Марта Антоничева. Можно ли рисовать в книгах: о книгах-раскрасках для взрослых. Марта Антоничева
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 12, 2024

№ 11, 2024

№ 10, 2024
№ 9, 2024

№ 8, 2024

№ 7, 2024
№ 6, 2024

№ 5, 2024

№ 4, 2024
№ 3, 2024

№ 2, 2024

№ 1, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Марта Антоничева

Можно ли рисовать в книгах: о книгах-раскрасках для взрослых

Несмотря на то что интерес людей к книгам в целом скорее падает, отдельная отрасль книгоиздания переживает сейчас невероятный всплеск. Речь идет о книгах раскрасках для взрослых.

Самым ярким явлением в этой среде стали раскраски шотландской художницы-иллюстратора Джоанны Басфорд «Secret Garden» и «Enchanted Forest». Объем продаж первой составил 1,4 миллиона копий, второй — 226 тысяч на момент написания этого текста. «Secret Garden» переведена на 22 языка и стала лидером продаж в отделе книг на сайте Amazon, кстати, в десятке кроме нее оказались еще три книги этого жанра.

Сам факт того, что 96-страничная книга с минимальным количеством текста обошла по продажам произведения мировой классики, заставляет обратить внимание на этот тренд. Тем более что в нашей стране этот бум только начинается — «Secret Garden» пока еще не переведена на русский язык, но у нас уже успела выйти и стать популярной книга «Антистресс для занятых людей: Медитативная раскраска» Эммы Фарраронс, а также издательство «Стрекоза» выпустило целую серию «Креативные книги для раскрашивания и снятия стресса», куда среди прочего вошли книги Ричарда Меррита. Количество книг-раскрасок на других языках, которые можно также приобрести сейчас в крупных онлайн-магазинах, настолько огромно, что только перечисление всех наименований займет несколько страниц.

Все они мало различаются между собой: как правило, это большие (формата А4) монохромные издания на белой бумаге отличного качества, основные узоры в них — прежде всего абстрактные (повторяющиеся схемы, мандалы, графические паттерны), природные (лес, животные, листья, птицы, лепестки, стебли, бабочки), или пейзажные (города мира).

Особенность книг Басфорт заключается в том, что в них, помимо действительно красивых узоров, присутствуют несложные задания, справиться с которыми может каждый — пройти по лабиринту, дорисовать узор и т.п.

Никто: ни автор, ни издатели не ожидали подобного успеха, несмотря на то что Басфорт занимается подобными книгами для детей уже довольно давно. Сама дизайнер то ли в шутку, то ли всерьез говорит сейчас, что предполагала, будто единственным покупателем «Secret Garden» станет ее мама.

По словам Басфорт, создание подобных книг мало отличается от ее постоянной работы — коммерческой иллюстрации. Есть совсем небольшие различия — здесь рисунки не закончены, менее детализованы, они существуют вне рамок, обрамлений и цвета, которые каждый человек волен создавать сам, руководствуясь исключительно собственным вкусом.

Свою технику иллюстратор описывает следующим образом: «В книге я стремлюсь создать повторяющиеся узоры, панорамы, симметричные темы. Мне хотелось бы, чтобы каждый мог полностью погрузиться в эту книгу, найти в ней что-то свое, притягательное и раскрашивать ее бесконечно. В ней нет никаких правил, нет необходимости заканчивать страницу за один присест, или раскрашивать ее от начала до конца. Вам даже не нужно рисовать в пределах заданных линий. Я постоянно советую всем выходить за установленные границы. <…> Ведь вся суть этого занятия заключается не в стремлении к совершенству, а в самовыражении»*. [«I try to have a mix of compositions in the book, some repeat patterns, some panoramics, some symmetrical motifs. I like the idea that people can just dip in and out of the book, find something that charms them and colour away. No need to finish the page in one sitting or work through the book from start to finish, there are no rules. You don’t even have to stay within the lines! I tell people all the time, I go over the lines a lot! <…> It’s not about the pursuit of perfection, it’s just about making your mark» — перевод мой].

Внешних причин для роста популярности подобных книг несколько. Пожалуй, главной стала рекомендация звезд, которые выложили раскрашенные картинки в соцсетях (актриса Зои Дешанель — в Фейсбуке, певица Ким Ки-Бум — в Инстаграме). Во-вторых — те же соцсети, в которых «читатели» книг охотно делятся результатом своих работ; у всех он разный.

Но есть и более глубокие причины скорее психологического толка. На них обратила внимание Ана Маклохлин, руководитель PR-службы независимого британского издательства Michael O’Mara — люди испытывают гордость, когда выкладывают фото завершенных раскрасок: «Картинки заполонили Твиттер и Инстаграм. Люди очень гордятся ими, рисунки получаются очень замысловатыми. Несмотря на отсутствие склонностей к рисованию, вы можете создать что-то уникальное. Люди присылают нам заламинированные рисунки и в рамках. Потребность в них просто невероятная. Мне кажется, люди уже стали снимать рисунки детей с холодильников и заменять их своими*». [«[The pictures] are all over Twitter and Instagram. People are really proud of them — they are so intricate. You don’t have to have any artistic talent but what you create is unique. People send us pictures of them framed, and laminated. The appetite is simply enormous. I reckon people are taking their kids’ pictures off the fridge and replacing them with their own» — перевод мой].

Несмотря на то что раскраски до недавних пор были прерогативой исключительно детей, удачную нишу издатели нашли в силу изначально верной стратегии: на каждой из книг было указано, что они предназначены для снятия стресса. Волшебная формула сработала, занятие стало абсолютно легитимным.

По мнению Басфорт, сработало тут еще и то, что «каждая страница способна вернуть человека в его нежный возраст»**. К тому же, по ее же замечанию, уже готовые рисунки помогают избежать страха перед чистым листом бумаги, когда порой трудно придумать что-то самому, проявить оригинальность. Схема уже готова, достаточно ее просто раскрасить, это будет совершенно необременительно ни для кого — в этом и за-ключается суть антистресса.

В медицинском смысле слова подобную деятельность нельзя назвать арт-терапией, т.к. во время такого процесса необходимо присутствие специалиста. Да и вся терапия проводится в специализированных заведениях людьми, обладающими необходимыми навыками. К тому же в результате арт-терапии человек должен разобраться в своих психологических проблемах и конфликтах, фактически разобраться в себе при помощи искусства (сублимация в фрейдистском понимании).

Максимальный результат, который дает раскрашивание книг, — отвлечение от гаджетов и интернет-зависимости, снятие стресса и напряжения. К тому же, вспоминая гордость, о которой говорилось выше, — процесс помогает вернуть уверенность в себе, собственных силах и способностях.

Раскраски с большой натяжкой можно назвать книгами. Тем не менее эффект, который они производят, сродни катарсису в понимании оздоровления через приобщение к процессу творчества, психологической разрядки, результатом которой становится снятие напряжения.

Вполне возможно, что это самый простой и демократичный способ приобщения масс к чему-то креативному, шаг к созиданию и раскрытию творческого потенциала каждого человека. И нарушение запрета, усвоенного с детства, становится толчком к этому шагу.

 

 

* http://www.digitalartsonline.co.uk/news/illustration/how-illustrator-johanna-basford-sold-over-17-million-copies-of-her-colouring-books-for-adults/?1#5

 

 



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru