Из ордынской зимы. Стихи. Мария Игнатьева
 
№ 5, 2025

№ 4, 2025

№ 3, 2025
№ 2, 2025

№ 1, 2025

№ 12, 2024
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Мария Юльевна Игнатьева (Оганисьян) родилась в Москве. Поэт, филолог. Книги стихов: «Побег» (1997), «На кириллице» (2004), «Памятник Колумбу» (2010). Очень давний автор «Знамени», публикации в журнале: «Стихи, присланные из Испании» (№ 4, 1997); «Окончательный вариант» (№ 9, 1999); «Деревушка в каталонских Пиренеях», (№ 9, 2002); «В праведных и неимущих» (№ 8, 2004); «Барселона» (№ 6, 2008); «Ангелы в тёмных шалях» (№ 10, 2017); «В Россию, на Марс…» (№ 8, 2024). С 1990 года живет в Барселоне.




Мария Игнатьева

Из ордынской зимы


* * *

Посреди городского дурмана

мозг, оказывается, не забыл

лавку при ресторане «Гавана»,

что на Ленинском некогда был.


Еле-еле катился троллейбус,

на знамёнах желтели слова,

голубели фарцовые «Левис»…

Номер вспомнила: 62.


Кисло-приторное дуновенье

вдруг повеяло с неба: шалом!

То берлинское, что ли, печенье

крошат над барселонским столом.


О, село моё, о Барселона,

света-темени канитель.

На багровой заре баснословной

бородатый забрезжил Фидель,


Кулинария из ресторана

с троезвучьем его «ААА»…

Что хранила — и то растеряла,

но как будто бы снова нашла:


здесь на улице Портаферисса

Профсоюзная ходит тоска,

незаметна, как зёрнышко риса

из тропического тростника,


незабвенна, как воздух и запах.

Разомкнув заколдованный круг,

время-чудище пятится задом

и вблизи появляется вдруг.



* * *

Помянник — перечень утрат —

читаю, утреннюю сводку.

Воришка света, виноград

обвил оконную решётку.


Лозою в комнате — визит

непрошенный: салям-алейкум —

в зелёных шариках сквозит,

как гроздь игрушечных молекул.


Из поминальной полумглы

(на пять имён темнее за год)

виднеются голым-голы

головки несъедобных ягод.


Царит на даче тишина,

гостеприимная хозяйка,

и будущность предрешена,

как детский пазл «Угадай-ка».


Что противопоставить тьме

и тлению — не баррикады ж

слов, что сплетаются в уме?

И жалко, сердцу не прикажешь


принять, что лист «за упокой»

не зря длиннее, чем «за здравье»,

поскольку новый день в такой

нарядной выставлен оправе.



* * *

На фоне Русского музея

на свежескошенном лугу

сизарь воркует, разумея

своё сезонное гугу.


Кому мозаики и фрески,

Моне, Мане, а вот что мне:

Орест Адамович Кипренский

на каждой выставлен стене.


Задор княгинюшки в линоне,

дремота южного юнца,

смущённое и волевое

лицо приёмного отца.


Герои, отпрыски династий —

из-под чубов или чепцов

глаза живее, чем у нас здесь,

взирающих на мертвецов.


В каком уже не элегантном

лежит Авдулина шелку?

А живописец, полагали,

был хладнокровный душегуб1,


а вот ведь взял и обессмертил

и шёлк, и чуб, и доломан,

и даже тень на эполете —

и ту остаться уломал.


Хожу бесшумно, неживая,

на час допущенная лишь

к неканоническому раю

навечно замеревших лиц.


Запечатлённый прошлый полдень

над лугом выгнулся дугой,

отодвигая день Господень,

хотя б ещё на век-другой.


1  Появились новые документы, доказывающие невиновность О. Кипренского. См. Паола Буонкристино, Алессандро Романо «Охота на нового Ореста», издательство НЛО, 2023.



* * *

Это, видимо, снова о смерти,

слов ещё различить не могу,

но мычу уже в данном размере:

ааа— ооо — ууу.


То ль недуг генетический, то ли

у кого-то украденный ритм,

и хтонический гул поневоле

ходит-бродит меж брезжащих рифм.


Вот и вспомнила, кто и откуда,

чей мотив от виска до виска

искушает сознанье — попутка

для гугнивого седока:


это вой ахмадулинской стужи

отозвался на южный прибой

из московской, опричнинской, глубже —

из ордынской зимы гробовой.


Голос неподражаемый вроде,

а при этом, как чётко — заметь —

бьётся в клетке заёмных мелодий

так и не утолённая смерть.



Медуза


Задумчива и невесома

с сиреневатою каймой

на шляпке в форме патиссона,

она гуляет под водой.


Нас удручающая дама

вечерний выбрала наряд

ещё во времена Адама,

сам пращур был тому не рад.


Неужто, Господи, когда ни-

кого не станет на земле,

всё будет длиться колыханье

воздушных формочек желе?


Увы, конвейерная лента,

начавши с самого утра,

уже сворачивает лето

в желеобразное вчера.



* * *

В самый раз попросить о пощаде:

под давлением веских причин,

алкоголик на детской площадке

на всю улицу что-то кричит,


на Октябрьскую улицу, кстати,

где, почуяв народную власть,

на меня налетел самокатчик;

и, подпрыгнув от страха, взвилась


я вдогонку тому недоноску

(слав-те-господи, что не убил):

«Fill de puta!»2 вдруг по-каталонски,

и уже мимо кассы: «дебил».


Дождь прошёл, что всю ночь не кончался,

хоть бы август нас развеселил,

и душа б засияла от счастья,

как на Эйфелевой — Селин.


В шапито нашем, русской обиде,

неужели умеет медведь

только плакать, в песочнице сидя,

или в бездну по трупам лететь?


2  «Fill de puta!» —  «Сукин сын!» (каталонск.).



* * *

А это да, огромный плюс

и даже щастия синоним,

что возвращаться не боюсь

глубокой ночью в Барселоне,

где молодые шалуны

с алкоголическим наскоком

бездарной дерзости полны,

и удивительно насколько,

а всё ж отскакивают от

железной спеси, точно брызги:

мол, видишь, барыня идёт

в жилете ярой феминистки.

Мне собственный забавен вид

в ворованном бронеприкиде,

мой женский пол меня смешит,

хоть на него я не в обиде.

Свобода побеждает страх,

но побеждённый не уходит,

он ловко прячется в кустах

и корчит рожицы свободе.

Пока мечусь от сих до сих —

от предрассудка к предрассудку,

рассудок сам себя постиг

как легкомысленную шутку.



* * *

Всё утро, пока моросило,

глядела на каторжный труд:

черёмуха, клён и осина

июльскую зелень прядут


за окнами пиковой дамы,

мечтающей о ерунде:

где те деревянные рамы

и все фотографии где?


Какая была нищета здесь

эпохи свердловских рейтуз…

Минувшие дни, рассчитайтесь

на тройку, семёрку и туз.


Уже и до гроба полшага,

и шут с ним, подруга, и шут.

Лишь юного Германна жалко —

куда его черти несут?


Мальчишки тихонько слиняли

через слуховое окно,

а зелень, и синь, и сиянье

без них — как немое кино.


Кто так нагадал и накаркал?

Не я ж зажигала свечу.

Я — та же краплёная карта,

двумя головами верчу.


Назад — к прожитому фиаско,

вперёд — к продолжению дня,

где юноша в юрте казахской

так и не дождётся меня.




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru