Об авторе | Андрей Геннадиевич Поляков (родился 9 июня 1968 года в Симферополе), в «Знамени» печатался еще два десятка лет назад, предыдущие публикации: «Китайский десант», № 1, 2009; «Стихи о родине», № 5, 2010; «Не говори «люблю» рыбе — и — кораблю!», № 11, 2012; «Как Салгир подо льдом», № 2, 2014. Малая премия «Москва-транзит» (2003). Шорт-лист Премии Андрея Белого (2003, 2009). Стипендия Фонда Иосифа Бродского (2007). Международная литературная Волошинская премия (2008). Премия Андрея Белого (2011), «Русская премия» (2014) и премия имени Андрея Вознесенского «Парабола» (2014). Стихи переводились на французский, английский, немецкий, итальянский, болгарский и украинский языки. Автор четырех поэтических книг. Живет в Симферополе.
Андрей Поляков
Из Симферополя
* * *
«Разве это стихи? Это так, стишки сладкие зёрнышки, ядовитые корешки
это так, бормотание никого, ни о чём словно ангел задел плечом и перешёл в сияние
собственное, внутри…» —
говорю
Говори!
Испорченная фотография
О, если бы вы знали…
Ходасевич
Июльский дворик, Симферополь, полдень белое бельё полощется под солнцем на ветру как флаги всех, кто сдался перед смертью
а синька неба пена облаков
напоминают о последней правде червей, кротов и грязных звёзд подземных горящих ровным светом в глубине и перечёркивающих чёрными лучами июльский дворик, Симферополь, полдень
* * *
Аполлон быстрее антилопы проскакал по кладбищам Европы и в сырой Атлантике исчез чтоб навеки не было чудес
чтоб навечно кончилась Эллада — давняя священная земля —
и чудес не видно с корабля и чужих чудес уже не надо…
Салгир
…а вчера над рекой комсомолки прошли как богини как богини воскресшей советской страны очарованной мёдом и млеком:
переполнены млеком и мёдом тела комсомолок простых (да, богини должны быть просты и доступны народу) молоко их фонтанами бьёт из сосков — льется мёд по ногам — всё, смешавшись, стекает в Салгир —
а Салгир превращается в Лету…
Июль
Листва не удержит Луну хоть ветер почти завершился…
Летняя ночь глубока:
кентавры в такую ночь купаются в тёплом небе…
Пусть копыта мои для тебя тяжелы а грудь — чересчур волосата но горло моё
звенит серебром
как завитый Луною тополь!
* * *
«…розово озеро на заре рыбы христианские в серебре царствуют, арствуют, веселятся —
не пора ли с ними водой меняться не пора ль в кольчуги из чешуи переплыть на Капри, где все свои?» —
Ходасевич Горькому как-то где-то то ли стёклышком то ли так блеснул то ли я проснулся потом уснул только перед тем записал про это
* * *
Честно впасть в теневой обиход а потом на подземной реке вытирая лирический пот мять карбованец в руке вспоминая, забывать то ли комнаты, то ли тавриды раскалённые слёзы обиды в эти строчки подмешать: лампа, лысина, цветок комариный голосок тонко, тонко под Луною ноет в воздухе собою комариный дурной голосок от меня наискосок —
я в веках его не стою!
* * *
От перегоревшейзвезды от переболевшейбеды прими надёжное заклятье: слова не разбери о чём где шарфик бьётся за плечом и раскрываются объятья
где что ли школьница сестра светла от снега серебра и обнимается руками а переболевшаябеда и перегоревшаязвезда в снегах становятся стихами
* * *
Православное царство приходит на землю и стучит аппарат топора там, где вьюжная дарит жара посвист флейты, которой не внемлю но прошу: «Государь, осмотри — разве плохо горят снегири?»
«Разве плаха?» — мне царь отвечает и торопит под скорый топор…
Невесёлый такой разговор…
Кто услышит его — заскучает
* * *
Овечьим помётом, дымком кизяка и мятно-полынною свежестью трав дышала Каменка, ноздрями легка ногами легка, полуплатье задрав
и, знаете, весело было смотреть туда, где вода прикасалась к земле где белый курортник стоял на скале
готовясь шагнуть — и в стихи полететь
Пена-пыль
Теплота белой пыли
на июльском асфальте в полдень —
та же самая теплота
что и света февральской Луны —
если голая грудь холодна
симферопольской Музы…
I. Соври, обыватель Тавриды, творя симферопольский миф столетнюю пыль собирая в коробочки разных стихов о том как разумные Музы, которым некрополь не мил соткались над крымскою бездной из облака старых духов
Солги, совопросник природы, на пыльных Салгира брегах о редких акаций дриадах, дрожащих под жарким дождём: мол, славные полубогини, вам пыль веселей серебра звенящего в горле рапсода, что здесь поневоле рождён
Он честный ценитель чужого, висящий над крымской дырой цитатник без тягостных сносок он держит надёжно в уме за что с его громкого тела портки перед Музой долой срывает таврический ветер, старателен, но неумел
За это поэту, за это дадут не закончить стишок…
II. Разве там, где на крымские горы — разве крымские? — что за вопрос! — ты смотрела сквозь лунные шторы хлороформом не пахла от флоры от простых гиацинтов и роз:?
Что смогла удержать до утра ты в перегревах больной головы ради дара и ради утраты ради разницы в розах крылатых ради утренних плесков листвы:?
Так скажи, дорогая Камена что же вспомнить тебе довелось в час, когда из небесного плена
в лунной пене бежал по колено веницейского зеркала гость:?
Расскажи, я ведь, правда, не знаю…
Осень 1990 года
Как мы спали с тобой, принося ежедневные жертвы неизвестным богам неизвестно-советской страны ты забыла, Наташа? а я позабыть не умею: было столько прощальной печали было столько последней обиды любви в красном знамени вечера солнца в красном воздухе осени нашей, Наташа, с тобой переполненном толпами листьев телесно-летящих — пролетариев лета, спешащих с деревянной работы домой над моею твоей головой — —
было столько стигийской, было столько чекистской тоски в каждой паузе выдоха ветра в каждом жесте руки или ветки в каждом зыбкого медленно тающем взмахе крыла то ли ангела, то ли вороны в каждой капле слепого дождя замирающей-вдруг! на мгновенье перед тем как коснуться листвы или наших волос — — что казалось, как дождь, бесконечным всерьёз в этом сне проживание наше…
Через год мы проснулись, Наташа А потом — нам почти не спалось
Муза осени (апофеоз беспочвенности)
Тихая Клио, прости руку мою отпусти… — видишь, кольцо на пальце словно змея блестит?
Так, но с чего начать? А ни с чего. Смотри: каждый каштан, как свеча: видишь, над парком дымка? — значит, Господь внутри
бабочка-невидимка
дотронулась до волос —
это она всерьёз проверила: ты блондинка
Клио, сестра Луны с ветреной стороны?
Ты забегала в сны словно душа вторая —
девочка кровяная… Изнутри выгорая станем с тобой курить пальцы перебирая на окраинах рая о любви говорить
о погоде, о золотых листьях в глазах твоих
о русской крови, за Бога пролитой в пустоту…
Русских теперь не много
Это советских много — а русских вообще немного:
вот и живём убого — как листва на лету…
* * *
Глаза мои больны увидеть как красиво закат полощется в реке, и, присмирев на чёрном цоколе пятиконечный символ короткой лапою сжимает Троцкий Лев но вот: не видно мне Александрии: нет больше портиков и водомётов нет нет больше пальм, платанов, кипарисов — во всём один пятиконечный свет И статуй не обнять в июне юном в красивом августе, в слезливом сентябре ни на ристалище, ни на ступенях храма всех, с кем любил, как царь, поговорить о доблестях, о подвигах, о славе о кораблях на радиоволнах о лилиях в колхозах Галилеи — всех, с кем делил стихи, любил вино и звёзды собирал безбрежной ночью Чем дальше вы, тем кажетесь белей тем меньше оставляете мне —
снимок
да номер телефона, да e-mail: все статуи давно в Александрии а я её не вижу…
Но порой
я слышу стук копыт красноречивых: ко мне кентавр по улице летит — Ударь, кентавр, лирическим копытом чтобы асфальт всемирный разломать чтоб вновь забил источник Иппокрены чтоб вновь Александрию увидать!
|