НАБЛЮДАТЕЛЬ
проект
В странствиях с книгами
Бампер. Детский книжный автобус. (СПб.)
Этот проект возник в Санкт-Петербурге шесть лет назад. Он родился из идеи о том, что книга — это не только явление культуры или средство воспитания, но и очень важный ресурс становления личности.
Создатель проекта Анна Тихомирова — психолог, она долгое время работала с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. «Опыт работы показал, что читающие подростки более устойчивы к жизненным сложностям, чем нечитающие. Мы на практике видим, что чтение — важный фактор влияния на социально-психологическую адаптацию ребенка и подростка», — говорит Анна.
Как известно, современные дети не любят и не хотят читать, не ходят в книжные магазины и библиотеки. Как раз на пересечении этой проблемы и убеждения в важности литературы для психологического развития возник «Бампер». Требовалась новая, более интересная форма представления книги — так появился книжный автобус.
Миссия проекта — помочь детям научиться читать с удовольствием, используя книгу как ресурс личностного становления. Эта социальная миссия реализуется при полной финансовой самостоятельности. Независимость — его важный механизм. Все предыдущие проекты Анны Тихомировой финансировались либо грантами, либо государством и были либо недостаточно устойчивыми, либо недостаточно свободными.
«Бампер» — магазин детской литературы на колесах. Это настоящий автобус «мерседес», куда можно войти и почитать-повыбирать. «Бампер» и мобилен. Он приезжает куда угодно — на фестивали, в школы, в детские сады, в больницы. И привозит книги. В магазинчике на колесах собраны самые лучшие детские книги: хорошо изданные, честно написанные для детей и подростков, описывающие актуальные и важные проблемы.
У проекта есть еще одна особенность: в «Бампере» работают психологи, которые все книги знают и могут вокруг каждой из них создать интересное событие — от бурного обсуждения рассказа до мастер-класса, праздника, фестиваля. Книги и подбирают психологи — согласно тому запросу и жизненной ситуации, которые сложились у ребенка и родителя.
Почти сразу после открытия «Бампером» была запущена акция «Подвешенная книга»: каждый человек может купить книгу и оставить ее в специальной коробке — «подвесить». Периодически «Бампер» ездит в детские дома, реабилитационные центры, больницы — в места, где купить книги обычно никто не может, а читать их хотят. Психологи рассказывают про эти книги, проводят самые разные мероприятия — был даже кулинарный мастер-класс в детском доме... После этого «подвешенные книги» остаются в библиотеке учреждения, которое посетил «Бампер», — чтобы у всех детей был к ним доступ. За шесть лет акция собрала более трех тысяч книг, и все они были переданы в учреждения, где живут дети, которым очень нужна поддержка для преодоления сложного периода жизни.
Поскольку проект мобилен, однажды захотелось, чтобы автобус путешествовал по всем регионам России. В «Бампере» всегда много редких книг, которые трудно найти в обычных магазинах. И до регионов большинство этих книг не доходит — их нет в тамошних магазинах, библиотеках, и людям неоткуда узнать о них, поэтому работа в регионах становится для «Бампера» особенно культурно важной.
С тех пор как «Бампер» появился, прошло шесть лет. Рассказывая детям о проекте, его участники говорят, что он проехал с юга на север всю Россию, от Черного до Баренцева моря. В общей сложности это около ста сорока тысяч километров. «Бампер» был в Мурманске, Ростове-на-Дону, Перми, доехал до Германии. Во всех путешествиях он останавливался в разных городах, проводя книжные акции и оставляя книги в детских библиотеках. Всего проект посетил около семидесяти городов, некоторые неоднократно.
За время существования «Бампера» случилось много удивительных встреч и историй, которые лишний раз подтверждали, что работа проекта — осмысленная и серьезная: «Когда мы ехали в Мурманск, наметили несколько городов, в которых планировали остановиться и поработать. Договорились с администрацией. И вот, уже на обратном пути, нам приходит сообщение на нашу страницу в соцсетях, что в городе Вытегра живет девочка Катя, которая очень любит читать, но в этом городе нет книжного магазина, а она мечтает прийти и выбрать себе книги, о которых читала в Интернете. И телефон ее мамы. А у нас не запланировано там остановки, и сильно задержаться мы не можем, потому что нас ждут в следующем пункте. У нас был час времени: мама забрала девочку из школы посреди дня, и весь этот час они рассматривали книги у нас в автобусе. Было удивительно, как много девочка знает о современной литературе, как ориентируется в книгах, несмотря на то что никакой возможности достать эти книги у нее не было. Мы получили невероятное удовольствие, Катя тоже. И было ощущение, что все это не зря»…
В первый год существования проекта «Бампер» гастролировал в Нижнем Новгороде и посетил один из детских домов. Оставил книги, провел мероприятия и уехал. А через два года снова оказался в Нижнем, заехал в детский дом и встретился с теми же ребятами, уже четвероклассниками. И оказалось, что все книги зачитаны, ребята помнят все мероприятия «Бампера» и ждут новых книг. Они спрашивали, существует ли еще одно продолжение книги про маму, папу, восемь детей и грузовик; что еще написал этот автор и нет ли у «Бампера» новых книг про Петсона и Финдуса… «Это всегда удивительно, когда вдруг у ребенка появляется свой читательский интерес и предпочтение, — обычно это результат долгой планомерной работы. А тут — вот так, неожиданно... Это было удивительно и трогательно. Очевидно, что это всецелая заслуга воспитателей, которые заинтересовались сами и смогли поддержать интерес детей, — от этого еще приятнее»…
Очень часто в автобус приходят люди с рассказами о том, что благодаря подобранной нами книге их ребенок заинтересовался чтением, и просьбой подобрать для него следующую книгу. Для некоторых детей «Бампер» составляет читательский план, учитывая их интересы и предпочтения.
Иногда бывает сложно. Очень часто обсуждение и анализ книги — это возможность для ребенка озвучить и обсудить собственную историю. И если так происходит, то обсуждение становится очень личным и глубоким, но очень непростым. «Мы стараемся проводить такие программы в тех местах, где у нас ведется долгосрочная работа — где мы уже хорошо знаем ребят, а они — нас»…
Специалисты «Бампера» работают и в колониях для несовершеннолетних — проводят специальные книжные занятия. Во время одной из таких встреч один мальчик сказал про книгу «Я не верю в монстров», что это хорошая книга, только она неправильно заканчивается. И дальше вся группа придумывала более реалистичную концовку и старалась понять, можно ли повернуть сюжет так, чтобы все закончилось не очень плохо. Все это было важно, интересно и одинаково сильно задело как ребят, так и психологов проекта. Они работали там год, и на последнем занятии было удивительно слушать, как ребята сами рекомендовали друг другу книги и пытались разобраться, что дает им чтение.
Бывало и так: в середине мероприятия становилось понятно, что звали «Бампер» просто для отчетности. И все, что делается в этом месте, не будет иметь никакого смысла, потому что детей на программу собрали слишком много, разных возрастов, а книги, которые останутся здесь, будут спрятаны до следующей комиссии, детей к ним никогда не подпустят, а самое главное — сами взрослые не любят читать, а значит, не смогут поддержать этот интерес в детях. В такие места «Бампер» не возвращается.
За шесть лет участники проекта успели поработать в самых разных школах, от элитных до деревенских; в детских садах, домах творчества, библиотеках, реабилитационных центрах, больницах, детских домах, колонии для несовершеннолетних... Кажется, книжный автобус побывал везде, где есть дети.
«Бампер» участвовал во множестве фестивалей и придумал свой собственный — Детский передвижной фестиваль «Книжка под подушку». В этом году фестиваль отпраздновал свой пятый день рождения, переезжая каждый год из города в город. Проект подружился со многими писателями и иллюстраторами любимых книг, они ездят с «Бампером», участвуют в его мероприятиях. За шесть лет благодаря поддержке друзей и читателей в проекте появились новые автобусы, их теперь три: самый старый уже не передвигается и работает стационарно; новый, с которым связаны мечты о поездках и путешествиях, и микроавтобус, на котором «Бампер» посещает школы, больницы и другие места, где большому автобусу трудно развернуться.
Анализируя как успешный, так и проблематичный опыт, участники проекта разработали огромное количество программ и технологий. Они научились разговаривать о книгах и с теми детьми, которые очень любят читать, и с теми, которые за всю свою жизнь не взяли в руки ни одной книги. Научились обсуждать и анализировать книги не с позиции того, «что хотел сказать автор», а исходя из того, как книжная история перекликается с личным опытом ребенка. Для «Бампера» очень важно, что в большинство мест, где он работает, его приглашают и дети, и родители, и специалисты. Это значит, что его дело нужное и у общества есть в нем потребность.
И еще удивительно и замечательно, что после шести лет проверки практикой изначальная идея и миссия проекта осталась неизменной. Опыт показывает, что книга действительно может оказаться важным ресурсом для ребенка, что бы с ним ни происходило. Вопрос только в том, любит ли взрослый, который находится рядом, читать, получает ли от чтения удовольствие и готов ли этим удовольствием делиться. Если готов, то книга очень быстро станет для ребенка другом и помощником. Если нет — останется скучной школьной необходимостью, одной из многих.
Ольга Румянцева
|