Об авторе | Олег Григорьевич Чухонцев — лауреат Национальной премии «Поэт», постоянный автор «Знамени». Предыдущая публикация — № 9, 2016. Стихи из новой книги «Гласы и глоссы».
Олег Чухонцев
Извлечения из ненаписанного
* * *
присутствие в доме необязательных книг за небреженье к своим отомстит обязательно
настоящая библиотека, в которой можно порыться, не электронная, общая, а гуттенберговская, своя — дактилоскопия духа: покажи прочитанное — и я скажу, кто ты сам, — не зря говорят; в настоящей библиотеке, если порыться, можно найти аккуратно залистанный раритет с карандашным вердиктом или с чернильным инскриптом дарителя, а то и с автографом автора, как повезёт; но дороже сама непредвиденность книжной охоты: может быть, думаешь, кто-то выловит так и тебя, и твой завалявшийся томик, когда неважно, с неразборчивыми пометками на полях, сдует пыль и начнёт разбирать каракули наверху или сбоку текста, а потом и текст — это единственное, что греет любого книжника и втайне поэта, единственная из всех награда и благодарность за все долголетние и, кажется, бессмысленные труды с обеих сторон, и думаешь втайне о своём соавторе и заступнике: ну что тебе стоит — вылови, брат, и меня из книжных завалов, освободи из моей одиночки, рассохшихся корешков, распадающихся страниц, вылови, брат, сдуй пыль и прочти написанное торопливой, а теперь остановившеюся рукой — ну, вот и свиделись, скажешь ему, и это главное: прочесть и открыть чужое, в чужом — своё, а остальное не так и важно: тираж, издание, безвестность, слава — пустое, я так скажу: прочти, и отложи на столик, и с благодарностью можешь забыть, и спасибо, что не забыл…
а я хочу простоты и только, только простоты хочу, но не той,
что хуже чего-то: книжная полка пробелами дразнит, а не полнотой
* * *
он лампу включил и так сидел, не опуская штор, а за окном — тоже он сидел, навстречу глядел в упор
что такое искусство? наверно, это цветовые закладки внутри страниц, где на каждый пучок или лучик света вдоволь ветра и пенья, жуков и птиц
и дело наше, друг, не буквы на листе, не пустота, а звук, стоящий в пустоте
звук в пустоте, вода в решете — нет слов, как это назвать
рифмы — вздор, и бесплодны борения с немотой, если духом бескрыл: ремесло отнимает всё время и на творчество нету сил
ночь уже на исходе, бумага перечёркнута зло и дотошно, лишь одна нам досталась отвага, о какой и сказать невозможно, невозможно сказать, ни помыслить, а ещё невозможней…
белый лист — это море в штиль, а по морю плывёт нырок: вот нырнёт — и на двадцать миль не отыщешь и пары строк;
белый лист — это лес в туман, а на ветке свистит чирок: нет бы взять — да стоишь, профан, забывая спустить курок…
как эскимос за огненную воду отдаст с себя последнее своё и сверх того — жену, детей, свободу, отдаст собаку даже и ружьё, не говоря о чуме и оленях и тундре с ягелем, да всё отдаст, хоть самого себя, пускай оценят в один пузырь — тем более отдаст, вот так и я, наверное, а надо всего-то голову поднять, а там…
на орбите ковёр-самолёт или он же — дамоклов меч? вот и думай: спасёт? убьёт? то и это — обуза с плеч!..
вспыхнет вдруг, пролетит как болид и сгорит, как сгорают миражи, но тот свет, что тебя ознобит, тайной недостоверной повяжет
лёгкий-лёгкий, как в чистый четверг возвращающийся с причастия
беспричинная радость старого и больного — это и есть наверное чувство Бога
ночью на даче, в чёрных зазимках, которые лучше назвать замыканием, когда только мышь за стеной,
какая-то голая ясность, как будто все соки ушли, всё мясо жизни и остался один костяк;
нет ничего надёжней отчаяния: ты есть, но тебя могло и не быть, единственная опора — ничто;
и когда на дне кофемолки не видно ни одного кофейного зёрнышка, а оно должно быть там, хоть одно,
самое время ……………………….. ……………………………………… ………………………………………….
скверная привычка не до(за)писывать, потому что главное как есть за семью печатями — не высказать, ни сорвав печати, не прочесть
как в жизнь — впадать из одного в другое. ходить по краю, сбивши башмаки, и ощущая бездну под ногою, не торопить, не торопить шаги, и не заглядывая(сь) в поднебесье, приверженней заботы не иметь, чем ветреной берёзой в чернолесье кривым стволом
над пропастью скрипеть…
гуси держатся вблизи сокола, он сидит на дубу, он не бьёт своих, кто пасётся в траве или около…
ну а ты, дорогой, ты под кем притих?
и то сказать, одна у нас семья, одна родня — Емеля да Илья: тот за соху — и ну по борозде, другой в седло — и пляшет конь в узде
нам все друзья-соседи, кто соприроден нам, и строим мы не клети, а птичий дом и храм;
пусть механизм колёсный свой выработал срок, но есть ещё небесный ресурс — и дай-то Бог!
пускай рассохлись спицы, но если обод цел, и колесо сгодится для благородных дел,
для садо-огородных, небесных и земных, встречая перелётных и провожая их.
пора! пока листвою стволы не обросли, вздымай над головою кормила и рули,
ставь, городи домовье с расчётом и умом: что сделано с любовью отплатится добром. . . . . . . . . . . . .
так ярко солнце светит, да дума тяготит: и колесо не едет, и аист не летит.
но – тсс! . . . . . . .
как вспомнишь тютчевское: — вот! или некрасовское: — чу! и мандельштамовское: — ба! — и на душу как свет сойдёт: и мыслить, и страдать хочу, и петь, откинув прядь со лба…
эпоха курских соловьёв и вологодских кружев, которой мистик Соловьёв Владимир был не нужен,
а вот историк Соловьёв напротив — даже очень, поскольку не тревожил снов крестьянам и рабочим
Лотарев, Ювачев, Тетерников да безродный ещё Шеншин — кто такие? — квартет затейников, что ни имя — то сукин сын; то ли дело — слова-прозвания: Северянин, Хармс, Сологуб да ещё и Фет за компанию — мёд для нёба, ликёр для губ…
и за троицу замолвив, обозначим первый ряд: Слуцкий, Межиров, Самойлов, честный гвардии отряд, а за ними в отдаленье списанных призывников комиссованные звенья — Эмка Мандель и Глазков.
пишешь, пишешь на чём попало и где придётся, не уследит голова, что начертит рука, но от всей писанины только и остаётся разве что оговорка, вычерк черновика, но и та (или тот), обещалось, жерлом пожрётся, так что твёрдо дерзай, пока стержень не высох, пока…
поверить невозможно, что здесь Гоголь жил и Достоевский, что с тростью, в оперном манто Шаляпин выходил на Невский
совсем недавно, что язык ещё нас связывал, но, странно, вдруг треснув, как пра-материк, он разошёлся как Гондвана,
оставив нас на берегу гигантского архипелага одних, безличную лузгу, в тени французистого флага,
и поколений пять пройдёт, пока потомок обнаружит два артефакта, двух сирот — в какой-нибудь в Маркизской Луже…
. . . . . . . . . . . . . . . .
и если верить Гоголю, и если три пятилетки нам осталось ждать, чтоб в нас чудесным образом воскресли дух пушкинский и Божья благодать, помолимся на нерадивость нашу и малость подождём ещё, авось
* * *
дальний маяк, серебристый тополь, омут её зрачка — и как цитаты падают на пол со стуком два башмачка…
ты стала мне сниться ночами какой тебя встретил когда-то в панамке у моря… а я-то, я думал, что всё между нами… в струящемся чём-то, в панамке, с пятигодовалою дочкой, две девочки, две марсианки, об аленьком грезя цветочке… и я загадал . . . . . . . . . .
я не умею вспоминать, а каждый жест — как шаг с обрыва: приснись ещё, приснись опять — я так люблю тебя счастливой.
твои приезды для меня как праздник, а без тебя я как еврей-отказник
это что ни вспышка — прямая речь, но не листья слов, а цветок в конверте: — я люблю тебя! — как огнём прожечь толщу лет, псалом прочертив на тверди.
это я не знаю дороги в храм, где бы грех мой был за тебя замолен, это я всё жду твоих телеграмм, а в ответ лишь море шумит за молом…
Я трижды проплывал Босфор и Дарданеллы, у поручней стоял и ничего кругом не видел, ничего, и лишь вода кипела, а вся история — как пена за бортом.
И в небо я глядел, а всё, что рядом было, где я стоял один, тобою было тут, когда из двух широт мы на одни светила глядели, две судьбы в один сводя маршрут.
Нос рассекал волну, а мы и врозь, но вместе, я думал, и внушал Стоящий за плечом: ни море, ни земля, а лазеры созвездий — вот позывные тех, кто нем, кто разлучён.
И разверзалась твердь, и бездны рокотаху и хорами наяд, и сонмом всеблагих. Стучи, мотор, вращай винты свои — не праху, а духу возвращай долги потреб своих!
И не было узлов морских, ни миль, которых не развязать двоим, лишь рваная вода
да чёрный горизонт, лишь еле слышный шорох — дыхание Того, Кто за плечом всегда…
радости не было?.. только она и была, радость (счастье — другое) у нас с тобою; это проснёшься, а рядом — белым бела — слива в окне и облако голубое — пусть разовьёт это Кушнер, а я скажу просто: слива и облако и довольно, белое и голубое, ну задержу взгляд на какой-нибудь мелочи: тени хвойной или скворечнике без жильцов на культе ствола бывшего дерева, высохшего от зноя, впрочем, всё это — слова, слова, слова, я же хотел — про белое и голубое…
и буду жить я долго, лудить свою полуду, от мысленного волка звероуловлен буду,
и ты со мною рядом жить будешь долго-долго с непотускневшим взглядом, как чистая креолка,
и долго-долго-долго мы будем жить, и вместе нас вынесут из морга и в землю честь по чести
опустят, не сожгут, а скажут: — Alles gut!
потому что говорят: — пора! пожили и хватит — ждите вызова! — так люблю наши вечера с книгой, с рюмочкой, у телевизора — друг при друге, главное — с тобой, двое — домосед с домосиделицей — старых и больных, но — Боже мой! — всё ещё живых, самим не верится…
олень уходит умирать в деревню, собака в лес, а рыба в донный ил; что значит этот зов: обряд ли древний иль предопределенье высших сил?
уйдёт олень, и рыба, и собака, всяк плоть от плоти, свой от своего; а что же ты, взыскуемый из мрака, куда уходишь? с кем твоё родство?
чьё-то горе голосит — и обмираю, пробуждаясь от неведенья и страха… — полечу я зезгицей по Дунаю, — на забрале плачет Андромаха (во Путивле…)
|