— Виктор Пелевин. Transgumanism.inc. Руслан Гавальда
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 3, 2024

№ 2, 2024

№ 1, 2024
№ 12, 2023

№ 11, 2023

№ 10, 2023
№ 9, 2023

№ 8, 2023

№ 7, 2023
№ 6, 2023

№ 5, 2023

№ 4, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

рецензии



Матрица, которую мы заслужили

Виктор Пелевин. Transgumanism.inc. — М.: Эксмо, 2021.


Одна из моих любимых книг, как у этого автора, так и вообще, —«П5», сборник повестей, объединенных одной темой.

Взяв в руки «Transgumanism.inc.», я немного испугался объема. Редко в нашей отечественной литературе раздутые произведения бывают такими пополневшими не без причины. Однако, прочитав лишь одну из семи предложенных автором повестей, которую я бы назвал длинным рассказом, я обрадовался: это не роман, а, возможно, повторение того, что до этого у меня у этого автора, выражаясь современным языком, зашло.

Да, в основе книги —семь историй, объединенных тем, что происходят в одной и той же вселенной. Но это все-таки роман. Роман о новом мире, где правит единый разум, зовущийся корпорацией «Transgumanism.inc». Корпорация эта преследует и защищает один интерес: интерес тех, у кого деньги, так называемых «баночников», привилегированного слоя. Но слой этот на самом деле зыбок, ибо зыбко все, что привязано к материальному. Не управляя материальным правильно, ты потеряешь жизнь, ведь именно благодаря ей и существует высшая элита.

Первая повесть книги «Гольденштерн всё», как и положено, вводит читателя в созданный автором мир, дает объяснение и оглашает правила, по которым будут жить персонажи книги. «Дает» — слово неверное, текст построен так, словно ты уже знаешь эту вселенную и ее законы. Так и должно быть в качественном повествовании.

Главный герой повести напоминает собирательный образ наивного народа, который слушает проповедь важных личностей и бесприкословно им доверяет (а может, и является таковым). Для героини такие важные личности — лекторы университета, в который она ходит, — несмотря даже на то, что иногда она советуется со своим отцом, уровня жизни которого она и хочет достичь.  Попасть в банку — это как попасть в Рай, все стремления людей направлены на это. А для того, чтобы попасть в банку, необходимо качественно заниматься накопительством — и иметь много денег.

Все словно бы об обществе потребления. Но этому обществу, пресыщеному всем, более нечего потреблять, вот они и завели новую мечту: купить билет в Рай.

Такое слепое доверие ничем хорошим для героини повести, Мани, не заканчивается. Она — самый наивный и чистый персонаж серии повестей.

Хочется сразу же отметить, что в романе нет одного центрального персонажа. Нет даже нескольких таких персонажей. Все в нем крутится вокруг одного вопроса: а Гольденштерн — настоящий? Существовал ли он?

В «Свидетелях Прекрасного», автор, ничуть не иронизируя и не гиперболизируя, показывает нам нашу наступившую реальность. Главный герой, Иван, уже полно­стью прикован к гаджетам, он не может и шагу сделать без своего помощника, каких сейчас развелось немало: умных колонок Алис, Марусь, собранных воедино в Афу.

С помощью искусственного интеллекта Иван выбирает, как провести свой день, что выбрать в качестве развлечения и самое страшное — с кем пойти на свидание, чтобы разок перепало.

Конечно, этот роман состоит не только из повестей, показывающих то, к чему мы уже почти совсем подъехали. Он не показывает нас сегодняшних в виде то одного, то другого персонажа, он — не о любви и одиночестве, хотя такой вывод и напрашивается, если посмотреть на то, как люди развлекают себя и других в повестях «Поединок» и «Кошечка». Все персонажи романа заняты лишь собой и тем, чтобы добиться для себя одной цели: попасть в лучший мир.

Здесь есть повести, рассказывающие о некоторых баночниках. Те, в свою очередь, тоже стремятся к счастью. Для них, имеющих все, счастье — это власть. Безграничная.

Все повести показывают, что человек эгоистичен, и это нормально, так и должно быть. Нет героев, ведущих за собой. И это тоже реалии современного мира. Никто ничем никому не обязан. Эпоха здорового эгоизма, диктующая одно — залезть вверх, а какими способами ты это сделаешь, не так уж и важно.

Нам интересно читать о самих себе. Ничто не интересует человека так, как его собственная личность. А еще, наверное, вечные вопросы бытия: как же все устроено, есть ли кто-то там, наверху?

Каждый роман Виктора Олеговича либо дает нам один из всевозможных вариантов того, как оно там могло бы быть, либо предпринимает попытку затронуть этот вопрос. Благодаря этому его тексты так интересны современному читателю, благодаря этому они так универсальны. Не нужно искать для себя детектива, ужаса или любовной истории — все это упаковано в пелевинском повествовании, ищущем ответ на вопрос о бытии.

Есть ощущение, что автору нет необходимости искать сюжеты своих произведений, что-то выдумывать и заниматься творчеством. Достаточно оглянуться во­круг: описать увиденное, ничего не меняя и не приукрашая, — разве что совсем чуть-чуть. Рассказать нам обо всем, что нас окружает, немного метафоричнее, нарисовать яркими словесными красками, чтобы мы увидели происходящее — если, конечно, захотим.

Одна из фишек романов Пелевина в том, что его поиски не направлены на масштабы Вселенной. Они совершенно конкретны: автор пытается понять, как же все устроено именно здесь и именно сейчас: современное общество, ситуация, Россия, наконец.

Если раньше Виктор Олегович как бы немного опережал события, то этот роман я бы назвал крайне реалистичным. Все живут виртуально, только в Интернете (нет, тела-то наши, как обычно, едят, ходят на работу, развлекаются), но вот лицами-то мы все присосаны к мобилам? И ничего мы не можем без наших виртуальных Марусь, Алис и других интеллектуальных колонок, все поголовно, конечно, чипированы... И всюду одна музыка — крэп, и партия у нас одна — правящая, и лишь оппозиция все дергается (сердоболы), запрещено все, что только можно представить, и кресты у батюшек феминистские... Контролируют все дроны, профессия «полицей­ский» будто бы вымерла. Хотя, конечно, это не так, и в повести «Свидетели Прекрасного» это наглядно проиллюстрировано.

Странно одно: нет негров, кожу старательно отбеливают!

Это юмористический триллер. Иначе не назовешь.


Руслан Гавальда



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru