Сотворение-2023. Евангелическо-лютеранская церковь святой Анны Анненкирхе (Санкт-Петербург), 3 июня — 26 ноября 2023 года. Ксения Синицина
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

выставка



Яблоки, жертва и Любовь

Сотворение-2023. Евангелическо-лютеранская церковь святой Анны Анненкирхе (Санкт-Петербург), 3 июня — 26 ноября 2023 года.


Евангелическо-лютеранская церковь святой Анны Анненкирхе в Петербурге (для «своих» — просто Анненкирхе) — место совершенно удивительное. Вехи жизни нашей страны отразились на этом соборе. Его история насчитывает более трех веков. В царское время — лютеранский собор, в 1920–1930-е годы — первая и последняя лютеранская семинария в СССР, позже — кинотеатр и рок-клуб. А после — страшный пожар, полыхавший почти сутки и полностью уничтоживший здание. Только в 2013 году в Анненкирхе вновь прошла служба. Далеко не все отреставрировано. На стенах остались пятна краски, голый камень и штукатурка, придающие месту дополнительную аутентичность. В настоящее время Анненкирхе — не только лютеранская церковь, но и место проведения различных концертов, ярмарок, лекций, клубов по интересам и, конечно, инсталляций и выставок.

В начале лета здесь открылась уже не первая выставка, посвященная сотворению мира. Доработанная прошлогодняя экспозиция сохраняет библейскую концепцию, но обыгрывает ее иначе. Арт-объекты на ней созданы арт-группой «Зерно», с которой церковь постоянно сотрудничает. Выставка — не только и не столько для верующих, но для всех, кто мыслит и анализирует. «Сотворение-2023» — путь Бога во время создания нашего мира. И мы последовательно, по дням проходим этот путь, давая ответ — в первую очередь себе — на вечные вопросы: зачем мы существуем? Что есть смысл жизни? Что будет после смерти? А будет ли?

Первый зал — начало Творения. За три дня из небытия появляется Бытие из силы огромной безусловной Любви. Темнота зала, подсветкой выделяющая изображение распятого Христа — как страшное напоминание о жертве, которая только будет, о навсегда неискупленном грехе. Он уже пострадал за нас, за Землю, еще такую молодую, только недавно обретшую свет, воду, сушу. Макет планеты нависает над головами зрителей подобием Дамоклова меча — кажется, коснись пальцем — и рухнет, рассыплется — и в еще не досозданный мир нагрянет Апокалипсис. Но в то же время Земля — основной источник света в зале, вселяющий надежду в то, что конец будет совсем нескоро.

Следующий зал — четвертый день творения. Не только на небе — над головами загорается Светило Большее и Светило Меньшее — большой шар, плавно переливающийся из догорающего Солнца в Луну и обратно. На стенах — психоделиче­ские в своей натуралистичности картины Анатолия Шумкина с сюжетами последних дней жизни Христа. Эти работы давно стали неотъемлемой частью Анненкирхе — ими украшены часовня, богослужебный зал, алтарь, использовались они и в одной из предыдущих выставок — «Страсти». В «Сотворении» картины обрели новое символическое значение — это уже более явственное напоминание о большом искуплении, которое позволило получить вечное прощение, преодолеть тьму, открыть путь в рай — и вновь зажечь для всех Солнце. За жизнью идет и смерть — жестокая, разбойничья, некрасивая. Только от безусловной любви к людям (которых здесь еще не существует!) можно было принести в жертву собственного ни в чем не повинного Сына. Обстановка располагает к внутреннему анализу и поиску гармонии в себе и в мире — для этого оборудованы кресла.

Пятый день. Эдемский сад — колонна из тонких нитей, украшенных цветами и яблоками. Ощущения не только зрительные — зал наполнен запахом яблок. С высотой ярко-белый свет переходит в кроваво-красный, а откусанных яблок все больше. И это горько напоминает о роковом грехопадении. Но до него еще далеко.

Шестой день. Последний, занятый созданием. По подобию Бога сотворены люди. «Венец творения» — зал, отделенный от Эдемского сада, от всех соблазнов, которые готовит запретный плод. Этот день олицетворяет большая белая рука, протянутая сквозь облака. Сразу же узнается фреска Микеланджело «Сотворение Адама», украшающая Сикстинскую капеллу. Адама здесь нет — и сам зритель тянется робко, почти безвольно, когда рука Бога напротив — решительная, готовая ласкать и спасать. Между ними останется крохотное расстояние, преодолеть или увеличить которое можно только своими делами.

Кажется, что изгнания из рая удастся избежать — ведь нет ничего вокруг, кроме символов высшей благодати. Но стоит подняться наверх, пройти турникет faith-контроля (контроля веры) — и пути назад нет. В обратную сторону он не поворачивается. Это метафоричная точка невозврата, последний шаг из рая после грехопадения. Изгнание Адама и Евы — вечное. Потому в райский сад можно подняться только раз, обратно этим же путем не вернуться. Нужно вновь преодолеть все с первого дня. Трагизм слегка рассеивается при взгляде на картины художницы Gudim, сюжеты которых — эпизоды из Библии, переделанные… на жизнь котов! Пожалуй, такой диссонанс между скорбью и легкостью лучше всего олицетворяет дух выставки — не назидательно-поучительный, но советующий, направляющий и исключительно мягко предлагающий задуматься.


Мир продолжает твориться через многие века. Теперь уже не за считаные дни, а за тридцать три года жизни Иисуса Христа, отдавшего в муках свою жизнь, чтобы дать человеку возможность обрести после смерти Вечную Жизнь и открыть, сотворить для него посмертный мир. Зритель видит пиковый момент — распятие и воскрешение. В пещере-гробнице лишь пелена, в которую было укутано уже воскрешенное тело, и множество надкусанных яблок. Как воспоминание о том, что Сын Божий страдал за нас. За тех, кто так вероломно лишился всего и сразу, не устояв перед искушением.


Завершает экспозицию выставка картин. Среди них работы Елены Малышевой в смешанной технике: фото, коллаж, акрил. Один материал наслаивается на другой, как эпохи сменяют друг друга, как развивается наука и прогресс. Но любовь — постоянна. Пожалуй, это и есть главный посыл «Сотворения»: мир создавался с Любовью и ради Любви. Какой бы религии вы ни были, забывать о ней нельзя — иначе ничто не сможет существовать и «твориться».


Ксения Синицина




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru