“Знамя” №3
Мартовский номер "Знамени" открывается циклом стихотворений Новеллы Матвеевой "Довольство демоса". Лауреат Государственной премии России в минувшем году (кандидатура на соискание премии была выдвинута журналом “Знамя”!), - Новелла Матвеева не перестает восхищать почитателей зрелого ее таланта: новая подборка удивительно многогранна - от нежного и трепетного “девического” лиризма - к убийственной иронии, к резким, точным, фехтовальным выпадам... "Правила любви" Эдуарда Шульмана имеют весьма сложный подзаголовок: "опыт соединения / собрание двусоставных глав". Но пусть это не пугает читателя - здесь своеобразное соединение пестрых рассказов о любви.
По соседству - публикация Михаила Дидусенко “Прутья краснотала”: этот поэт из Петербурга - нечастый гость на страницах периодических изданий, но ценители поэзии вероятно вспомнят Дидусенко с его “Голосом и голосником” во 2 номере 1995 года.
Повесть Олега Дарка "Андреевы игрушки" переносит нас в мир детства начала 60-х в подмосковном дачном поселке Малаховка.
Рядом - совсем малоизвестное любителям поэзии имя - Александр Тимофеевcкий (впрочем, и стар и млад заочно знаком с этим автором по известной песенке крокодила Гены из старого доброго мультфильма...).
Два рассказа Юрия Кувалдина "Штангель" и "Хризантема" написаны в разной стилистической манере, а предпочтения - дело читательское.
Надеемся, читатель по достоинству оценит прелесть подборки стихортворений “Боязнь темноты” молоденькой дебютантки Елены Лазуткиной.
Рассказ Романа Сенчина "Общий день" демонстрирует две модели поведения на нижних ступенях социальной лестницы: полное безволие и отчаянная попытка внутреннего сопротивления.
Философски - глубок, точен, и неожиданно современен в разделе поэзии Леонид Николаевич Мартынов - подборка “Способность камня” - новое извлечение из его обширного литературного наследия.
Рукопись Марка Галлая "Я думал - это давно забыто" - последнее, над чем работал писатель. Его не стало через несколько дней после того, как он поставил точку.
Под рубрикой "Мемуары" публикуются отрывки из записей Константина Ваншенкина "В мое время". Литературный критик Наталья Иванова выступает в жанре публицистики. В ее статье "Русский проект вместо русской идеи" делается попытка понять, что с нами произошло в последнее десятилетие, как мы изменились, что нам ждать от самих себя хотя бы в ближайшем будущем.
По традиции, в мартовском номере журнала рубрика "Конференц-зал" отдана лауреатам "Знамени" 1998 года: здесь печатаются их речи на вручении премий 13 января 1999 года.
Портрет поэта Дмитрия Александровича Пригова дается в статье Марка Липовецкого "Как честный человек". Удивительному для нынешних лет феномену - изданию книг литературных критиков - Андрея Немзера "Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е" и Вячеслава Курицына "Журналистика" посвящена статья Александра Агеева "Писатели газет".
Начатую в прошлом году рубрику "Язык и время" продолжает статья филолога Г.Хазагерова "Во дни сомнений..." Заметки Елены и Михаила Холмогоровых "Карикатура южных зим" печатаются под рубрикой "Образ жизни".
"Наблюдатель" рецензирует последнюю книгу стихов Инны Лиснянской "Ветер покоя", прозу Наталии Толстой, книгу Игоря Меламеда "В черном раю", включившую в себя стихотворения, переводы и статьи о русской поэзии, прозу Бориса Фаликова, опубликованную в августовском и сенябрьском номерах "Волги" за прошлый год, книгу стихов известного филолога Михаила Панова "Тишина. Снег". Здесь же - рецензия на двухтомное собрание сочинений поэта русской эмиграции второй волны Ивана Елагина, полное издание дневников Франца Кафки в переводе Е.А.Кацевой, книгу Валентины Чемберджи "История Мнемозины". "Наблюдатель" не скрывает своего изумления весьма странным составом хрестоматии для третьего класса "Родная речь", выпущенной в свет издательством "Просвещение"; обращает внимание читателя на выход книг французского историка Марка Блока "Короли-чудотворцы" и воспоминаний живого классика отечественного джаза Алексея Козлова "Козел на саксе". Рубрика "Незнакомый журнал" в мартовском "Наблюдателе" рецензирует Х1 номер журнала "Место печати".
Елена Холмогорова