Книга объединяет поколения. Литературный марафон. (Рязань). Елена Сафронова
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

конкурс


Забег на дистанцию длиною в жизнь

Книга объединяет поколения. Литературный марафон. (Рязань)


«Книга объединяет поколения» — так назвали в Центральной детской библиотеке Рязани литературный марафон, приуроченный к Году культуры и Белой Олимпиады в России.

Библиотека расположена в микрорайоне Канищево и являет собой единственный культурный центр территории. Так повелось изначально, с тех пор как был выстроен микрорайон в качестве «рабочей окраины» Рязани. Много воды утекло, в Канищеве появились престижные коттеджи и элитные школы-лицеи, скорректировалась и «социальная среда» — но осталось неизменным одно: в этом микрорайоне, кроме библиотеки, детям некуда податься, чтобы культурно отдохнуть. Такое положение ко многому обязывает. И вот библиотека взяла на себя ответственные обязательства — организовать для рязан­ских детей культурный «забег» на годовую дистанцию.

Идея литературного марафона принадлежала заместителю директора библиотеки по автоматизации и информатизации библиотечных процессов Надежде Кузнецовой, «оттачивали» и воплощали ее в жизнь всем коллективом. Непосредственно в марафоне участвовали, реализуя его ступени и «курируя» классы-соперники, Ирина Володина, главный библиотекарь читального зала, Павел Данте, ведущий инженер-программист, Анна Кривова, главный библиограф сектора библиотечных инноваций, и Елена Пылькина, главный библиограф отдела компьютерных технологий.

Задачей марафона была помощь младшим школьникам в осмыслении книги не только как занимательного досуга. Долгосрочной стратегией библиотекарей стала цель сделать книгу неотъемлемой частью жизни ребят. В марафоне участвовали школьники младших классов — со второго по четвертый. Нежный возраст участников позволял устроителям надеяться, что прививка полезного чтения будет сделана вовремя и привычка к чтению останется с детьми на всю жизнь.

«Забег» проводился по четырем «дорожкам», трем прозаическим и одной поэтиче­ской. Ребята из пяти окрестных школ, по списку, рекомендованному библиотекарями, знакомились с творчеством детских классиков, ставших в прошедшем году юбилярами: прозаиков Виталия Бианки, Кира Булычева и Анатолия Митяева и поэтов Марины Бородицкой и Ирины Токмаковой. За год марафонцам необходимо было прочесть минимум тридцать пять прозаических произведений плюс сборники стихотворений. Дальше начиналась зона читательской ответственности ребят. Им предлагались вопросы на основе книг — три блока вопросов по каждому писателю. Всего в течение года дети должны были ответить на сто двадцать вопросов в читательском дневнике, продублировав их на сайте библиотеки.

По мне, читательский дневник — изюминка этого конкурса. Дневник все вели только бумажный. Рукописная книга на сей раз победила компьютер. И это не фигура речи.

Читательский дневник «восходил» к тем девичьим дневничкам, которые вели в тетрадках советские школьницы в докомпьютерную эру. Организаторы марафона вовремя вспомнили об этих рукотворных шедеврах. Но лишили их гендерной принадлежности и бытописательства — читательские дневники были посвящены исключительно прочитанным книгам и оформлялись исходя из фантазии авторов, преломлявшей книжную информацию.

Детям предложили сделать четыре колонки в дневнике: дата прочтения книги; автор и название; главные герои; о чем эта книга? И отвести место под иллюстрации и прочее творчество, причем творчество понималось буквально: если ребята видели собственную форму дневника, то вольны были вести его по-своему. Главной задачей дневника была свобода творчества.

В дневник дети записывали отзывы о прочитанных произведениях, рисовали к ним иллюстрации, заносили загадки, кроссворды и ребусы, которые надо было придумать «на материале» того или иного писателя. И, конечно, писали собственные стихи и рассказики, если они рождались под влиянием прочитанного. Не возбранялось, а поддерживалось ведение Читательского дневника детьми и родителями после семейного чтения вслух. Под ответы на вопросы марафона была отведена вторая часть дневника. Ответы оценивались по десятибалльной системе, баллы добавлялись за активность и за чтение книг вне обязательного конкурсного списка. Ленивые и нелюбопытные мягко отсеивались, остальные же продолжали «бег наперегонки». Стимулировали участников проекта значки «Участник литературного марафона», брелоки, магнитики, а также макет переходящего кубка «Самый читающий класс», за который классы не на шутку боролись. Когда я узнала об этом состязании за кубок лучшего читающего класса, поняла, что библиотеке удалось заронить в юные умы сознание того, что читать престижно и «круто», а чтение поможет выделиться из массы. Еще одной общей наградой стали видеоролики, созданные на основе творческих работ участников марафона и запущенные в сеть на всеобщее обозрение.

Подведение итогов каждого этапа было оформлено как детский праздник с подарками. Лучшие участники (было, как положено, три почетных места) награждались призами посущественнее, прочие получали какие-то забавные подарки — и никто, как писали Стругацкие, не ушел обиженным. Награждались и классы-победители, и отдельные ребята. Были и весьма дорогие призы (о них специально договаривались с рязанскими торговыми домами и другими спонсорами, особую категорию наград составили билеты в кинотеатры), но смысл марафона, конечно же, состоял не в ценности призов. «Материальное» начало ушло на самый дальний план, педалировались духовные достижения.

Марафон довольно активно действовал и в реальной жизни, а не только предоставлял детям возможность «уходить в мир грез». На его основе проводились культурно-просветительские мероприятия: четыре виртуальные выставки на сайте библиотеки к юбилеям писателей, конкурсы рисунков, поделок из природного материала, фотографий, конкурс чтецов, был показан кукольный спектакль... Оживляли его и встречи с известными людьми Рязани, рассказывавшими ребятам что-то по темам, поднятым писателями-классиками. Так, лесную жизнь, описанную Виталием Бианки, на первом этапе марафона иллюстрировала беседа с орнитологом Антоном Барановским. Историко-героические повествования Анатолия Митяева, кстати, по рождению рязанца, уроженца уездного города Сапожка Рязанской губернии, приблизил к реальности краевед Игорь Канаев. Когорту рязанских детских поэтов представила ребятам поэтесса Людмила Сорокина. Так и я познакомилась и, надеюсь, подружилась с Центральной детской библиотекой. Ваша покорная слуга встретилась со школьниками не в качестве литературного критика, а в роли писателя-фантаста. Багаж моей фантастической прозы не слишком объемен. Зато как у литературного обозревателя у меня есть достаточно полное представление о том, какие имена писателей из Рязани известны за пределами города. Это в основном фантасты: Юрий Манов, Сергей Панарин, Галина Романова, соавторы Олег Шелонин и Виктор Баженов и Владимир Голубев, постоянный автор журнала Бориса Стругацкого «Полдень XXI век». Одна учительница, приведшая класс на встречу, удивилась, услышав, что Шелонин и Баженов, чьи книги она постоянно видит на полках книжных магазинов, оказывается, наши земляки...

В Рязани известность и авторитет писателя по месту прописки, как правило, обратно пропорциональны его известности в литературных кругах России. Эта «традиция» настолько давняя, что заставляет подозревать: ее корни лежат в истории Александра Солженицына, затмившего славой местных авторов. После изгнания Солженицына из СП СССР, проведенного силами рязанского отделения, видимо, было негласно решено не обращать внимания на внерязанские достижения писателей.

Библиотеки тут ни при чем: они по мере сил знакомят читателей и со всероссийскими классиками, и с писателями-земляками. Фантастов местные писательские союзы к своему цеху стабильно не причисляют. К тому же фантасты редко появляются перед детской аудиторией — то ли заняты, то ли не относятся к этому всерьез. На нашей встрече они появились «заочно», в виде своих книг, которыми рязанская детская библиотека не обделена. К чести ЦДБ, она не ограничилась рязанскими авторами, привлекла к марафону и «выдающихся спортсменов». Так, открывали марафон в торговом доме «Книжный Барс» (он сотрудничает по части проведения литературных мероприятий с центральными библиотеками города и области), куда прибыли специально для встречи с маленькими читателями детские писательницы из Санкт-Петербурга Екатерина Матюшкина и Елена Хрусталева, авторы серии книг «Прикольный детектив». Они играли с детьми в «детективное агентство» с веселыми сыщиками мышонком Шустриком и котом Да Винчи, распутывали детективные задачки и даже на пальцах объяснили законы создания хорошего детектива. Книги — память о встрече, с автографами — оказались зачитаны ребятами до дыр, и это не метафора. Надежда Кузнецова с гордостью поделилась анекдотом из жизни: через несколько дней после визита дуэта писательниц в Рязань мама одного из участников литературного марафона принесла в библиотеку школьный дневник сына с замечанием: «Читал на уроке». Читал он книгу Матюшкиной и Хрусталевой. Вот так школа была вынуждена смириться с популярностью детских детективов…

Все этапы марафона были интерактивны — сопровождались виртуальными выставками на сайте библиотеки. Библиотекари вместе с программистами с помощью бесплатных мультимедийных сервисов сделали 3D-книгу по рассказам Виталия Бианки «От Муравьишки до Мишки-Топтыжки», куда вошли иллюстрации из добрых старых, еще советских книг писателя, и «поселили» в рубрику «Птичьи вопросы» совенка Фильку и воробья Пивика, с которыми можно было побеседовать о живой природе.

Похожие виртуальные выставки «Фантастические миры Кира Булычева» и «Наши друзья, поэты» формировались по романам Булычева и детским стихам. «Митяевский» этап сопроводили выпуском виртуальной выставки в форме газеты «Как жить, каким быть…». Краевед Игорь Канаев устроил детям познавательную двухчасовую экскурсию по Рязани с рассказом об исторических достопримечательностях. Не исключено, что кто-то из ребят, живущих далеко от исторического центра города, впервые увидел его древние кварталы...

Основная идея литературного марафона заключалась в том, как объяснила Надежда Кузнецова, чтобы его участники изучали литературу XX века в самом широком диапазоне: книги о природе и по истории, фантастику, поэзию. И убедились в том, что книга охватывает всю жизнь.

Каковы же итоги? В пяти классах от пяти школ микрорайона из ста пятнадцати участников дошли до финала сто пять. Двое ребят были отмечены персонально. Чемпионкой по чтению оказалась третьеклассница Диана Полякова, прочитавшая за год 338 произведений предложенных авторов. В номинации «Лучший читательский дневник» победил третьеклассник Миша Фролов.

Это внушительные цифры или нет? Я уверена: внушительные. Дело в том, что эти сто человек не просто поиграли в захватывающую игру и забыли — они стали регулярными посетителями библиотеки и осознанно, вдумчиво целый год читали книги. А еще некоторые дети и родители попросили проект продолжить.

Сто новых читателей — немало в любом случае. В условиях, где для кого-то чтение книг начиналось чуть ли не с нуля, это достижение. Недаром и библиотека оценила свою работу так: «Результат марафона превзошел все наши ожидания».

На вопрос, будет ли у марафона продолжение, Надежда Кузнецова сначала стала объяснять, почему организаторам он дался трудно: это дополнение к основной работе, которую никто не отменял: бессонные ночи, проверка читательских дневников, правильности ответов на вопросы в электронном и в письменном виде, переговоры с учителями и родителями, которые переживали за своих подопечных и чад, — и так целый год. Добавим к нагрузке взрослых и тему, милосердно скрытую от детей, — поиск спонсоров. Организацию встреч, которые сложно было состыковать, Кузнецова назвала самым простым в этом проекте... Но «плач Ярославны» быстро сменился оптимизмом: каждый год подобные мероприятия проводить невозможно, однако глас народа скидывать со счетов нельзя, и есть мысли о новом проекте для маленьких читателей. Когда он начнет действовать, мне обещали сообщить одной из первых.

В 2016 году марафон завершился. Тогда о марафоне написали только региональные издания. Библиотека не то чтобы поскромничала, но как-то не предала широкой огласке свою идею. А вскоре нечто похожее, с таким же названием, было запущено и широко разрекламировано в другом регионе. Наверное, этот лозунг витает в воздухе: можно ли точнее оценить роль книги в отношениях между поколениями? Думается, литературный марафон вывел маленьких читателей на дистанцию длиною в жизнь, по которой они пойдут рука об руку с книгой. Сначала детской, а потом взрослой — самое естественное объединение поколений происходит в лице одного человека, живущего и растущего вместе с книгой.


Елена Сафронова



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru