— Татьяна Толстая. Большая Красная Рука в советском плакате; Павел Снопков, Александр Шклярук. Советский политический плакат. 1918—1940. Станислав Секретов
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 9, 2024

№ 8, 2024

№ 7, 2024
№ 6, 2024

№ 5, 2024

№ 4, 2024
№ 3, 2024

№ 2, 2024

№ 1, 2024
№ 12, 2023

№ 11, 2023

№ 10, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

рецензии



История в картинках

Большая Красная Рука в советском плакате. Автор текста: Татьяна Толстая. — М.: Контакт-Культура, 2021; Павел Снопков, Александр Шклярук. Советский политический плакат. 1918–1940. — М.: Контакт-Культура, 2021.


Московское издательство «Контакт-Культура» появилось еще на закате СССР. Здесь выпускали иллюстрированные книги для детей и взрослых, наборы открыток, календари, тематические папки, однако главным проектом издательства все же стали альбомы российских плакатов.

Самая свежая книга серии — альбом «Большая Красная Рука в советском плакате» с предисловием Татьяны Толстой. Большая Красная Рука — в заглавии каждое слово с прописной буквы — действительно узнаваемый образ. На плакатах девяностолетней давности именно она наносит удар по капитализму и призывает «вы­рвать с корнем из рабочих масс» хулиганство. Во время Великой Отечественной войны Большая Красная Рука показывает, как нужно бить «фашистского гада», и уверяет, что час расплаты близок. В послевоенные мирные годы она запускает к звездам красную ракету с первыми покорителями космоса и требует решительнее бороться с пьянством и самогоноварением.

Татьяна Толстая отмечает, что Большая Красная Рука — «метафора власти, метафора диктатуры, метафора пролетариата» и в то же время — перст указующий. Зримый, максимально убедительный образ. Жилистая рука власти кумачового цвета с советских плакатов готова была разобраться и с внешними, и с внутренними врагами. Любопытно, что во многих случаях она либо держит кого-то за шкирку, либо кого-то сжимает. То есть перед нами не раскрытая ладонь, а кулак, прямое обозначение позиции силы, что весьма символично. Появлялись же такие плакаты на протяжении практически всей советской эпохи. Всего в альбоме их больше пяти десятков, первый датирован 1920 годом, последний — раннеперестроечным 1986-м.

Кто первым придумал использовать образ Большой Красной Руки в отечественных агитационных плакатах или, как бы сегодня сказали, в социальной рекламе, однозначно ответить сложно. Вероятно, предполагает Толстая, это был Владимир Маяковский. «Но может быть, Рука пришла сама, без помощи поэта, — просто возникла, просто соткалась из рваных и резаных красных полотен первых советских плакатов, из этих флагов, из этих криков, из разинутых ртов…» И прочно закрепилась в культуре. Помимо работ Маяковского, в альбоме представлены плакаты Юлия Ганфа, Сергея Игумнова, Николая Долгорукова, Бориса Пророкова, Иосифа Серебряного и других художников-графиков. К центральному образу все подходили по-своему.

Книга «Большая Красная Рука в советском плакате» — по сути, история ХХ столетия, история одной большой идеологии в картинках. Плакаты становились частью пропаганды. И кажется, что внутренних врагов в рамках этой пропаганды всегда было больше, нежели внешних.

Составленный Павлом Снопковым и Александром Шкляруком альбом «Совет­ский политический плакат. 1918–1940» тему расширяет. В издание вошли почти три сотни довоенных плакатов, пятьдесят из которых со времен СССР публикуются впервые.

Одни плакаты знакомы всем с детства. Например, стоит вспомнить знаменитый вопрос «Ты записался добровольцем?», как перед глазами всплывает фигура красноармейца с литографии Дмитрия Моора 1920 года. Другие агитационные материалы известны далеко не каждому. Но в них — все та же советская история, ее этапы в четкой хронологической последовательности. Индустриализация, коллективизация, борьба с безграмотностью… Вот «тов. Ленин очищает землю от нечисти» на плакате Виктора Дени, созданном на основе рисунка Михаила Черемных. А вот уже центральный, сквозной персонаж плакатов начинает меняться. 1937 год: участники физкультурного парада передают «привет родному Сталину». На соседней странице — плакат в честь открытия канала Москва — Волга. И вновь — «привет великому Сталину». Замыкает тему плакат Виктора Говоркова с цитатой из стихотворения Сергея Михалкова — «О каждом из нас заботится Сталин в Кремле». Позже появится грустная шутка: будто бы вождь на плакате занимается тем, что лично составляет расстрельные списки…

Конечно, изменилось многое. На плакат Николая Терпсихорова «Религия — яд, береги ребят!» сегодня смотришь с улыбкой — в XXI веке в школьной программе появился предмет под названием «Основы религиозных культур и светской этики». Или бросим взгляд на плакат Владимира Маяковского из «Окон РОСТА» с лозунгом: «Украинцев и русских клич один — да не будет пан над рабочим господин!» Увы, ныне клич у украинцев и русских зачастую оказывается разным. Но кое-что спустя сотню лет вновь сверхактуально, правда, в ином свете. В наши дни государство всеми возможными способами, в том числе и с помощью плакатов, призывает граждан проявить сознательность и вакцинироваться от коронавируса. Так, в социальных сетях осенью вовсю обсуждали появившиеся в разных городах России баннеры с социальной рекламой: «Сколько должно умереть, чтобы ты привился? Вакцинируйтесь!» А ведь еще в 1920 году власть с плаката Сергея Иванова призывала: «Граждане! Делайте себе противохолерные прививки. Только против прививки бессильна смерть».

Как говорится, история повторяется. Да и к плакатам со Сталиным в интернете шутники с помощью «Фотошопа» приделывают совсем другое лицо…


Станислав Секретов



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru