Музейные экспозиции в немузейном пространстве: история литературы и современные практики. Анна Нуждина
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 7, 2024

№ 6, 2024

№ 5, 2024
№ 4, 2024

№ 3, 2024

№ 2, 2024
№ 1, 2024

№ 12, 2023

№ 11, 2023
№ 10, 2023

№ 9, 2023

№ 8, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

выставка



Музейные экспозиции в немузейном пространстве: история литературы и современные практики


Механизмы сохранения культурной памяти внутри музейного пространства во многом поддерживаются самим образом и статусом музея как статичного «храма истории», правила поведения в котором четко определены, как и в храме настоящем. Образ музея вызывает у посетителей уважение и трепет, и вместе с тем многие музеи — это территория прошлого, не принимающая современности и фактически занимающаяся консервацией дискурса. Однако не всегда экспозиции и иные музейные формы находятся в пространстве музея, а значит, особенности их воздействия на посетителя меняются: появляется иммерсивность и наглядность, архивный объект становится частью меняющейся реальности. Мое маленькое исследование фокусируется на целях и задачах размещения экспозиций из архивов музея в немузейном пространстве и пытается ответить на вопрос, целесообразны ли такие решения относительно других практик современности.

Литературный процесс, в силу технических и бюрократических причин, знает много примеров «недооформленных музеев». Взять хотя бы редакцию журнала «Вопросы литературы» с ее историческими комнатами, в которых снимались фильмы, и с экспозициями — как постоянными, так и временными: например, посвященными Юрию Домбровскому. Однако сейчас меня интересуют объекты атрибутированные и музеефицированные (оформленные «по правилам»), поэтому остановимся на другом примере.

Мое внимание привлек совместный проект Государственного музея истории литературы им. В.И. Даля и Ассоциации союзов писателей и издателей России (АСПИР): музейные стенды на территории Дома Ростовых. Они наполняются материалами из архивов, а экспозиции — временные и приурочены к юбилейным вечерам поэтов и писателей, которые проводит АСПИР. Стенды — полноценная музейная форма: за их наполнение и атрибуцию отвечает Гослитмузей, а Ассоциация только задает тему экспозиции. Таким образом, музейный объект находится в презентационном пространстве, основная форма культурной деятельности внутри которого — организация литературных мероприятий, презентация книг и проведение творческих встреч. Такой синтез исторического материала и актуальной современности характерен для всей деятельности Ассоциации, которая располагается на месте бывшего правления Союза писателей СССР и реализует аналогичные функции: организует выездные семинары, литературные резиденции и творческие командировки, издает книги, поддерживает переводы на языки народов России и т.д. Создавая пространство литературной современности, АСПИР не свободна от груза исторической памяти и, буквально, от памяти стен. Сейчас Дом Ростовых активно ремонтируется, однако многие помещения второго этажа сохраняют советское убранство — от лепнин и статуй в холле до овального дубового совещательного стола примерно на тридцать персон в бывшей приемной председателя СП СССР. Рядом с декоративными колоннами холла уже, однако, поставили кофемашину. Также пространство наполнилось выставочными материалами: помимо интересующих нас стендов, появились шкафы с бесплатной печатной продукцией Ассоциации и ее партнеров: журнала «Юность» и Школы критики в Ясной Поляне.

Характер мероприятий, проводящихся в Доме Ростовых, эклектичен, как его внутреннее убранство: дискуссии об актуальном литературном процессе перемежаются с вечерами памяти канонических русских литераторов. И если в случае первых подтверждением сказанных слов является символический капитал самих участ­ников дискуссии, то убедительной реализации вторых служат стенды Гослитмузея. Их наполнением и атрибуцией всех материалов руководит сотрудница музея Наталья Папанова. Я же поговорила с куратором стендов и помощником руководителя АСПИР Даниилом Духовским о формате экспозиции: он отметил, что в Доме Ростовых по техническим причинам экспонируются лишь копии архивных документов, однако подобраны и атрибутированы они превосходно. «Мне самому это всегда интересно, потому что я никогда не знаю, что привезут из Гослитмузея. Я каждую экспозицию разглядываю как рядовой зритель», — признался Духовской.

Из этого следует, что музей сохраняет свою экспертность в вопросах создания стенда, но не принимает участия в его экспонировании, что вводит архивные документы в принципиально иной контекст рецепции. Типичный посетитель творческого вечера АСПИР ведет себя иначе, чем типичный посетитель музея: он не покупал билет и не скован регламентом, он не разглядывает экспонаты, а, скорее, обращает на них внимание. Это связано с тем, что музейные экспонаты — не конечная цель его визита, — зачастую он и вовсе не предполагает их встретить и осмотреть. Презентационное пространство предполагает настроенность на восприятие иных форм и видов информации: в первую очередь публичных выступлений. Когда в эклектичном пространстве музейный стенд и литературное мероприятие подчинены одной теме, они не подавляют, а дополняют друг друга. Происходит синтез визуального и аудиального, а слова современных экспертов получают вещественное подтверждение из «канона». Для координации информации относительно канонических материалов сотрудничество с Гослитмузеем подходит идеально: это крупнейший в России литературный музей с множеством филиалов и архивами, которыми можно наполнить любой тематический стенд. В последние годы музей стремится к интермедиальности, создавая интерактивные выставки и музыкальные онлайн-экскурсии, например, в Переделкино, так что взаимодействие с немузейным пространством вполне вписывается в его нынешнюю культурную политику.

Такой синтез позволяет актуализировать информацию, которую посетитель музея относит к области «прошлого». Особенно посетитель музея истории литературы. Формат вечера памяти позволяет связать эту историю с современностью, сообщая канонической информации новизну за счет свежести взгляда современных исследователей, готовых развенчивать стереотипы. К тому же подобные вечера нередко посещают потомки писателей, что позволяет объединить историю литературы с семейной историей. Сейчас1 экспозиция стендов Дома Ростовых посвящена Евгению Петрову — писателю, соавтору, вместе с Ильей Ильфом, романов «12 стульев» и «Золотой теленок». Недавно в АСПИР прошел вечер его памяти, который посетили потомки писателя Валентина Катаева, старшего брата Петрова. Таким образом «официальная» история вновь пересеклась с «подлинной». Гослитмузей предоставил Дому Ростовых иллюстрации Кукрыниксов и фронтисписы первых изданий романов Петрова, а также их и Ильей Ильфом совместные фотографии разных лет. Экспозицию сопровождают фрагменты из личных дневников Петрова.

За два года существования стендов они сменили более десяти экспозиций, в первый раз сопроводив вечер, посвященный Юрию Казакову. Затем в них выставлялись материалы из архивов Марины Цветаевой, Ивана Бунина, Александра Вампилова, Геннадия Шпаликова и других. Ассоциация оценивает это сотрудничество как крайне успешное, и по завершении ремонта количество стендов планируется увеличить. «Это наглядное сохранение культурной памяти, потому что зрительный образ всегда оказывает большое влияние на посетителей. Когда слова, произнесенные здесь неслучайными людьми, подкрепляются визуальным, создается мощный синергетический эффект», — подчеркивает Даниил Духовской, говоря о роли экспозиций в культурной деятельности АСПИР.

Таким образом, внедрение музейного объекта в немузейное пространство и его неформатное для музея экспонирование помогают создать центр культурного притяжения. Разрушение строгого традиционного регламента рецепции архивных документов при сохранении привычных методов их подбора и атрибуции помогает сменить оптику восприятия музейных экспонатов. На место вертикальных отношений «объект — зритель» приходят отношения горизонтальные, в которых ценность объекта не абсолютна, он — лишь один из многих источников информации. Интермедиальность осовременивает и музейные, и немузейные пространства, и, синтезируя информацию от принципиально разных типов носителей, можно добиться успехов в ее восприятии разными типами зрителей, и к тому же не дать им заскучать и устать от более традиционных форматов экспонирования. Это позволяет сделать сохранение исторической и культурной памяти частью актуальной мыслительной деятельности множества людей.


Анна Нуждина

Публикация в рамках совместного проекта журнала с Ассоциацией писателей и издателей России (АСПИР).



1 Текст писался в марте 2023 года. — Прим. ред.



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru