Солнечное подполье. Антология литературного рок-кабаре Алексея Дидурова. — М.: Academia, 1999. — 656 с. 3000экз.
Очень симпатичная и очень бестолковая книжка, набитая уморительными опечатками. “Образцы творчества 172 участников кабаре”, как гласит издательская аннотация, — от прозаиков по отрывочку, от поэтов по стишку. Состав участников, впрочем, весьма впечатляющий, особенно в разделе “Поэзия” — тут и Олег Чухонцев, и Татьяна Бек, и Тимур Кибиров, и Булат Окуджава, и Евгений Рейн, и многие другие известные и неизвестные поэты. Понятно, что рок-кабаре Алексея Дидурова посещали приличные люди. Но, скажем, ресторан ЦДЛ посещало в то или иное время не меньшее количество талантов и бездарностей, или, если не нравится аналогия с рестораном — и в большом и в малом залах того же ЦДЛ поэты и прозаики разного калибра тоже выступали. Что не повод для выпуска соответствующих антологий. Понятно, что основатель рок-кабаре и составитель антологии хотел дать представление об “атмосфере”, о “духе” кабаре, показать “высоту планки”. Но, похоже, здесь он несколько переусердствовал, потому что за плотными слоями этой самой “атмосферы” то, ради чего создавалось рок-кабаре и из чего стоило составлять антологию — собственно рок-поэзия, — видится как-то не очень отчетливо. Поэзии всякого рода много, а где рок? — вот какой досадливый вопрос хочется задать, читая эту книжку.
Но, в общем, все это понятно — сама судьба рока в России, “стране слов”, неотчетлива: за десятилетие свободного развития единственное, что он успел сделать— впасть в кризис, проиграть практически “всухую” дешевейшей попсе и стать искусством едва ли не “элитарным”. Так, собственно, произошло и во всем мире, разница только в том, что мы “постарели” и выбрали попсовый комфорт как-то очень быстро — причем на фоне самых что ни на есть “роковых” и тем самым “роковых” времен.
Что еще смущает в этой книжке — название и общий тонус, слишком оптимистичный, хотя начинается она с эпитафии уже погибшим в наши времена рок-поэтам и музыкантам. Подполье не бывает солнечным, солнце — не в числе стихий, органичных рок-культуре вообще. Рок-культура — явление тревожное, трагический пафос и мрачная ирония ей родные. А вот все жанры, естественные для “кабаре” — все-таки двоюродные. Нету “драйва”, как почти во всех версиях “unplugged”, которые делаются для тех, кто боится настоящего рока со всеми его децибелами и не всегда управляемой энергией.
И все же — за вычетом “принудительного ассортимента” — кое-какая панорама русской рок-поэзии.