Ольга Бугославская. Иван Грозный в 1680 году. Н.А. Андрианова. Москва для детей. Ольга Бугославская
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Ольга Бугославская

Иван Грозный в 1680 году

Н.А. Андрианова. Москва для детей. Серия «Детские путеводители». — М.: Эксмо, 2013.

 

Чего-чего, а халтурных детских изданий в книжных магазинах, как говорится, пруд пруди. Из разряда так называемой познавательной литературы — в том числе. И все они имеют определенные общие черты. Весьма репрезентативным в этом отношении является путеводитель «Москва для детей», написанный Н.А. Андриановой, а выпущенный, как ни странно, уважаемым издательством «Эксмо».

Первый плохой знак — маркировка на обложке — «от 6 до 14 лет». Что может объединять детсадовских карапузов и 14-летних тетенек и дяденек? Разумеется, ничего. Попытка сориентировать книгу на столь широкую публику продиктована слишком очевидным стремлением увеличить ее продажи.

На второй странице получаем еще один сигнал — комикс с изображением главной героини, которая хочет «отправиться в самое необыкновенное и сказочное приключение!». Так и написано: «Отправиться в приключение». Но это еще ничего по сравнению с тем, что обнаруживается на странице номер восемь. Здесь сообщается, что построенная в 1680 году Царская башня Кремля известна тем, что «с нее следил за казнями на Васильевском спуске царь Иван Грозный». Вот и славно! Не знаю, кто счел избыточной информацию о более раннем сооружении на месте современной Царской башни — автор или редактор, — но в итоге мы получили Ивана Грозного в 1680 году, живого, здорового и охочего до зрелищ. Читайте, дети, читайте побольше. Много будете знать.

На 105-й странице читателям предлагается разгадать кроссворд и в числе прочего назвать имя императора, основавшего Санкт-Петербург, — «город, названный в его честь». Как в анекдоте: город «имени меня». Прогуливаясь однажды по центру Питера, наблюдала, как дама-экскурсовод умоляла собравшихся вокруг нее туристов: «Не повторяйте, пожалуйста, эту глупость! Не называл Петр город в свою честь. И святым себя не считал. Он не был, простите за грубость, идиотом!». Ну уж нет: и сами будем повторять и детям вдолбим еще в шестилетнем возрасте.

Как известно, маленькие дети учатся играя. В качестве игрового элемента автор путеводителя вводит в повествование сказочный персонаж — собаку по имени Гоша, которая сопровождает главную героиню. Невинное, казалось бы, начинание. Однако оборачивается оно каким-то издевательским сюром. Выясняется, что у пса Гоши есть полное имя — Георгий Долгоухий, а также, что еще хуже, родословная: его предок «был любимым псом Юрия Долгорукого». И дальше по нарастающей: «С грустью посещали князья Долгоухие Архангельский собор. Там покоятся останки Ивана Калиты, Ивана Грозного, Дмитрия Донского (не иначе как Иван Грозный жил раньше Дмитрия Донского.О.Б.)… Любовались Долгоухие и старейшим иконостасом в Благовещенском соборе… Ходили мои (то есть пса Гоши. — О.Б.) славные предки крестным ходом вокруг собора Казанской иконы Божией Матери… Одним глазком подсматривали за службами в домовых церквях княжеских и царских семей…». Если в недобрый час вас посетит идея организовать для своих детей экскурсию по Москве с участием аниматоров, то она будет проходить примерно в том же ключе. Коротающий долгую зиму в Москве русскоязычный массовик-затейник из турецкого отеля нарядится в костюм собаки и поведает о том, что «летал на машине времени и видел, как царевне Софье в окнах вывешивали стрельцов». Только, в отличие от путеводителя, эта «собака» будет еще неправильно ставить ударения в каждом втором слове: «В Древней Руси на охоту брали соколОв. Эти соколА помогали охотиться».

Кроме прочего, автор «Москвы для детей» безжалостно монтирует исторические памятники с сезонными коммерческими лавочками вроде резиденции Деда Мороза, которая, как оказалось, арендует помещения где-то в Кузьминках. С тем же успехом можно помянуть добрым словом ряженых Ленина и Сталина, которые в погожие дни встречают вас при входе на Красную площадь, а также прочих представителей мелкого шоу-бизнеса.

Вообще образ клоуна-аниматора из категории «Дед Мороз на дом» как-то очень прижился на страницах путеводителя и всплывает даже там, где его уж совсем не хотелось бы видеть. В связи с романом «Мастер и Маргарита», например. Миновав Большую Садовую, девочка Шура и, прости Господи, собака Гоша встречают «странного человека в клетчатом пиджаке»: «Здравствуйте! Я Коровьев, но совсем забыл, как зовут моего пропавшего друга. Если не поможете вспомнить его имя, ваше чудесное приключение закончится». Конечно, «Мастер и Маргарита» предназначен скорее для тех, кому 14. Но чтобы и шестилетки не скучали…

В попытках объять необъятное — рассказать обо всем, что только есть в Москве, автор вынужден прибегать к длинным спискам и торопливым перечислениям: Театр Сатиры, Концертный зал имени Чайковского, памятник В.В. Маяковскому, гостиница «Пекин», Театр имени Моссовета… В Третьяковской галерее представлены картины Перова, Крамского, Савицкого, Маковского, Васнецова, Саврасова, Шишкина, Поленова, Репина… И так далее, и так далее. Москва предстает как скопление зданий разного назначения, а музей — как попросту склад.

Иногда автор предпринимает робкие попытки сформулировать ключевые фразы для характеристики того или иного объекта, но, не получая никакого развития, все идеи тонут в бесконечном реестре: «По живописным берегам Патриарших прудов гуляли многие литераторы: И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь…»; «Тут состоялись премьеры пьес А.П. Чехова…, дебютировал С.В. Рахманинов, выступали актрисы Сара Бернар, М.Н. Ермолова, балерина А.П. Павлова, пели Ф.И. Шаляпин, К.И. Шульженко…».

Запихать под одну обложку ребусы, загадки, разного рода «найдите десять отличий», с одной стороны, а с другой — упоминания романа «Мастер и Маргарита» и художников-авангардистов — еще не значит сделать книгу, которая подойдет всем. Ровно наоборот: она не подойдет никому.

Любой воспитатель или учитель начальной школы подтвердит, что в детстве разница в возрасте в один год, даже в полгода, имеет огромное значение. По этой причине каждый уважающий себя музей, например, предлагает отдельные экскурсионные программы для детей разного возраста: для 6—7 лет одно, а для 8—9 — другое и так далее.

То же самое можно сказать о репертуаре детских театров. Спектакли Театра кукол имени С. Образцова разделены на категории «для тех, кому уже исполнилось 3 годика», «кому стукнуло 5 лет», «кому миновало 7 лет» и «для тех, кто вырос».

Так почему же не позаимствовать этот простой принцип?

Существует дурная традиция начинать любой рассказ о Москве с Кремля. За ним следуют храм Христа Спасителя, Большой театр, Тверская, Садовое кольцо, Новодевичий монастырь и все прочее, что свидетельствует о «нашем национальном величии». Но если мы имеем в виду детей-дошкольников, то идти нужно по совсем другому маршруту. Глава путеводителя Андриановой «Садовое кольцо театров для детей» содержит его набросок. Куда ходят дети шести лет и младше? В зоопарк, театр зверей, театр кукол, в Музыкальный театр имени Н. Сац, возможно — в Малый театр на «Сказку о царе Салтане», в цирк, иногда в Третьяковку посмотреть Шишкина и Васнецова и еще, может быть, в Музей Дарвина. Вполне достаточно наметить эти несколько пунктов, но действительно рассказать о них, а не перечислить через запятую.

Коротенькая и не очень гладко написанная справка об Уголке Дурова из путеводителя гласит: «Был открыт в 1912 году клоуном, дрессировщиком, зоопсихологом В.Л. Дуровым. Он разработал свой метод дрессировки: отказался от хлыста и палки при работе с животными, основываясь на доброте». Про «основываясь на доброте» нужно поподробнее. Это как раз важно. Здесь было бы уместно порекомендовать рассказы В. Дурова «Мои звери», благо их недавно переиздали в «Махаоне».

В связи с Центральным театром кукол Н.А. Андрианова упоминает «один из крупнейших в мире музеев театральных кукол». Этот музей тоже заслуживает, конечно, детального осмотра. Судя по разочарованным лицам некоторых посетителей, его путают с музеем игрушек. Некоторая часть зрителей ожидает увидеть там выставку хорошеньких фарфоровых куколок в кружевных платьях и розовых бантиках. В Путеводителе можно было бы объяснить, что такое кукольный театр, театральная кукла, национальные традиции, рассказать о Сергее Образцове и его спектаклях, тем более что некоторые из них еще можно увидеть.

Если уделить должное внимание театру кукол, цирку, зоопарку и прочим детским местам Москвы, то получится вполне внушительный томик. Затем можно перейти на следующий этап и рассказать, например, о Покровском соборе, начать знакомить с ГМИИ имени Пушкина и Историческим музеем, вернуться к Третьяковке. Предложить Палеонтологический музей и Планетарий, из театров упомянуть МХАТ, где идет старейший в Москве спектакль — «Синяя птица», поставленный еще самим К.С. Станиславским. И так далее. Дойдет дело и до Кремля в свое время, спешить некуда, им шесть лет всего.

В коммерческой успешности издания «Москва для детей» можно не сомневаться. По крайней мере в магазине, где приобрела его я, оно было раскуплено за считаные дни. Обложка яркая, картинок много, название многообещающее… Здесь полагается попричитать на тему неразборчивости покупателей. Но я попричитаю на другую тему. Покупатель надеется на авторов и издателей, доверяет им. Они же наверняка ответственны, добросовестны, образованны, эти люди, которые делают книги для детей. Любят детей, наверное, раз взялись за такое дело. Так какого ж, простите меня, черта!

 

 



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru