Об авторе | Виктор Георгиевич Цатрян родился в январе 1986 года в Баку. В 1989 году его семья переселилась в Севастополь. В 2008-м окончил филфак МГУ. Учитель русского языка и литературы, неисполнительный директор школы НОС. Публиковался в «Знамени» — № 3, 2011. Живет в Подмосковье.
Виктор Цатрян
Репетитор
* * *
Пелена следов на пёстром полу, асимметричность цифр на циферблате. Состав урчит, проталкиваясь в бору меж сосен, потом визжит на скате. По всем признакам близятся ночь и мгла. По всем признакам — блеску луж, звону стёкол — выйдет баран на небо и вытаращит глазика два: один — Венера, а второй — не знаю, как назвать, но такая блёклая. Состав горящих ящиков ускользнёт на запад и с минуту будет взлетать, отрываться — ууу, ууу! — потом растает в подмосковных пёстрых лесах без следа, как тают твои дни китайцы. Позади полмиллиарда, впереди — такая же тьма, только всего и видно, если приглядеться: туман висит меж землёй и кромкой озера, да забор, да домика, кажется, два, и где-то на зге скрипит и приотворяется дверца или целая дверь... Я видел многое: как троллейбус наливается доверху золотом реки и сворачивает к просёлку с автобана, как в сирень белую вдруг превращаются мотыльки и тает родной язык в зубах невежды тирана. Я видел барана на небе и цепочку ящиков вдали, я научился предсказывать наступление утра. Я в осколках вечерней росы, я в каждом вздохе земли — осколки и вздохи во мне — чудо.
* * *
Только крикнул петух да упала тень, а вагон наполнился четырьмя пространствами: самим вагоном, его отраженьем в окне, лесом, бегущим меж кресел, и гражданами, по-украински глотающими предударный гласный. Здесь солнце смягчает всё: даже дребезжанье дряного мотора, даже матерность фраз и мыслей, даже мой абрис средь пятен и линий. Ему нет дела ни до кого из нас, и потому оно правдивей, теплей и пустынней. Я прибуду на станцию Истра и стану ждать такси. Вспомню крикнувшего петуха, вспомню что-то такое, что забыть не хватает ни совести, ни смелости, ни сил. Промелькнёт прохожий — я останусь для него стоящим незнакомцем — или исчезну вовсе, растаю как что-то живое.
Утром кто-то плутал...
Утром кто-то плутал через сумрачный лес, спотыкаясь, тряся головой. Там с промёрзлой земли осыпается след, сосны держат оскал круговой. И по белой траве кто-то вышел к реке: иглы плыли по стылой воде. Кто-то маленький шёл в шутовском колпаке, нёс молчанье в рябой бороде. А по ветвям дубов трясогузка цвела, и с холмов поспешали ручьи. Он застыл у воды, наклонился едва и ладонями лёд намочил. Он медлительным комом растворился в реке и поплыл по широкой воде. Я плутаю по лесу, стою вдалеке — и его замечаю везде.
* * *
Вся история — здесь, в расписных на асфальте узорах. Всё — в изгибах берёз, в лоскутах столбовых фонарей. Видишь ветер в вершинах, ты слышишь застенчивый шорох речек, вставших от льда, первых пророслей, голых ветвей.
Как напорной водой, всё залито безудержным солнцем, каждый вычерчен камень в асфальте, и каждый росток оянтарен. Что видишь ты слышишь в такой позолоте? Почек медленный рост? Блеск в глазах? Дальний тоненький звон?
Да, ты высмотришь всё: в этом свете и зрячий прозреет. Теплотой опоён, он на миг от забот отрастёт и увидит, как лошадь тяжёлая пряталась в двери лет двенадцать назад, на веранде безликий киот опрокинув-сломав.
Зрячий выищет бедного шпица, с объявлений сбежавшего в Лондон помоек глухих. Или мальчика — в скуке лицо, — шёл к ручью утопиться, но тебя повстречал и к тебе тощим сердцем приник.
Мы ходили с тобой вчетвером по старинной дороге, где берёзы друг друга теснят и в лохмотьях столбы. Клён шептал о весне нам, утопшие души — о Боге, а старушка с чернильницу ростом двух лёгких борзых проносила, смеялась.
Ты помнишь ли ветер в вершинах, окон огненный трепет и голос оставленных слов? Вся история — здесь, в этих трещинах странных и длинных, в этом цвете пылином, в покое упавших стволов.
Зрячий выищет нас. Углядит в давних отблесках солнца, обнаружит в движеньи теней, среди песен живых... Вся история — здесь. Я не знаю такого оконца, чтоб ты в нём не увидела мир отражений своих.
Рыбаки
Всё мешается в пене безбрежной: корабли молодых рыбарей, горы тающих льдов белоснежных, косяки остромордых зверей.
Ты как будто выходишь из дому, за окном то ли лёд, то ли сад. Там с тобой говорят по-иному ветер улиц и злой снегопад.
И как будто бы ты благодарен и морозу, и ветру в лицо, и как будто бы ты изначален в стаях мелких подводных швецов.
И, пронизан, распорот, заколот, весь как есть, ты подался вперёд. Под тобою смещается город. В серой пене клубит небосвод.
* * *
У всех поэтов, не вернувшихся из лагерей, у тех, кто не дошёл на марше, нет больше голоса. А тут всё те же: Пушкин, Бродский, Блок, Маршак и новенький какой-нибудь подсолнух, например, Стекляшин.
* * *
Возьми своё ведро и выйди в сад, чтобы с утра согреть топлёным снегом... Игнатьев взял ведро и вышел в сад, чтобы холодный дом топлёным снегом... и замер.
Снег искрился, как паркет, и сыпал серпантином в шумном зале,
фонарь струил, как люстра, щедрый свет, вповалку взрывы с криками лежали.
Как жалкий родственник, последний фейерверк в коробке с огоньками из Китая, в глазах Игнатьева Л.Н. мелькнул — исчез — мелькнул неясный сон, неясная, другая... не жизнь ли?
В ватнике без рукавов, штанах спортивных и безмолвных кедах он возвращался в дом. Густой покров стирал его, как след его со снега.
К утру устанет праздный снегопад, и торжество растает на рассвете. В седьмом часу в притихший, спящий сад за снегом новогодний выйдет ветер. Мелькнёт — толкнёт снежинок верхний слой — и нет его, он спрятался за крышей. А тот, кто тащит полное домой ведро, заметит вскользь, что тихо стало тише.
Когда на красную спираль сухой плиты поставишь ты ведро, ведро печально звякнет, плита злорадно зашипит, а ты начнёшь готовить монотонный завтрак.
И снова вспомнишь, как в далёком сне ты волочился за хмельным трамваем и сочинял, что будешь врать жене, от жажды, от стыда, от радости сгорая.
Ты жил, ты делал что-то в той дали, ты, кажется, был цирковым артистом, Игнатьев Л.
Кипи, твой снег, кипи в ведре стальном, нагретом, грязном, чистом.
|