Арк в современной России. Жанна нашего времени обладает той же, что и у исторической французской девы, магической силой, способной вести за собой сотни и тысячи людей. И она ведет их - мирной демонстрацией во имя объединения простых людей в развалившуюся империю, приводя в ужас все столицы СНГ. Как и в случае с Орлеанской Девой, здесь тоже цепь предательств и трагическая гибель героини.
В нынешнем году исполнилось бы 70 лет поэту Николаю Шатрову, погибшему в 1977 г. Ни при жизни, ни после смерти Н.Шатров так и не удостоился книги, но о том, какой это был поэт, дает представление его обширная публикация под общим названием "Аплодисменты - меньше тишины".
Рассказы Сергея Юрского "Новые времена" и "Осенний бал" преисполнены чувства юмора артиста, чей слух чрезвычайно тонко настроен на живую речь разных слоев общества, а сейчас, когда вновь перемешались эти слои, наложения слэнгов дают удивительный комический эффект.
В этом номере журнала циклом стихотворений "С морошкою пирог" дебютирует Анна Зайцева, поэт-самородок из Архангельской области. Ее стихи похожи на древние северные песни-заговоры, что и естественно в той фольклорной среде, бережно сохранившей нетронутыми традиции дедов и бабок.
Художник Семен Файбисович выступает с рассказом "Губа" - автопортретом, писанным в минуту, не лучшую для лица, увиденного в зеркало.
Завершают раздел поэзии подборки стихов Сергея Алиханова - "Прощание с бумагой" - и Александра Дольского - "Лица стариков".
Под рубрикой "Мемуары. Архивы. Свидетельства" "Знамя" в июне печатает воспоминания Алексея Симонова "Галина Сергеевна: "Мир Улановой" и миф Улановой". "Мир Улановой" - документальный телевизионный фильм о великой балерине, который довелось снимать автору и столкнуться с неимоверными трудностями. Звезда своей эпохи, Галина Уланова была человеком чрезвычайно закрытым, замкнутым, жестким и нетерпимым к любой попытке проникнуть сквозь легенду, которой была окутана ее жизнь.
В той же рубрике публикуется извлеченное из архива эссе Манука Жажояна "Случай Орфея". Манук Жажоян (1963 - 1997) был замечательный поэт и филолог, в чем легко убедиться, прочитав эту работу, посвященную удивительной теме - рокового взгляда назад, пришедшей в мировую поэзию из легенд Древней Греции и Священной истории (Лотова жена). Автор, анализируя собственную невольную ошибку, когда он в стихах перепутал сюжеты об Эвридике и Лотовой жене, приходит к обобщениям неожиданным и поэтически точным.
Статья Ильи Фаликова "Экстремальная музыка", помещенная в разделе публицистики, повествует о сегодняшнем дне и быте Владивостока и его художественной среды, поскольку автор, посетив родной город, не мог пройти мимо мастерских своих старых друзей.
Тему дискуссии в "Конференц-зале" задало 200-летие А.С.Пушкина. Редакция поставила на обсуждение такие вопросы: может ли сегодня опыт Пушкина помочь в определении истинного новаторства? Ведут ли процессы, происходящие ныне в русской литературе, к деградации или, напротив, к ее качественному обновлению? Есть ли границы риска в художественном экспериментаторстве? Отвечают Максим Амелин, Андрей Дмитриев, Тимур Кибиров, Александр Кушнер, Лев Рубинштейн, Антон Уткин.
В "Пушкинских чтениях" - большая статья Александра Эткинда "Иная свобода: Пушкин, Токвиль и демократия в России". Известный публицист рассуждает об отношении великого русского поэта к идеям демократии как института управления государством, о чем в ту пору поведал Европе изумленный Алексис де Токвиль в книге "Демократия в Америке", и принципам личной свободы, которые Пушкин проповедовал сам.
"Концептуализм глазами реалиста" таков заголовок статьи Дмитрия Хмельницкого, посвященной теории и практике современного постмодернизма в живописи последних лет.
"Наблюдатель" с большой грустью по тем временам, когда Валентин Распутин был не односторонним публицистом, а писателем, рецензирует два его последних рассказа - "Новая профессия" и "Изба"; в поле его зрения попали также роман Михаила Бутова "Свобода", книга Шамая Голана "Мужчина, женщина и война", альбом аудиозаписей Вячеслава Бутусова "Овалы", литературно-художественный альманах "Саратов литературный", новое издание "Записок" А.О.Смирновой-Россет. Рецензируются прозвучавший в Большом зале Московской консерватории концерт музыки С.Прокофьева к фильму С.Эйзенштейна "Иван Грозный" под управлением Г.Рождественского и премьеру оперы "Иван Грозный" С.Слонимского в Самаре в постановке М.Ростроповича.