— Элеонора Шафранская. Усто Мумин: превращения. Шевкет Кешфидинов
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023
№ 11, 2023

№ 10, 2023

№ 9, 2023
№ 8, 2023

№ 7, 2023

№ 6, 2023
№ 5, 2023

№ 4, 2023

№ 3,2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

рецензии



Запретный плод — сорван

Элеонора Шафранская. Усто Мумин: превращения. — М.: Музей современного искусства «Гараж», 2023.


XX век таит в себе тысячи историй различных превращений. Одно из таких — судьба русского художника Александра Васильевича Николаева (1897–1957). Он родился в Воронеже, умер в Ташкенте. Его дворянская родословная обернулась судьбой Homo soveticus с ее традиционным набором гонений, надуманных обвинений и тюремных сроков для тех, кто не вписался в советскую картину мира. Он призывал не довольствоваться малым, мечтал повторить опыт Гогена и остался в истории искусства под именем Усто Мумин.

«Он всем и всегда был чрезвычайно симпатичен, его любили, им восторгались, он еще при жизни стал легендой: европейский, русский художник, который не только связал свою жизнь со Средней Азией, но сделал это органично. Это не было просто рациональным решением — в таком поведении, образе жизни гармонично соединились и разум, и чувства художника».

Жизнь Усто Мумина, породившая немало слухов и даже мифов, до определенного момента оставалась под запретом. «Художник как бы был и его как бы не было. Если кто и восхищался им, то шепотом».

Часто бывает: стоит исследователю вслух выказать интерес к той или иной теме — и сведения начинают стекаться к нему сами. Бывает и иначе: чтобы заполучить необходимый материал, приходится пробиваться в архивы разных стран и искать контакты не с самыми отзывчивыми людьми. В 2014 году Элеонора Шафранская предприняла первую попытку реконструировать биографию Усто Мумина1 . Новая книга, «Усто Мумин: превращения», — самостоятельное издание, где представлены изыскания, добытые за последние несколько лет, атрибутированные фотографии и графические работы Усто Мумина, до сих пор не публиковавшиеся.

По мнению автора, «самым ярким, счастливым и творчески насыщенным периодом в жизни художника оказались 1920-е годы». Именно этому периоду — времени, когда Усто Мумин жил в Самарканде, Ташкенте, бывал в Бухаре, Фергане, Хиве, — отведено основное место в книге. Это не случайно: в Средней Азии художник обрел узнаваемый почерк и создал картины, которые сегодня без всяких натяжек составили бы честь любому музейному собранию. Это подтверждает подготовленная в 2019 году Музеем современного искусства «Гараж» выставка «“Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969». В экспозиции среди ста пятидесяти художественных произведений показали также несколько программных работ Усто Мумина — «Радение с гранатом», «Дружба, любовь, вечность (Старая Бухара)» и другие.

Шафранская, используя мемуары, архивные записи, повесть Энны Аленник «Напоминание», сумела воссоздать творческую атмосферу среднеазиатского периода жизни своего героя. Автор анализирует также природу дервишества, которая отразилась на «самоизменении» Усто Мумина, и рассматривает институт бачей (так называли мальчиков, танцующих в чайхане для мужских компаний), особенно вдохновивший художника на определенном этапе творческого пути.

В приложении приводятся образцы литературного творчества художника, среди них детские и подростковые стихи Усто Мумина, сочиненная им и оставшаяся незаконченной легенда «Оби-Рахмат», ряд документов автобиографического характера, а также — свидетельство эпохи — впервые опубликованный двадцатидевятистраничный «Стенографический отчет творческого вечера художника Узбекской ССР А.В. Николаева (Усто Мумина) 24 января 1948 г.».

Автор предупреждает, что в биографии ее героя все еще предостаточно белых пятен, а также «превратно толкуемых фактов жизни, пристрастий, нашедших воплощение в картинах». Ищет и не находит издателя «главная хранительница» секретов художника ташкентский искусствовед Римма Еремян. Ждут своего обнародования воспоминания Ольги Бессарабовой о времени после 1925 года. По-прежнему очень мало известно о трех годах пребывания Александра Николаева в тюрьме. Не все выяснено, не все проговорено. При этом главное сделано: запретный плод сорван и подарен читателю.


Шевкет Кешфидинов


1  Шафранская Э.Ф. А.В. Николаев — Усто Мумин: судьба в истории и культуре: (реконструкция биографии художника). СПб.: Свое изд-во, 2014. 167 с.




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru