Роман Анатолия Королева «Эрон» на рубеже двух эпох. Литературный институт (Москва). 22 октября 2024 года. Кирилл Ямщиков
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 1, 2025

№ 12, 2024

№ 11, 2024
№ 10, 2024

№ 9, 2024

№ 8, 2024
№ 7, 2024

№ 6, 2024

№ 5, 2024
№ 4, 2024

№ 3, 2024

№ 2, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

конференция



Вечность — еще один вызов

Роман Анатолия Королева «Эрон» на рубеже двух эпох. Литературный институт (Москва). 22 октября 2024 года.


22 октября 2024 года в стенах Литературного института в Москве состоялась научная конференция, посвященная роману прозаика, эссеиста, преподавателя института Анатолия Королева «Эрон»; вернее, тридцатилетию его первой — толстожурнальной — публикации.

Именно журнал «Знамя» вывел в свет эту объемную рукопись. Открывая пленарное заседание, проректор института Сергей Дмитренко поведал собравшимся о своем личном опыте знакомства с артефактом стиля, нежданно-негаданно предложенном читателю двумя номерами «Знамени» за 1994 год.

Величие — разбойничью вневременность — замысла подтвердил и сам автор. Рассказывая о препонах издательского дела, Королев отметил: «Ты должен писать лишь то, что невозможно опубликовать!» «Стратегия паука», несомненно, предопределила авантюрный нрав «Эрона», книги, будто бы раз за разом собиравшейся заново — из совершенно разных фрагментов; взять хотя бы «знаменский» вариант романа, отдельное издание 2008 года и оригинальный, без купюр, текст.

С глубоким знанием контекста поведал об издательской — поистине голово­кружительной — судьбе главного королёвского романа Никита Гладилин, литературовед, писатель, переводчик и преподаватель Литинститута.

По его словам, «Эрон» — «постмодернизм с человеческим лицом», то есть постгуманизмом его идейное наполнение далеко не исчерпывается. Да, «человеческого, слишком человеческого» в романе очень мало, он практически лишен той задушевности, которой традиционно отличалась классическая русская литература. Но «Эрон» продолжает ее неутомимый духовный поиск и переводит его из сферы обанкротившегося «минимального гуманизма» на территорию «гуманизма максимального», который сегодня «на устах у всех».

Впрочем, не все участники конференции оказались равно солидарны, близки друг другу в тезисах. Поэт и литературовед Юрий Орлицкий обратил внимание на куда более теневые, труднозаметные (на первый взгляд) черты модернизма в «Эроне», делающие его проектом литературы не столько приближавшегося миллениума, сколько ушедшего XX века.

Ирина Скоропанова, белорусский литературовед, автор фундаментального труда «Культурфилософские шифры Анатолия Королева», представила коллегам work in progress — исчерпывающую по охвату и глубине статью о неологизмах «Эрона».

Профессор РГГУ Игорь Кондаков придал конференции отчетливо метафизический тон: его доклад о романных симулякрах Королева и трансперсональности стиля (из Эрота в Эрон и обратно) вызвал большой интерес у слушателей.

К «модернистской» рецепции королевского сюжета подошел и ваш покорный слуга, прочитавший доклад об эсхатологии выбора в «Эроне» и «Человеке-языке». Во многом согласный с тезисами Юрия Орлицкого, я бы добавил, что именно в «Эроне» наметилась натурфилософская, герметическая манера позднего Королева, упраздняющая письмо художественное и выдвигающая на первый план автономный хаос интеллектуальной рефлексии. Та может принимать форму журналистского расследования («Голова Гоголя»), литературоведческого эссе («Обручение света и тьмы»), но в конце концов окажется мыслью вне жанра, скачущей вдоль умозрительного ландшафта истории («Дом близнецов»).

Любопытно, что городской роман, роман о городе — сам себе жанр и метод — кончился вместе с XX веком, как бы предуведомив судьбу «Эрона» внутри издательских инициатив. Раскидистый московский гротеск, так и напрашивающийся на сравнение с другими «памятниками местности», в сути своей был апокалиптическим взглядом — откуда-то извне — на процессы, происходящие в мире и подминающие человека под себя: это, если угодно, трагедия выбора, не предусматривающая свободы и личного пространства.

О проблеме соотношения художественных принципов «Эрона» рассказала Елена Завьялова, профессор Астраханского государственного университета. Коснувшись метафизики выбора, предопределения и «надмирной» судьбы человечества, она убедительно раскрыла полифоничность романа и многомерность его фабулы.

Большим сюрпризом для участников конференции стали выступления мастеров Литинститута. Евгений Сидоров произнес вдохновенную речь об «авторском артистизме» и назначении стиля (эти слова легко рифмуются со вступительным монологом Королева — о необходимости, важности писать недоступное); Сергей Арутюнов озвучил «вольные пометки» на полях «Эрона», назвав роман «классиче­ским средневековым бестиарием с описанием видов».

Кульминацией встречи стали воспоминания главы издательства «Титул» Ольги Даниловой, предпринявшей редкую по отваге и риску и удачную попытку донести до масс изначальный, не скованный цензурой и формальными компромиссами текст романа (издание 2014 года удивительно по своей красоте и органике; славно, что «Эрон» при всей своей авантюрности нашел понимание у издателей).

На этой жизнеутверждающей ноте конференция подошла к концу. Действительно: рукописи не горят, а ждут своего часа в загашнике истории. Еще лет двадцать назад было трудно предположить, что столь противоречивый, столь намеренно отказывающийся от канона роман станет и феноменом литературы, и фактом ее сложной истории. «Эрону» Анатолия Королева — в читательском понимании — исполнилось тридцать лет; но, кажется, подлинная зрелость романа еще не наступила, и время его подлинного чтения впереди.


Кирилл Ямщиков




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru