Клементина Ширшова. Увлекательное искусство. Ирина Опимах. Живописные истории. Клементина Ширшова
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 12, 2024

№ 11, 2024

№ 10, 2024
№ 9, 2024

№ 8, 2024

№ 7, 2024
№ 6, 2024

№ 5, 2024

№ 4, 2024
№ 3, 2024

№ 2, 2024

№ 1, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Клементина Ширшова

Увлекательное искусство

Ирина Опимах. Живописные истории. — М.: ЛомоносовЪ, 2014

 

В кратком предисловии к сборнику статей Ирины Опимах сказано, что «Живописные истории» — прежде всего «книга о любви к жизни и к искусству». На самом деле здесь речь идет не о самой живописи, скорее об истории живописи. В аннотации сразу оговаривается, что данное произведение не ставит перед собой задач искусствоведческого материала: «Ирина Опимах избегает рассуждений об особенностях композиции, характере мазка, стилистических тонкостях и вообще обо всем, о чем пишут искусствоведы в серьезных научных трудах». Зато у Опимах можно найти то, что принято в статьях исторических, — обилие событий и дат. Впрочем, перед нами едва ли набор сухих фактов из учебника, скорее их вольный пересказ, где в центре внимания — «лихо закрученный сюжет» историй из мира живописи. Статьи включают в себя подробные истории создания шедевров, различные интересные ситуации, связанные с ними, а также биографии художников.

Книга, предметом которой является искусство, как правило, преследует основную цель: дать представление о произведении в художественном, смысловом, историческом аспектах. Упор делается на один из них (у Ирины Опимахна исторический). И все же подобные книги очень сильно отличаются друг от друга, что обусловлено в первую очередь различием их целевых адресатов. Вопрос, для кого пишется книга, в конечном счете определяет ее концепцию.

К примеру, альбом «10 картин о войне» искусствоведа Натальи Синельниковой, вышедший в этом году, включает в себя репродукции картин, подобранных автором интуитивно, сопроводительные статьи к ним и соответствующие исторические факты — книга адресована массовому читателю, то есть предназначена «для всех». С другой стороны, сборник статей и интервью Иосифа Бакштейна, который также вышел в начале года — «Внутри картины: Статьи и диалоги о современном искусстве» в издательстве «НЛО». Касающийся далеко не только живописи, но также в некоторых случаях призванный дать представление о произведениях, он скорее элитарен: об этом говорят строгий порядок материалов и серьезная терминология, пропускающая к восприятию только в достаточной степени заинтересованного читателя.

Живопись является средой элитарной, поэтому писать о ней для масс достаточно трудно. Автор наверняка знает об этом не понаслышке, поскольку имеет прямое отношение к издательскому процессу массовой литературы, являясь главным редактором научно-популярной серии «Galileo» издательства «КоЛибри». Специфика рассматриваемой темы способствует появлению двух крайностей: пишут либо злоупотребляя терминологией, либо вовсе ее избегая. В данном случае перед нами, без сомнения, книга, адресованная массовому читателю — о чем свидетельствует хотя бы ориентация на сюжетность (а не просто историчность), а значит, на развлекательность.

Стиль изложения «Живописных историй» напоминает монолог вдохновенного экскурсовода. Такого работника интеллектуального труда приятно встретить во время похода в музей: транслируемая им информация отлично запоминается в силу эмоциональной насыщенности. У Ирины Опимах — те же задачи, хорошо видно стремление увлечь читателя, используя соответствующие языковые средства. Рассказывая о жизни художников и произведений, автор в полной мере дает волю собственным чувствам, что выражается как лексикой — часто встречающимися оценочными прилагательными, порой даже речевыми штампами: «величественный собор», «прекрасная индианка», — так и пунктуацией: обилием восклицательных и вопросительных знаков, многоточий. В небольшом вступительном пассаже, которым открывается статья «Два гения и Венера», посвященная картине Джорджоне «Спящая Венера», представлено все вышеперечисленное:

«Эта удивительная картина — наверное одна из самых известных в мировом искусстве. Сюжет ее — прекрасная женщина, забывшаяся в глубоком сне, — вдохновлял множество великих художников; среди них Кранах, Дюрер, Веласкес, Рембрандт, Рубенс, Делакруа, Мане, Гоген. И судьба этой картины весьма драматична…».

Ярко выраженная, даже вызывающая публицистичность в разговоре о живописи вкупе с упоминанием культовых имен, без сомнения, сразу оттолкнет от книги читателя искушенного. В первую очередь ему будет непонятно, зачем автору лишний раз воспевать уже состоявшееся произведение и называть великих художников — великими, в то время как это уже давно принято во всем мире по умолчанию. Далее ценителю литературы об искусстве (или просто ценителю литературы) останется только наполняться недоумением. Вскоре он обнаружит, что в интонации восхищения написаны абсолютно все статьи книги. Неизвестно, пытался ли автор таким образом передать свое впечатление от рассматриваемой живописи или предпринял попытку создать свой стиль изложения. В любом случае эстет, скорее всего, отложит «Живописные истории» Опимах, предпочтя им любой научный искусствоведческий труд.

Пара слов о современной культурной ситуации. Согласно данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в конце прошлого года*: «по признанию 37% россиян, они вообще не читают книг и не слушают аудиокниг». Это значит — никаких книг, не говоря уже о книгах по искусству. В этом году исследований о чтении фондом не проводилось, что также говорит о многом. Видимо, вопрос считается решенным и больше не рассматривается. Кроме того, газета «The Moscow Times» от 30 июля 2015 года поместила на первую полосу статью под названием «Bookshops Suffer as Russians Stop Reading» (буквальный перевод: «Книжные магазины страдают из-за того, что русские перестают читать»), в которой рассматриваются возможные причины закрытия книжных магазинов в России, одной из основных названа утрата интереса к чтению.

Среди искусствоведов существует расхожее мнение, что литература, касающаяся искусства, обязательно должна быть сложной и содержать множество культурных отсылок — мол, нечего потакать общественному невежеству. Книга Ирины Опимах адресована читателю, которого в силу его простодушия могло бы заинтриговать словосочетание «драматичная судьба» и финальное многоточие в абзаце — то есть в крайней степени впечатлительному. Возникает вопрос: много ли в нашей стране подобных читателей? Пожалуй, да. Они работают на предприятиях, в парикмахерских, салонах связи, кофейнях, кадровых агентствах, продуктовых магазинах... Приходя с работы, они чаще всего не берут в руки книгу, а сразу падают на кровать, чтобы успеть выспаться до следующего рабочего дня. Тем не менее возможность культурного чтения у них должна быть. Поэтому массовая литература об элитарных предметах не просто может, но и должна существовать, пусть на сегодняшний день у нее и немало противников.

 

 

* Сайт Фонда «Общественное мнение» — «Кто и как любит читать книги» — ttp://fom.ru/blogs/11809

 



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru