Об авторе | Григорий Марк родился в Ленинграде в 1940 году. Автор книг стихов: «Гравёр». Нью-Йорк; «Среди вещей и голосов». Нью-Йорк, «Эрмитаж», 1995; «Оглядываясь вперед». СПб., «Петрополь», 1999. Выпустил также книги прозы: «Имеющий быть». СПб., «Пушкинский фонд», 1997. Предыдущие публикации стихов в журнале «Знамя» — «В бревёнчатой стране» (№ 11, 1998); «Бык уносит Европу в чеченские горы» (№ 9, 2001); «Воскресательный знак» (№ 9, 2003); «Ореол» (№ 7, 2011). В настоящее время живёт в Бостоне, США.
Григорий Марк
Персия
* * *
Настроить себя. Стать антенной. Натянутым проводом в небе.
Доверчиво, чутко, смиренно ловящим сигнал из эфира.
Сквозь дребезг, сквозь плещущий щебет, сквозь волны и всплески оваций,
среди океана звучаний в сигнале, в писклявом пунктире
услышать начало Посланья. И больше уж не сомневаться.
* * *
6–7 Июля, 2013
Это будет зимой. Ещё до воскрешенья тех, кто души имели, — людей и животных. Будет двор возле крайнего дома в посёлке, где давно не живут. Щепки, доски, поленья. И в замёрзшей грязи, утрамбованной плотно, комья белой извёстки, бутылки, осколки.
Всё завалено мёртвым. И места нет, где бы хоть травинка росла. Но однажды здесь ветер на фабричной трубе заиграет побудку, выводя за собою мелодию в небо. И земля во дворе отзовётся, ответит — словно дрожь пробежит в деревянных обрубках.
И обрубки ожившие встанут, цепляясь друг за друга. И выпустят быстрые корни. И корой обрастут, набухающей соком. Листья с шумом вспорхнут из земли, словно стая воробьёв. И заполнят сплетение чёрных сучьев, веток, побегов. И в кронах высоких
они вспыхнут на солнце зелёным свеченьем. Ветер в новой траве зашуршит отовсюду и засеет её полевыми цветами… И когда в жизнь войдут все цветы, все растенья, — ведь им мало дано, и судить их не будут — для зверей воскрешенье из мёртвых настанет.
А потом для людей… для меня…
Истончившийся свет в абажуре, опущенном с неба
Шелковистые, пыльные фрески на стенах. Между них витражей воспалённые щели — многоцветный каркас в абажуре из камня.
Я, куратор коллекции редких свечений, самозванный куратор (на самом-то деле просто сплётчик мерцаний и смыслов неявных),
бормочу, глядя вверх. И уже по колено темнота. Где-то в куполе, как в колыбели, новорожденный стих засыпает. Слышна мне
лишь последняя фраза: «…начнёшь постепенно повторять, позабыв обо всём…». Неужели срок скостить себе можно одними словами?
* * *
Факих* смотрит сухо. Но голос сырой. Он с трудом перед каждою фразою в чём-то полощет его. Раздвигает ладонями воздух. И только потом, протирая очки, говорит — словно брассом плывёт
над морем тюрбанов, над пеной бород. Наугад, с придыханьем гортанным бросает слова в пустоту: моджахеды... победа ислама... последний джихад... Аятоллы помельче хватают слова на лету
и, хищно раскинув сутаны, уносятся прочь. В подземелья, где бледные люди, принявшие грех предстоящих смертей, мастерят день и ночь для факиха великую бомбу. Чтоб сразу и всех.
* Факих — верховный и пожизненный правитель в Иране; моджахеды — священные воины ислама.
|