Алексей Кудряков. Сквозь тенёта заумной речи. Стихи. Алексей Кудряков
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Алексей Кудряков

Сквозь тенёта заумной речи

Об авторе | Алексей Васильевич Кудряков родился в 1988 году в Свердловске

Об авторе | Алексей Васильевич Кудряков родился в 1988 году в Свердловске. Окончил Уральский государственный лесотехнический университет. Публиковался в журналах «Звезда», «Знамя», «Сибирские огни», «Урал». Автор поэтической книги. Предыдущая публикация в «Знамени» — № 12, 2013. Лауреат Новой Пушкинской премии в номинации «За новаторское развитие отечественных культурных традиций» (2014). Работает сторожем-садовником. Живёт в Екатеринбурге.

 

 

 

После закрытия сезона

 

 

1.      Эльба

 

Как Страстная седмица — с пальмовой ветви, вербы,
бесконечный январь начинается с майской Эльбы*.
Растекается морок, заполняя низины, торбы
и глазницы спящих… После побудки, сколь бы
ни был короток сон, не поднять ни сумы, ни взора
на соратника, исходившего солончаки Азова
(или прерии Индианы). В перекрестье визира
пилигримы четвёртой — последней — волны призыва
замирают на стылом ветру… Широко и грузно
опускается занавес вдоль ледяного русла.
Между снежных пределов бьётся однообразно
искажённое эхо — в попытке разрушить прясла.

 

13—18 января

 

 

2 Уральский утриш**

 

По весне там всегда возводили типи
из жердей и брезента — дорожный сквот***.
Бородатых мужчин называли «хиппи»
в заповедной глуши, а их женщин — «скво».

 

С большака у шалмана сбегали тропы,
возвышаясь в юдоли, — ни дать ни взять
каменистые гривы в таёжной топи;
за мостками — мостки, и за гатью — гать.

 

Где подкова хребта огибает пустошь
и змеистые стёжки сплелись узлом,
раздавался сезонный «уральский утриш»,
как восхода в ночи золотой разлом.

 

Перекатная голь, мудрецы, калики,
зимогоры окрестных «скалистых гор»
составляли единый и многоликий
поколенческий круг — безглагольный хор.

 

Подвизался герой, словно в немерече
очутившись с гуртом посреди пути,
проводя сквозь тенёта заумной речи
голоса, пребывавшие взаперти.

 

И, аршинного свитка — готовой книги —
покидая пределы, вслед за собой
уводил малых сих, что чернец-расстрига
обращённых — на гульбище и разбой.

 

Осыпаясь в курумы, гранитным плитам
возносить не шиханы, но — имена…
Разбитное содружество, став разбитым,
обрело свои личные письмена.

 

Азиатская ночь залегла в долине,
где, оставленный всеми, вкушает сон —
растреножив козлиную песнь, — Далиле
на колени сложивший главу Самсон.

 

 

Мозаика

 

Что сердце? огород неполотый…

М. Кузмин

 

Не огород — скорее, вертоград
непроходимый иль цветник заброшенный:
начало запустения, разлада…
Бог-огородник урожаю рад,
для праведных взрастил небесный Сад,
но, пустоцветная, что луг нескошенный,
душа распаду собственному рада.

 

Переплетения кустов и трав —
о, как пушицы фонари вблизи горят! —
мне преграждали путь, когда упрямо
я брёл сквозь заросли… Душа, вобрав
всю соль земли, иных взыскует прав:
тесна закона каменная изгородь,
когда за ней открыта панорама.

 

Я рассмотрел листа живую ткань:
зубцы, прожилки — торжество симметрии,
окраску без отметины болезни, —
и вилами размётанную стлань…
Бессмыслицы сверкающая грань,
душа не тщится вырваться из смерти: и
цветок, и лист, и ветка — бесполезны.

 

Ни известь, ни железно-серный яд,
ни бром не остановят омертвения,
начавшегося с крапинки, пылинки, —
причудливей становится наряд,
и вглубь уходят корни… Нет назад
пути, раскаяние — род забвения:
душа не меньше мыслящей былинки.

 

Как тонок увядания узор!
И как догадка, ставшая архаикой:
недуг и совершенство — побратимы, —
горька… Но если это так, то взор,
души болящей оправдав позор,
пусть восхитится листовой мозаикой*,
чьё разрушение необратимо.

 

 

 

* Эльба — Река в Центральной Европе. Здесь: традиционная встреча вольных путешественников, которые зачастую передвигаются автостопом.

** Утриш (в пер. с адыгейского — осыпь, разлом; ударение на последний слог!)) — заповедник у Черноморского побережья. Неофициальная фестивальная площадка различных субкультур.

*** Сквот (от англ. squat — незаконно вселяться) — самовольно занятая территория или помещение, обычно заброшенное, приспособленное под жилье, творческие мастерские и пр. Заметное явление в культурной жизни хиппи и других неформальных групп.

 

* Немереча — по Даниилу Андрееву, «непроходимая чаща», демонизированный лес, кото-рый в известной степени можно соотнести с Дантовым «сумрачным лесом».

 

* Мозаика — Вид искусства. Здесь: вирусная болезнь растений, связанная с частичным разрушением хлорофилла.



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru