

и на правом боку — поближе

к потрескавшимся облакам.


Рано встают, когда полумесяц

или месяц небом не выскоблен,

поздно — когда первые школьники

замышляют из дома побег.


И стихи с левым уклоном похожи

на кипящий лёд, на застывший мёд,

а на правом боку в них всходят

семена промёрзлой воды.


Так давай сочиним я не знаю какие

из них, тянущихся к рассвету,

опадающих хвоей под ноги

на изгнанническом берегу.


                                                      Ченнай




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru