Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 10, 2020

№ 9, 2020

№ 8, 2020
№ 7, 2020

№ 6, 2020

№ 5, 2020
№ 4, 2020

№ 3, 2020

№ 2, 2020
№  1, 2020

№ 12, 2019

№ 11, 2019

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

серия


Новые сказки нового времени

Новые волшебные сказки. — М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015.

Алексей Лисин. Алфавитные сказки;

Алена Кашура. Мечтай, Марсель, мечтай!;

Алексей Алехин. Расскажу про Пятилапа;

Эдит Несбит. Тысяча верных копий;

Кузька Кузякин, Е.А. Доброва. Каждый может стать принцессой. Сказки о девчонке
 из дворца.


Издательство «Клевер» запустило новую серию «Новые волшебные сказки», в которой за 2015 год вышло пять книг, помеченных как 0+ «для чтения взрослыми детям». Сложно сказать что-то общее о книгах в серии, потому что все произведения абсолютно разные, едва ли не единственное, что их объединяет, — это добротная бумага и прекрасные иллюстрации молодых художников. Отмечу также, что все книги в серии действительно новые. Для некоторых авторов к тому же и дебютные — у Алены Кашуры первая, у Алексея Лисаченко в 2015 году в издательстве «Клевер» вышли сразу две первые книги1, а поэт и редактор журнала «Арион» Алексей Алехин впервые пробует себя в детской литературе. Но даже пересказ Григория Кружкова печатается первый раз, хотя сама сказка про принцессу и ежика увидела свет в 1912 году в составе сборника Эдит Несбит The Magic World.

Еще одна особенность серии, что все сказки — короткие, книги — не больше шестидесяти страниц, что одновременно хорошо для маленького ребенка и вызывает некоторое сожаление у взрослого: а ведь могли быть истории насыщеннее и длиннее. И только «Алфавитные сказки» Алексея Лисаченко — единственная книга в серии, от которой не остается ощущения, что ей стоило быть толще. Законченность и цельность произведения достигнута в первую очередь благодаря удачно выбранной для рассказов окантовки — короткие истории выстроены в алфавитном порядке. Вроде бы давно известный и простой способ, но в этот раз играет по-новому — от знакомой с детства азбуки остался один арбуз, да и тот для космонавтов, который ежик Федор, тушканчик Андрюшка и верблюд Прохор запускают с бахчи прямо в космос. Арбуз, конечно, попадает по назначению.

Космонавты очень обрадовались, когда к ним прилетел настоящий арбуз: ведь он был самый спелый, самый сладкий, а главное — не в тюбике.

Рассказы емкие, содержательные, законченные, пронизанные легким юмором, который будет понятен и детям, и взрослым. Истории все разные: одни поучительные, другие веселые, полные неожиданного фантазерства. Чего только стоит профессор Шуриков, живущий под водой вместе с собакой Буль, или Черепаха Констанция, которая съела энергичный апельсин: «Сначала она шла, потом нечаянно побежала, а потом встала на ребро панциря, покатилась как колесо и выиграла велосипедную гонку. На финише Констанции хотели вручить первый приз и золотую медаль, но она не смогла остановиться, с разгона переплыла море и по дороге случайно победила в соревновании катеров на воздушной подушке».

Отдельно стоит сказать о запоминающихся именах героев: Ерш Ершович и Петр Петрович, мышка Зося, хомяк Серафим, лось Самсон, еж Федор и тушканчик Андрюшка. Алексей Лисин хорошо владеет звукописью, читать вслух рассказы приятно, от звонких словосочетаний в горле приятно щекочет: «три селедки, сорок маленьких сардинок и рыба-попугай», «сто миллионов сардинок и сто миллионов снежинок».

Если героями рассказов становятся дети, то они непременно много фантазируют: летают, как ласточки, плавают на пиратском корабле, не выходя из песочницы, и играют с домашней мебелью, как с диковинными животными. Также в книге не обошлось без отсылок к давно известным историям: уши, гуляющие сами по себе, отправляются к памятнику Гоголя, а мышь Зося и хомяк Серафим перерисовывают и перепутывают старые сказки.

«— Вспомнила! — воскликнула вдруг Зося. — Я эту сказку слышала. Там какая-то девочка весь бал никому кушать не давала. Чуть что, сразу кричала: не садись на пенек, не ешь пирожок. Так все голодные и ушли».

В серии «Новые волшебные сказки» почти все авторы так или иначе играют на знакомом материале, перетасовывая его заново: Кузька Кузякин и Евгения Доброва переносят обычное маленькое королевство в XXI век; в сказке Эдит Небит в пересказе Кружкова мы узнаем старую историю о проклятии злой волшебницы, которую не пригласили на крестины малютки-принцессы; Алехин берет сказку про 38 попугаев2 и заменяет слона на маленького розового кита, а главным героем делает Пятилапого. И только Алена Кашура удивляет необычным сюжетом, в сказке «Мечтай, Марсель, мечтай!» мальчик мечтает о… бабушке.

В век, когда детям, чтобы они замолчали, дают гаджеты, а развиваться уже с года отправляют в различные студии, когда родители думают, что на вопросы ребенка лучше всего ответит Google или телепередача, сказка Кашуры — это напоминание для взрослых о том, что нет для малышей ничего дороже внимания.

Родители Марсика много работают по выходным, поэтому он каждый вечер возвращается «в пустой и тихий дом, который мальчик с удовольствием поменял бы на тот, что поменьше, если бы в нем его каждый день ждали мама с папой. И еще — бабушка. Хотя бы одна». У родителей есть оправдание — они выводят «нечто среднее между птицами и рыбами. То ли плавучих птиц, то ли летучих рыб». В вечер, когда мама с папой опаздывают на день рождения Марсика, расстроенный ребенок заявляет, что, если бы у него была бабушка, то ему бы не пришлось встречать свое семилетие одному. И тогда находчивый отец придумывает бабушку Альбертину, которая живет на маленьком острове в океане, где «помещаются лишь бабушкин домик и две пальмы, между которыми висит гамак». Альбертина выводит рыбоптиц в своей островной лаборатории, печет банановые блинчики, а иногда ее навещают аборигены с соседских островов и знакомый капитан. Радостный мальчик тут же пишет письмо бабушке, которая незамедлительно отвечает внуку.

«Бабушка Альбертина была единственной в мире бабушкой, которая появилась на свет позже своего внука. Она родилась в тот миг, когда папа Марсика ее придумал, а Марсик в нее поверил».

Для того чтобы случилось чудо, здесь не нужны дополнительные артефакты, например, волшебная палочка или дракон, — чудеса творятся человеческими мечтами. Встреча бабушки и внука возможна, только если Марсик поверит в нее что есть сил.

«Ты верил, когда, казалось, и верить было не во что. Ты пошел ко мне навстречу. И, главное, сумел дождаться. А ведь многие бросают свои мечты, не дав им времени воплотиться».

История Алены Кашуры вполне могла быть более развернутой, например, дополненной перепиской Альти и Марсика, но молодой автор стремится к лаконичности и простоте. Повествование не перегружено, а язык сказки легкий, как бабушка Альбертина, прыгающая на батуте вместе с детьми. Создается ощущение, что в сказке все поднимается к небу, метафора «полет мечты» здесь проявляется в прямом смысле — бабушка прилетает к внуку на рыбоптице. Даже имена подобраны «летящие»: Марсик — Марс, Петер — первая ассоциация возникает с Питером Пэном, рыба-птица Луня (Лагунтия) — Луна, а имя бабушки Альбертина — словно название какой-то звезды.

После прочтения еще долго остается послевкусие: «все возможно, если только верить, мечтать и уметь ждать». И, конечно, не может не запомниться напутствие детям и взрослым: «Крайне вредно жить рядом с людьми, которые в тебя не верят. Можно исчезнуть с лица земли».

Два дебюта молодых авторов — Алексея Лисаченко и Алены Кашуры — на мой взгляд, лучше всего оправдывают название серии «Новые волшебные истории» и являются наиболее цельными, законченными произведениями, которые хочется хвалить и перечитывать. Остальные книги в серии тоже хороши, но к каждой найдется по замечанию.

Сложнее всего говорить про дебют в детской литературе Алексея Алехина. Сюжет простой: на острове живут Пятилап, у которого одна лапка то верхняя, то нижняя, Обезьянка, Попугай, Удав и другие животные, с которыми случаются разные истории. Хорошо, что в книге сохранилась поэтическая зоркость, присущая Алехину, он обращает внимание маленького читателя на необычный мир вокруг и делает интересные сравнения, например, кофейные чашки — скорлупки. И хороши новые герои — Спинохваты — птички-руки, которые хватают за спины и щекочут. В спинохватов весело поиграть с ребенком, отложив книгу. Во всей истории много интерактива в помощь родителю: напоминая про Обезьянку-чистюлю, легче приучить мыть руки, с Удавом хорошо учиться считать и соблюдать меру в сладостях, а с Тик-таком — узнавать время.

Но, видимо, совсем разные вещи — быть детским писателем и — придумывать сказки для своего малыша. В конце книги автор дает пояснение, что эти истории были придуманы на прогулке с «одним знакомым Мальчиком». И если бы это пояснение стояло вначале, а не в конце, оно многое бы расставило на свои места. Достоинства книги портит слишком уж разговорный язык. Насыщенность междометиями, запятыми, скачками с одной мысли на другую, повторами делает книгу сложной для чтения вслух. Я приведу здесь одну обширную цитату:

«Для тебя уже не секрет, я думаю, что у Пятилапа целых пять лап. Ну да, и ничего тут такого особенного. Тебя же не удивляет, что на руке пять пальцев, а не четыре, как у кошки на лапе, — если не веришь, можешь у нее пересчитать. Или не шесть, как у пчелки... Ну, у нее-то, конечно, не пальцев, а лапок, которыми она перебирает, забираясь внутрь цветка, чтобы там лакомиться. Да и вообще, забираться внутрь еды — я пчелу имею в виду, — по-моему, еще удивительней — тебе ж не придет в голову залезть в банку с вареньем или еще лучше в торт и есть его изнутри? То-то. Впрочем, я отвлекся... Дело не в том, что у Пятилапа пять лап».

На мой взгляд, такие длинные монологи от лица автора — не самый удачный способ для удержания внимания малыша, когда родитель вынужден читать их с листа. Короткие истории про Пятилапа наверняка понравятся детям, если родителю выучить их и рассказывать вслух, как и делал сам автор.

Еще две книги в серии — про принцесс, но абсолютно разные. «Тысяча верных копий» Эдит Несбит (в оригинале «Принцесса и ежик») — это книга с классической историей, которая хоть сто раз будет переписана, останется сказкой про проклятие злой феи и про любовь, которая способна разбить все чары. Поэтому у взрослого, перечитавшего множество подобных сказок, дух не захватывает и ощущение новизны не возникает. Зато ребенку, который еще не успел насытиться подобными сюжетами, эта книга вполне придется по душе, тем более что она оформлена самыми трогательными иллюстрациями в серии. Художница Катерина Воронина создала целые развороты чудесных рисунков: листы жимолости сопровождают повествование с первых строк до последней страницы (король и королева «сидели в беседке, увитой жимолостью»), любящие люди склоняются друг к другу, образуя единое целое, нежные белые руки тянутся к маленькому ежику, а беда выглядывает из кустов серым волком.

А вот книга «Каждый может стать принцессой» — это новая история на старом привычном материале про маленькое королевство. Здесь авторы Кузька Кузякин и Евгения Доброва много и остроумно шутят. Хотя, на мой взгляд, их юмор больше будет понятен взрослым. Например, шутка про издателя, который очень любит рыбные бутерброды, поэтому «и слова плохого о них не напечатает, не то, что целую книгу». Хорош ответ на название книги, почему каждый может стать принцессой.

— Так чего наша мамзель ревела? — спросил Слесарь Принцессу.

— Я просто хотела узнать, почему я принцесса. А они мне о червяках и помидорах…

— Почему-почему, — ухмыльнулся Слесарь. — Дело-то ясное. Потому что тебя все любят.

Но минус у книги в том, что она не выдержана в одном ключе. Сначала истории идут разрозненно, не связаны друг с другом по времени, авторы рассказывают в стиле «а вот однажды…», и даже иногда повествование логически не завершается, например, мы так и не узнаем, сделала принцесса ремонт или нет. А с середины книги начинается последовательный рассказ о путешествии принцессы за пределы дворца, знакомстве и дружбе с братьями близнецами. И тот и другой способ рассказывания имеет право быть, но из-за того, что в книге идет перескок с одного на другой, создается ощущение, что авторы немного недоработали. Совсем чуть-чуть.

В целом от серии «Новые волшебные истории» остаются приятные впечатления: новые авторы совместно с новыми художниками создают хорошие, добрые книги для новых детей.


Алена Алексеева


1  Алексей Лисин. Женька из 3 «А» и новогодняя Елка. — М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015.

2  Григорий Остер. Все сказки-мультфильмы про слоненка, мартышку, удава и попугая. — М.: АСТ (Сказки-мультфильмы), 2008.



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала
info@znamlit.ru