in memoriam
Памяти Владимира Новохатко
8 октября 2019 года после долгой и тяжёлой болезни скончался Владимир Григорьевич Новохатко.
В семидесятые годы прошлого века книги серии «Пламенные революционеры», которую выпускала редакция, возглавляемая Владимиром Новохатко, шли нарасхват. Не потому, что «революционеры», а потому, что их авторами были лучшие писатели того времени: Юрий Трифонов и Натан Эйдельман, Василий Аксенов и Анатолий Гладилин, Юрий Давыдов, Владимир Войнович, Марк Поповский, Владимир Савченко, Игорь Губерман (до эмиграции и под фамилией Лидии Либединской — конспирация!)… Странно? Тот, кто помнит эти годы, когда большинство из перечисленных имён были в списках запрещённых к печати, не удивится. Их спасал Владимир Новохатко, давал им возможность писать о своём, рассказывая о судьбе Робеспьера или Красина, Якушкина или Чернышевского, Белинского, Муравьёва-Апостола, Пестеля, Веры Фигнер — список достойный. (Писателям предоставлялся выбор темы.) За многие из книг Новохатко бился с начальством насмерть. Стремление помогать было главной чертой этого человека.
Но мало кто знает о двух фактах из жизни Новохатко:
Что он пошёл воевать в 14 лет (на Белорусском фронте) и закончил войну в Австрии, так как был демобилизован по причине невоеннообязанного возраста.
И что с 1988 по 1990 год, после развала «Политиздата», он работал заведующим отделом прозы журнала «Знамя». Перечислю произведения, напечатанные в журнале в то время не без участия заведующего отделом: «Живи, как все» Анатолия Марченко, «Верный Руслан (История караульной собаки)» Георгия Владимова, рассказы Василия Гроссмана, «У нас была великая эпоха» Эдуарда Лимонова, эссеистика и стихи Владислава Ходасевича, воспоминания Анны Лариной (Бухариной), эссе Эрнста Неизвестного, мемуары Евфросиньи Керсновской и, наконец, тридцать лет ожидавшее публикации «Дело моего отца» Камила Икрамова, врученное автором лично Новохатко. Время кричало, требовало после долгого молчания такой литературы. «Знамя» старалось. Новохатко ему помогал.
Жизнь этого человека — нравственный и гражданский подвиг. Светлая, вечная ему память!
Э. Мороз
|