Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 9, 2021

№ 8, 2021

№ 7, 2021
№ 6, 2021

№ 5, 2021

№ 4, 2021
№ 3, 2021

№ 2, 2021

№ 1, 2021
№ 12, 2020

№ 11, 2020

№ 10, 2020

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Александр Уланов

Три дня малой прозы




фестиваль

Три дня малой прозы

Французский поэт Поль Валери говорил, что малая форма несет в себе блеск мельчайшего, но истинного события... 13—15 ноября в Москве состоялся фестиваль малой прозы. Поскольку одним из первых и наиболее важных образцов малой прозы в русской литературе были “Стихотворения в прозе” И. С. Тургенева, фестиваль проходил в рамках празднования 180-летия со дня рождения Тургенева при поддержке Управления культуры Центрального округа Москвы.

Само понятие “малой прозы” оформилось не так давно, в XIX веке, на основе “поэтики фрагмента” литературы периода романтизма, стихотворений в прозе Алоизиюса Бертрана и Шарля Бодлера. Русскую историю малой прозы позволяла проследить маленькая антология, подготовленная к фестивалю. В XIX веке это и Федор Глинка, и Гаршин, и Полонский. Серебряному веку соответствовал расцвет и в этой области также: произведения И. Анненского, К. Бальмонта, А. Ремизова, Е. Гуро, В. Кандинского (который был не только художником!) и многих других. После 1917 года малая проза удержалась в основном у обэриутов и близких к ним авторов (Вл. Казаков, Е. Кропивницкий).

И теперь происходит новое оживление. В программу чтений на фестивале входили выступления почти 70 авторов из Москвы, Петербурга, Донецка, Самары, Пскова, Екатеринбурга, Иванова и других городов России и Украины. Выступали и ветераны (петербуржец Борис Кудряков, москвич Георгий Балл), и двадцатилетние Данила Давыдов и Ирина Шостаковская. Так что материалов для выводов о современном состоянии малой прозы было достаточно много.

Видимо, пока что современная русская малая проза в основном повествовательна и сюжетна. Это либо описания некоторых “случаев жизни” с достаточно большим сюрреалистским или абсурдистским сдвигом (наиболее запомнились здесь тексты Данилы Давыдова, Олега Пащенко, Алексея Маслова, Светланы Богдановой, Анатолия Кудрявицкого, Ирины Шостаковской, Вероники Бодэ), либо микроэссе (прекрасные образцы дала Татьяна Щербина), либо тексты-притчи (Сергей Тесло, Дарья Симонова), либо иронические миниатюры и концептуалистские игры (Александр Хорт, Петр Капкин, Константин Победин, Владимир Тучков). Точно разделить эти направления трудно, их взаимопроникновения также дают интересные результаты (например, очень динамичные и остроумные тексты Елены Муляровой, получившей приз зрительских симпатий).

Однако малая проза содержит и много других возможностей — движение в смысловом поле ассоциаций, свободные сопряжения различных культурных контекстов, игры с фонетикой и семантикой и т.д. Из более старшего поколения здесь следует отметить Бориса Кудрякова и Бориса Ванталова, из более молодых — Александра Скидана, Галину Ермошину, Андрея Сен-Сенькова, Марину Орлову и Анну Скорнякову. Все эти авторы очень различны и хорошо показывают спектр возможностей дальнейшего развития малой прозы.

С другой стороны, весьма многие представленные на фестивале тексты кажутся слишком скованными рамками повествования, слишком сосредоточенными на быте и написанными достаточно усредненным языком. Но данная беда не является специфичной только для малой прозы...

Фестиваль включал и “круглый стол” авторов и филологов. На нем обсуждались проблемы источников малой прозы — письмо, устно-речевые жанры, практика публикования черновиков и фрагментов. Высказывались предположения, что малая проза ближе к естественному стилю речи и мышления, что она может быть школой мировосприятия и средством взгляда. Причем малая проза не претендует на объяснение всего и потому не претерпевает такого кризиса, как большие прозаические формы. Очевидно, что малая проза — столь же разнообразная область, сколь и стихи, но попытки установить какую-то систему в этом многообразии только начинаются.

К сожалению, в “круглом столе” участвовало не столь много авторов. Еще меньше присутствовало на секции перевода, где были представлены переводы произведений современных зарубежных авторов — американцев Чарльза Симика, Эдварда Фостера, Мишель Мэрфи, Джозефа Донахью, итальянца Тонино Гуэрры. Внимание литератора к осмыслению собственной деятельности и к другим литературам распространено все же недостаточно.

Было и жюри в составе профессора Юрия Орлицкого, написавшего много работ о промежуточных формах между поэзией и прозой, Татьяны Михайловской (заведующая отделом литературной практики журнала “Новое литературное обозрение”), писателя Аркадия Драгомощенко и председателя союза молодых литераторов “Вавилон” Дмитрия Кузьмина. Лауреатами фестиваля стали Элина Свенцицкая и Георгий Балл (лирико-повествовательная проза), Александр Скидан и Галина Ермошина (лирико-философская проза), Владимир Тучков и Константин Победин (ироническая проза) и Борис Кудряков (за вклад в развитие малой прозы). Будем ждать более основательных публикаций по результатам фестиваля в журналах (в частности в “Новом литературном обозрении”) и выхода сборника произведений участников.

Прошедший фестиваль — первый. Все только начинает складываться — и направления современной малой прозы, и язык, на котором о ней можно будет говорить. Но произведения, заслуживающие прочтения, уже есть — и можно продолжать следить — и следовать — за открытиями авторов, филологов, переводчиков...

Александр Уланов





Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала
info@znamlit.ru