Об авторе | Владимир Валентинович Седов (17 ноября 1960, Москва). Предыдущая публикация в журнале «Знамя» — «Озирается башня на дальнем углу», № 3, 2017.
Владимир Седов
Лампы вечерней чертёжной
* * *
По магистралям пущен кем-то транспорт, по трубам шумный гонят кипяток — всё это создано зачем-то, может — на спор. И смешано в отчаянный поток.
Москва-Москва, которой нет в помине, зимы с весною арьергардные бои. Прислушайся: на высохшем жасмине кричат от холода и света воробьи.
* * *
Рекой забвения кончается не всё, но всё-таки кончается — рекою, а дальше — только медленно несёт тоскливой, нескончаемой Окою.
И вспомнятся — иные берега, и селища пятно на косогоре, и маленькие псковские стога на озере, что ходит словно море.
* * *
По набережной Волги в Ярославле, идёшь себе по набережной Волги: огни неяркие вечернего затишья, холодной осени нестрашный ветерок.
Уже почти темно, теней всё больше, больше, порывом ветер путь перебегает; и будто бы терпеть не в силах дольше фонарь далёкий за рекой мигает.
И начинается нежданно листопад, и сеет над рекой, и тлеет меж домами, и, разметав митрополичий сад, бежит во тьму гигантскими шагами.
* * *
Серый собор во тьме — там, за тяжёлой рекою; думать пора о зиме — будет она такою: будет она велика, будет неразличима, будто бы без огонька образ из местного чина.
Монастырская стена
Походи под стеною из жёлтого пряника, глянь в темноту, что сигает с обрыва туда, к муэдзинам вокзала, что кричат свои суры, аяты, свою хрипоту в тишину над рекой, где не выбьешь кресалом ни холодной искры, ни больничного света луны, где теряется всё, расползается в чёрную мякоть. Наверху есть дорожка, вдоль самой стены, где щербатый асфальт, листопадная слякоть.
Вот и ходишь по этой тропе меж стеною и тьмой, над обрывом к реке, под фонарною строчкой. Почему-то легко, почему-то не тянет домой. Где ты, солнце Москвы? Собираешься в точку. День прошедший давно растворился, истлел; воздух пахнет дымами вокзала и близкой зимою. И лежит этот путь — по опавшей листве, между светом скупым и обильною тьмою.
* * *
В пансионате снег за окнами на что-то важное похож: на пепельных блондинок локоны, седые парики вельмож, на саван — многократно сказано, на вату меж оконных рам, кашицей жидкою размазан он по луговинам и горам. За лесом дачной электричкою кричит пространство: «В даль, ту-ту!», а то — красноголовой птичкою простукивает пустоту.
* * *
Не тронь эту белую скатерть, укрывшую жухлый газон, весь город поставлен на скате, как будто шутя принесён. Холмы, семикратное эхо, то холодно, то горячо, когда-то хотел ты уехать, но поздно, и ты обречён
на эту бездонную заводь, на этот лукавый приют, на город, где девять вокзалов, а — некуда ехать. Ты — тут.
* * *
Ум ищет в памяти осколки красоты и занят извлечением картинок, а красота вся в прошлом: это ты, река при ветре, солнце, крытый рынок, тяжёлый звон больших колоколов, и лёгкий — архаического била, и тусклый отблеск мраморных полов в Константинопольской Софии — это было, и сметено, забелено, ушло, и выцвело, как строчки на бумаге, и лучшее на свете ремесло: склоняться молчаливо — словно маги.
* * *
Ты входишь в пустоту, она вокруг тебя, тяжёлою водой реки в конце сезона, и падает звезда, и ангелы трубят, и купол виден весь до каждого кессона.
И так же видишь вдруг покатое плечо, расширенный зрачок, колени и ладони, и время кораблём с прожекторным лучом стоит и шарит им на чёрном небосклоне.
* * *
Когда я думаю о тебе, выравнивается мой шаг, и на картинах со всяким старьём разравнивается лак. Зато потом кракелюры бегут озёрами мутной воды, и ветры — дуют, а ивы — поют, слагаются в путь следы.
Когда я думаю о тебе, то знаю, что думать не след, что нужно бы сделать что-то ещё, а я уже горек и сед. Но всё же я думаю о тебе, и колокол в уши звенит, слепою волною тянет меня за горизонт магнит.
* * *
Город огромный, живой, ненадёжный, где твои сны? И о чём эти скорые сны? Сны, что похожи на лампы вечерней чертёжной или на реку, когда берега ей тесны.
Слушаешь ночь с этим шорохом высохших листьев, посвистом рельса и скрипами старых домов и понимаешь, что скоро осенняя tristia кверху поднимется сотней стоячих дымов.
Сколько столбов, возносящихся к серому небу, будто бы души исходят из труб или уст, в час, когда город подобен церковному нефу, что на столбах держит лёгкие своды.
И пуст.
* * *
По долинам осенней Москвы, Златоглавой, сухой и курящей, Мне седой не склонить головы, Только голову кружит всё чаще. Боковым, боковым ветерком С тротуаров сметаются листья, Почему же я плачу, по ком? И каких не хватило мне истин? Что такое разлито вокруг, Что нисколько не учит и старит? Обещание новых разлук В этом воздухе с примесью гари.
Алтай
Так далеко от области любви, Что невозможно даже и представить, Что где-то есть искомая любовь И ожиданье, пожиранье счастья. Так много слов, так много облаков, Сырых дорог, долин и перевалов, Что многое теряется во снах И в иглах лиственниц. И только мало И снов самих, а в самом тонком сне Не видится, но кажется былое, А в горной книге пишут обо мне, Наклонно пишут — как на аналое.
* * *
Пересчитать оставшуюся мелочь людей и стран. Нужна ли тут отчаянная смелость? Сложить в карман. Поскрипывая чиненой подошвой и каблуком, идти куда-то в сторону от прошлых своих окон. Найти окно, горящее поярче, — пониже звёзд — и выйти к супермаркету за харчем на Зверев мост.
Ротонды Москвы
Бежит проспект, безумствуют машины, с тяжёлой грацией торопятся трамваи, а рядом существуют полустанки и пустыри, и страшные бараки, и кладбища с холодной тишиной. На кладбищах и на пустых площадках, что раньше тоже были местом погребенья, стоят нездешние, неслыханные церкви, в которых круг над всем преобладает, где кружится закрытое пространство вокруг невидной точки посредине.
Вот обегают по периметру колонны тяжёлый круг внутри или снаружи, как будто зодчий выбирал, и выбор всегда был только «или — или». В колоннах этих явственно сказалась иная жизнь, век Старого Порядка, французский вкус аббатов и маркиз. Тут вроде нечем восхищаться, но восхищаешься: фривольною игрою гирлянд, спиралей в каждой капители, к которым вкус неведомый привесил на медных проволоках крупные серёжки, и их теперь раскачивает ветер как гипсовые гроздья винограда.
Какая странная идея, чуть больная: оформить Веру в шёлковые складки, и стройные кудрявые колонны держать заставить купольную синь. Но это-то и ценно: предки жили с оглядкой на такую форму жизни, с равнением на этот лёгкий образ, на женственную форму Божества.
Мне никогда не видеть эти фризы без слоя копоти и старой паутины, мне не прожить и малого мгновенья с такою лёгкостью на сердце и во взгляде. Но я так бескорыстно очарован самой возможностью простого оптимизма, что возвращаюсь в галльские ротонды, затерянные в нынешней Москве.
|