Об авторе | Михаил Юрьевич Кукин родился 7.10.1962 в Москве. Публикации в «Знамени»: «К Фурдуеву», (№ 12, 1993); «Кто там с флагом?» (№ 10,1995); «Поругание романтизма» (№ 11, 1996); «Коньковская школа» (№ 12, 1998); «С привычкою к классическим сравненьям» (№ 4, 1998); «Фотовспышки» (№ 9, 2000); «Я сна не запомнил...» (№ 12, 2001); «Состав земли изменился» (№ 11, 2003); «Ровное сияние» (№ 7, 2007); «Маргарита» (№ 10, 2008); «Империя, как любовь» (№ 3, 2014).
Михаил Кукин
Не можешь, а живи
На закрытие офиса
Вроде апрель, но холодно в городе. Голые ветки, ветер, бетон. Кончено. Мы разбредаемся в стороны. В множество разных сторон.
Лопнуло время. Пространство полощется, хлопает, машет — пока ещё тут. То как картонная тара топорщится, то завивается в жгут.
Вьётся метелица. Ближе к двенадцати арендодатель отрубит инет. Смысла сидеть и смеяться-прощаться тут, если по-честному, нет.
В тёмное, мутное — жёлтыми окнами смотрят чужие дома. Вроде апрель, ну а только ей по хрену — в город приходит зима.
* * *
М.К.
С тобой пойти слоняться по музеям, твоими заблестевшими глазами смотреть, как руку держит на груди Ревекки Исаак, и как внезапно оглянулась та девушка гаагская, как льётся уверенно (а это просто вечность) Вермеера парное молоко, как Халс весёлый свеж...
Устанем к вечеру — в апартаментах тесных вина чилийского бутылку открываем, почти что чёрного. — Ну, за искусство? — дзынь! Лети, душа, не думая о смерти, свободна будь, мудра и терпелива, не поддаваясь суетному веку с его кровавой лентой новостей.
* * *
Комки и крошки в краску разотру, густую, грубую — как раз такую надо: дымила ТЭЦ на ледяном ветру, и лился свет на снег из «групп» детсада. Те чёрные утра всегда со мной. Песком посыпан двор. Скрипят полозья санок. Искрится наст. Следы залиты мглой. Но город копошится спозаранок.
Подъезды хлопают и выпускают пар, авто заводятся, и глохнут, и по новой… Остался дома новогодней жизни шар — зеркальный, золотой, тёмно-лиловый.
Вези меня, отец (или я сам везу?), навстречу свету ламп, в тоску казённой жизни, у поздних звёзд зелёных на виду скребя полозьями по темени отчизны.
* * *
Кто бухой, кто поддатый. Ну а трезвых практически нет. Нахлобучен, под мухой, подквашен слегка.
Восемь вечера. Полный вагон. Что за праздник такой? Просто пятница — вот и ответ. А неделя была нелегка!
Кто сидит, кто стоит, уцепившись за поручень или упёршись спиной, большей частью по одному, т.е. каждый один.
У меня в кармане смартфон, у меня в смартфоне «Левиафан», по туннелю, шатаясь, летит вагон, а как выйду, добавлю ещё: у метро магазин...
Так и въехали мы в пятнадцатый год. А четырнадцатый? Ну, не сказать «без потерь». Наше время раскрашено страхом и ржакой. О как! прямо в вагоне пьют!
Как живу я, ты спросишь? Да так, как любой живёт. Как я жить собираюсь? Да как пойдёт.
Google News подгружает последние новости — вести с полей. Только вот урожай на полях не тот. А туннель воняет горелой резиной, горячим железом, и всё сильней. И вагон по красной прёт вперёд и вперёд.
* * *
Серо, мокро и уныло — оттого так сердцу мило.
Дождевая дробь стучит. Глубоко душа молчит.
Под крылом у непогоды, всё на свете позабыв, снова слышишь, через годы, тот заброшенный мотив.
Не спугни протяжной ноты. Вслушайся без суеты. Слышишь? Это ты, не кто-то... Весь, как на ладони, ты.
* * *
Хлеб. Камень. Огонь. Свет. И не надейся, что проскользнёшь. Ничего другого у Бога нет. Хлеб. Камень. Огонь. Свет. О чём ты, сердце, поёшь?
Уклончивых фраз, убегающих глаз — сколько этого в мире добра! Рассуждений, обеляющих нас... Потерянного — и даже не раз — фамильного серебра.
* * *
Ты говоришь: над алтарём, даже если разрушен храм и следов не осталось, стоит терпеливый ангел, ждёт перемен.
Я говорю: прибавь к этому ангелов с вестями, снами и поручениями, пересекающими город во всех направлениях, ангелов, сопровождающих наши нелепые колесницы, и ангелов, летящих у каждого за плечом... Мир тесен, и если присмотришься, в нём попросту не протолкнуться от невидимых крыльев и прочей иконографии: свитков, посохов, белых хитонов, заботливых рук, то сильных, то нежных.
* * *
У ворот постоять, прикоснуться к белой стене, помедлить немного, голову наклонив. И наконец онеметь, довериться тишине, уловив невесомый её мотив.
Липы в зелёном золоте, что-то своё шепча, теснее сойдутся. Птица присвистнет. Бабочка перелетит. Луч пробьётся, скользнёт по траве, добежит до плеча женщины, которая рядом стоит.
И фонтан — в тени, у ступеней, негромкий фонтан. Века переживший мрамор, струя ледяной воды. Вот, пожалуй, и всё. Весь мир человеку дан, чтобы его пересечь и войти в сады.
* * *
Мы бы выступали и дальше, но флейта к губам примерзает...
Борис Гребенщиков в подземном переходе в Екатеринбурге
Курс доллара, война, и о погоде не скажешь доброго. Однако в ЕКБ не перейти в подземном переходе: поёт БГ.
Мёртв рок-н-ролл, а вместе с ним и мы. Ни воздуха, ни денег не хватает. Но пляшет улица из екабургской тьмы. БГ играет.
21 декабря 2015
* * *
Сквозь проспекта шум надсадный, из летучей зимней тьмы мокрый воздух снегопадный валит в комнату, где мы
спим с тобою (мы и кошки). Спим, как будто смерти нет. Или есть, но понарошку. Вроде марли на просвет.
* * *
Ночевал великан у великана. На закуску, что было, порубили. Хорошо посидели, пошутили. Что купили, то и потребили. Головами над миром покачали. От души поговорили, покурили. О своём, великаньем, помолчали, завернулись в прокуренные пледы, и уснули под пледами в печали.
* * *
Без тяжких трудов и без ярких побед кончается жизнь. Почему бы и нет?
Посмотришь в окно, полистаешь фейсбук — чего там запостил далёкий твой друг?
В окне грязно-белая каша. У друга такая же лажа.
А что я любил и куда я шагал, о чём промолчал и о чём я солгал —
пора разглядеть бы уж в свете таком, январском — прищуренном и слюдяном.
Стоят Ходасевич и поздний Иванов на полке за общим стеклом.
* * *
Тёплым жёлтым сквозь синие зимние сумерки светит окно. Через двор, чуть левее, сквозь ветки. Сформулировать сложно... «Послушай, о, как это было давно?» Или что-то подобное? В сущности, смысл наблюденья, заметки
ускользает, но важное нечто — сквозит ли? болит? — как признанье в любви, как молитва без слов, как прощенье.
Через двор эта лампочка в чьей-то квартире горит, как положено символу — не уточняя значенья.
* * *
Grande campagna, piena di duolo e di tormento rio
Inferno, canto IX
Ослепнув, вниз. Вперёд — и снова вниз. Какой-то взвизг железный. Вой утробный. Внезапно справа проступают из овального окна, из тьмы загробной,
огни: один, другой — и сотни их горят внизу, и им не видно края. Да, приближаемся. Тверди заветный стих про льва и змия, но не отрывая
глаз от стекла. Огни и мрак. Шестой круг Ада? Раскалённые могилы? Или река кипит, и над рекой твердыня Дита, та, где тянут жилы,
секут бичами, топят, жгут, язвят... Ещё снижаемся. Мелькает Ленинградка.
О камень не преткнёшься ты. Назад вернёшься ты. Сюда, где говорят, что дым отечества вдохнёшь — и станет сладко.
* * *
Глаза не видят, и ты не веришь, уткнулся лбом в стекло, а там деревья — их серо-бурая кора, и вверх торчат безжизненные ветки, и грязноватый снег внизу. И слякоть у обочин.
Но просияет синь, и молодая, сперва как редкий золотистый пух,
потом сочнее, и темней, и звонче, ударит зелень.
Не видишь? Ну и что? Так и любовь, покинув дом, в нём оставляет память и надежду. Живи давай. Не можешь, а живи.
|