— Вадим Муратханов. Путешествие. Елена Генерозова
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 1, 2025

№ 12, 2024

№ 11, 2024
№ 10, 2024

№ 9, 2024

№ 8, 2024
№ 7, 2024

№ 6, 2024

№ 5, 2024
№ 4, 2024

№ 3, 2024

№ 2, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

рецензии



Застыть перед камерой

Вадим Муратханов. Путешествие. — М.: Стеклограф, 2024.


Новый, девятый поэтический сборник Вадима Муратханова начинается со стихо­творения, определяющего, кажется, поэтическую формулу всей книги:


Рукой подать до окон зала,

где свет расставлен по местам,

где бабушка носки вязала

и атлас дедушка листал.


Ассоциативный ряд, возникающий вслед за этими строками, стандартен: каждый вспоминает своих близких и дальних. Время, остановленное когда-то вспышкой сознания, спрессовывается во внутреннее неподвижное пространство. Каждый носит его с собой и распаковывает, едва появляется повод.

Однажды мне пришла мысль: из всех искусств одна живопись обладает уникальным свойством останавливать секунду, в которой что-то происходит, и позволяет нам рассмотреть ее, воспринять и продумать каждую деталь остановленной жизни.

Стихи Муратханова живописны именно в этом смысле. В каждом прочитывается один из множества фотоснимков старой пленки, которую автор предлагает рассмотреть. Исчезнувшие интерьеры и города, первые любови, молодые еще родственники, дальние и близкие...

Поначалу кажется, что стихи сосредоточены только на детстве. Но лирический субъект взрослеет, дробит на множество частей себя и окружающее, — налицо динамика роста. Возраст развивает восприятие, обостряет впечатление, усложняет речь. «Путешествие», одно из самых значимых для меня стихотворений сборника, — о сути такого движения:


И вот представь: мой двор еще плывет.

Непотопляем разноцветный плот.

Недвижима вода семидесятых.

Желтеет выгоревшая трава.

И груша там, и яблоня жива

дуплистая, еще плоды висят их.


Это уже развернутая в пространстве и времени мысль о прошлом и настоящем, анализ исходных данных, позволяющих смотреть на мир со своего особенного, только хорошему художнику присущего ракурса. С течением внутреннего времени меняется все вокруг, кроме главного: тайной реки человеческих судеб и дней:


Я там и здесь, я зыбок и непрочен.

Двойник мой, суетлив и озабочен,

бежит на месте, крутит колесо,

и череда попоек и пощечин

морщинами ложится на лицо.


У этой поэтической живописи есть особенность: автор, кажется, сознательно не пытается масштабировать, работать на больших величинах, — в его стихах почти нет крупных смысловых и предметных знаков. «Мирок карманный» с его человеческим размером воспринимается автором в буквальном смысле как мера всех вещей. Такой тип творческого высказывания, соразмерного самому себе, в современной поэтической среде — редкость. Авторы часто глядят с условных вершин или вооружаются лупой — и правильно, у каждого своя точка опоры. Но у муратхановского масштаба свои преимущества: работа с большими величинами требует от автора, как сказал бы молекулярный биолог, «изменения конформации», трансформации своего внутреннего творческого начала, что и происходит с авторами повсеместно. Мне же, жителю «воды семидесятых», важна именно честная соразмерность своему человеческому началу: в зеркале искривленной реальности, в которой мы все оказались, и честность, и соразмерность — редки и ценны.

Автор, родившийся на окраинах огромной империи, вырос в среде, где русский был всего лишь одним из звучавших вокруг языков. Используя русский как посредника и провожатого, Муратханов, космополит в самом положительном смысле, во­брал в свою поэтическую речь великое множество голосов и культуру многих времен. Через языковую ткань его стихов просвечивает поэзия не только русская, но и мировая: отголоски античных произведений, староанглийский балладный строй. И это не игра в стиле прошлых эпох, но осознание границ языкового пространства, понимание того, что они гораздо шире географических:


Он, краткой жизни скинув груз,

медлительно упал.

А на ноге моей укус

расцвел, упруг и ал.

Почешется — простынет след.

Так через сотню лет

сровняется с землею холм

на кладбище глухом.


Раздвигание языковых и смысловых границ начинает работать в полной мере ближе ко второй части книги, когда лирический герой пытается осмыслить то бескрайнее и непостижимое, что обычно называется вечностью:


Ты недоступен брызгам и ветрам.

Тебя врачи, ощупав, по утрам

все чаще хвалят. Ты отводишь взгляд.

Не им и не тебе принадлежат

стволы, пустоты, корни и вершины.

Лежи, бессонной темнотой прижат,

и слушай этот лес непостижимый.


Второе главное стихотворение книги — «Проявление», во многом антиподное «Путешествию». В «Проявлении» мир замирает перед внимательным взглядом автора, обеспечивая развернутую живописность остановленного мгновения:


Застыньте перед камерой на три

секунды — станете как боги.

Познаете: мир прост и черно-бел.

Ни складок, ни морщин не знает тело.


Мир останавливается, чтобы быть запечатленным на пленке памяти.

Диалектика книги: от детства к юности и зрелости и далее в бесконечность — в вечность — движется не только наблюдатель, но и — параллельно, на шаг впереди — большой мир. Родители и деревья стареют и уходят, прокладывая тебе путь по тому же маршруту.

«Никогда не снимай во сне: / эти серые фото не лягут в альбом / и ничей не обрадуют взгляд. / Проявляешь картинку — / на ней никого. Куда ж подевались они — дядя Сережа, Максим…» Оставлять след, на который будут ориентироваться идущие за тобой, — важно прежде всего для самого себя, для осознания своего места в этой небольшой жизни. Застывшие перед камерой — безусловные свидетели твоего собственного существования.

В последнем стихотворении книги, «Суббота», мы снова попадаем (впадаем?) в детство, в привычную уже благость знакомых предметов и лиц:


Припев твоей любимой песни

чем отдаленней, тем чудесней.

На кухне чашками стучат,

там бледный чай и блинный чад.

На пустыре твоя команда

уже разыгрывает мяч.

Лежи, как будто так и надо.

Листай программу передач.


Снова, как и в начале книги, мы имеем дело со снимком, визуальным документом. Он опять работает как главное свидетельство того, что любой такой стоп-кадр — важное звено, незаменимый мономер бесконечного полимера, бесконечной ленты человеческих жизней и слов.


Елена Генерозова




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru