— Дети войны: их детство закончилось летом 1941-го. Яна Любарская
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 9, 2024

№ 8, 2024

№ 7, 2024
№ 6, 2024

№ 5, 2024

№ 4, 2024
№ 3, 2024

№ 2, 2024

№ 1, 2024
№ 12, 2023

№ 11, 2023

№ 10, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

рецензии



«Эта ложечка каши нас с Валей спасла…»

Дети войны: их детство закончилось летом 1941-го / Сост. И.М. Карабликов. — Минск: Беларусь, 2024.


Каждое слово авторов воспоминаний в этой книге — чистейшая правда. Летом 1941 года всем им резко пришлось стать взрослыми. Очевидцы самых жутких событий восьмидесятилетней давности выстояли и выжили вопреки всем свалившимся на них бедствиям.

На долю всех рассказчиков выпала особая миссия — быть свидетелями и хранителями памяти о страшных событиях Великой Отечественной войны и передать увиденное, пережитое, выстраданное следующим поколениям, чтобы такое больше не повторилось. Дети войны с достоинством прошли все испытания военного времени, послевоенное восстановление и внесли колоссальный вклад в память о Победе. Многие из них и сегодня — активные общественники, не потерявшие интерес к жизни.

Составитель книги, бывший военный Илья Макарович Карабликов, переживший Холокост, родился в феврале 1941 года в Вильнюсе. Вся его семья погибла в Панеряе в июле 1941-го, а мальчик случайно уцелел. С 1993 года Карабликов живет в Минске и много лет занимается сбором и публикацией воспоминаний «детей войны». Ранее он выпустил книгу «Дети войны. Суворовцы вспоминают»: «В июле немцы оккупировали Вильнюс, на окраине которого в деревянном доме жили мои родители. Мама была еврейкой, поэтому, когда фашисты начали массово истреблять еврейскую нацию, у нее не осталось шансов. По дороге на место казни, в мои полгода, мама передала меня спасительницам: свекрови Евдокии Карабликовой и ее дочери. Я и мой брат Сергей безмерно благодарны им. Их имена занесены на доску Праведников Мира в “Яд Вашем”. В этом же мемориале, в списке жертв Вильнюсского гетто, есть имена моего дедушки Иосифа и бабушки Тамары Троцких, моей матери Блюмы».

В этом издании использованы фотографии людей, рассказывающих о своем тяжелом детстве. Снимки были предоставлены Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны, Гомельским городским общественным объединением «Дети войны», Музеем истории и культуры евреев Беларуси и авторами воспоминаний.

В книге несколько разделов: «Жизнь детей в условиях оккупационного режима», «Дети в гетто (жертвы Холокоста)», «Депортация жителей Белоруссии в Германию во время оккупации (дети в концентрационных лагерях и в лагерях принудительного труда)», «Дети блокадного Ленинграда», «Участие детей в антифашистском сопротивлении (дети в подполье, на фронте, среди партизан, дети полка)», «Эвакуация. Жизнь в советском тылу (дети в эвакуации)», «Время не лечит раны».

Читать книгу тяжело, иногда невозможно сдержать слезы. Например, В.Д. Поломанный, родившийся в 1933 году в Пскове и умерший в 2020-м, пишет: «Мы устали жить голодными, в нищете и болезнях. С каждым днем голод захватывал все больше семей. Вместе с ним к нам пробрались болезни, вши. Умер мой новорожденный братик, которого мама назвала Вячеславом. Я заболел дизентерией, тифом, малярией. Приступы малярии довели меня до полного изнеможения и не прекращались, пока мы не уехали из Алги… Мамы скинулись и купили товарный вагон, такой же, каким приехали в эвакуацию. Весной 1944-го мы из Казахстана уехали в Миргород».

Не легче и после знакомства с записями блокадницы А.С. Богдановой, родившейся в 1933 году в Тульской области: «На протяжении всей блокады Ленинграда фашисты бомбили нас, а с наступлением темноты почти беспрерывно забрасывали зажигательными бомбами. Каждый день блокадной жизни был испытанием на прочность, чтобы выжить, не сдаться и в первую очередь не сдаться самим себе. И мама не сдавалась… В мае 1942 года мама вспомнила Кашину1 и решила ее навестить, мы долго стучали в дверь. Вышел ее сосед, инвалид без ноги, который сообщил, что Кашину арестовали за людоедство… Мама приходила к нам каждое утро. Приносила кусочек хлеба, котелок воды из Невы, кипятила ее и поила нас. Вечером тоже навещала, но приносила только водичку. Иногда, тайком от всех, откладывала от своего больничного завтрака в стограммовый стаканчик кашу и прятала его — при выходе из стационара всех обыскивали. Эту кашу она делила поровну мне и девочке Вале. Эта ложечка каши нас с Валей спасла…».

И.Е. Есилевич родился в 1933 году в местечке Сокиряны (ныне Черновицкой области Украины), ушел из жизни в 2021-м: «Под охраной румын с собаками нас погнали в направлении реки Днестр. Перешли мост и оказались в Винницкой области. Путь был долгим и трудным, а многим он оказался не под силу: люди умирали. Горькие утраты не обошли и мою семью: моя двухмесячная сестренка, бабушка Слува, тетя Гита, дядя Мойша... Для них та дорога оказалась дорогой смерти... Их хоронили в придорожной канаве... Нас пригнали в районный центр Бершадь, где за колючей проволокой было приготовлено большое гетто, под охраной румын и украинских полицаев. Но нас там не приняли и погнали дальше, до села Устье, это еще 12 километров. Там был свинарник или коровник, огороженный колючей проволокой. Мы пробыли там с осени 1941-го до весны 1944-го. Нас охраняли местные украинские полицаи, циничные, беспощадные, жестокие. В сарай загнали 350–400 человек. Люди спали фактически друг на друге. Многие умирали от голода, хоронить не было возможности, трупы лежали среди живых. В гетто я потерял 17 родственников. Однажды женщина из гетто пролезла под проволокой в надежде обменять в деревне кое-какие сохранившиеся украшения на хлеб для детей, но ее застрелили. Фамилия ее то ли Рейзман, то ли Ройзман. Сиротами остались две дочери Рушка и Бася, сын Иосиф».

Историк Л.А. Терушкин, заведующий Архивом НПЦ «Холокост», говорит: «Абсолютно согласен с утверждением автора, что сейчас тема войны как никогда актуальна, и книга будет интересна российской молодежи. Думаю, что не только в России и Беларуси, но и в Израиле, да и вообще на русскоязычном пространстве эта книга очень важна и нужна современному обществу. Ценно каждое свидетельство о тех трагических временах».

Не хочется искать в книге недостатки — слишком трагичны события, о которых здесь идет речь. А среди несомненных достоинств этого объемного труда — огромный вклад его составителя в сохранение нашей исторической памяти. Воспоминания людей разных национальностей, детей войны, главных свидетелей нацист­ских злодеяний Илья Макарович собирал много лет. У него осталось еще несколько неизданных воспоминаний людей, переживших мучительные дни Великой Отечественной. Но возможности издавать их за свой счет у него нет. Если кто-то готов помочь ему с изданием этих важнейших свидетельств нацистских преступлений или хотел бы бесплатно получить его книги по почте, напишите Илье Макаровичу, пожалуйста, на адрес: iliya1941@mail.ru


Яна Любарская


1 давнюю знакомую. — Примечание составителя.



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru