Алексей Смирнов. Иван
Цветаев. История Жизни. — СПб.: Вита Нова, 2013.
Эта книга — история жизни в письмах
и документах, обстоятельно и живо прокомментированная составителем.
Постепенно приоткрывается наше
недавнее прошлое. Кажется, что недавнее, а событиям, о которых повествует
книга, уже более ста лет. Они кажутся недавними из-за восьмидесяти лет
болезненного провала памяти, лакуны, которая, худо-бедно заполняется сегодня
фактическим материалом. Но велика инерция травмированного общества. Да и
времени, наверное, еще недостаточно, чтобы понять причины и следствия
произошедшего. О них писали русские философы, изгнанные Лениным из России и
вычеркнутые до конца века из культурного обращения. Но никто не мог предвидеть
столь сокрушительных последствий. Мы склонны наши беды отсчитывать от 1917
года, а они имеют куда более глубокое происхождение. Судьба Ивана Цветаева —
это страница предыстории русской трагедии, болезненно и непредсказуемо
развившейся. Установленный диагноз вселяет надежду на исцеление. Однако Алексей
Смирнов диагноза не называет, он его ищет.
Документы, закатанные когда-то
под асфальт, прорастают стихийной порослью в щели растрескавшегося покрытия.
Бесценна частная переписка, потаенные дневники — подлинная литература, небывало
насыщенный, востребованный сегодня жанр. Его предсказал еще в начале ХХ века
Лев Толстой. Предчувствовал, наверное, какая туча, какая дымовая завеса
надвигается на русскую литературу, верную истине и жизненной правде. Люди
тянутся к документу… Писатель Бенедикт Сарнов выстраивает тяжеловесные тома,
соединяя разрозненные свидетельства о сталинской эпохе, проросшей в нынешнюю
метастазами. По тому же пути следует и А. Смирнов. Совесть не позволяет
соглашаться с трюизмом, что история ничему не учит. Медленно, труднопостижимо,
но все-таки учит. Варварство атомного века отличается от варварства каменного
века хотя бы тем, что подлежит осуждению.
Смирнов — рисковый исследователь.
Он не боится перенасытить объем документальной прозой — письмами Ивана
Владимировича, которые ранее были опубликованы. Но, собранные вместе в
избирательной последовательности, они кое-что добавляют к известным
историческим событиям. А главное, полнее раскрывают личность в заданной
проекции.
Эпистолярная проза — школа многих
писателей. Вспомним, как тщательно работал над письмами Пушкин. Переписывал
некоторые абзацы по нескольку раз. Мы не знаем черновиков писем Цветаева (да и
были ли они?), но то, что дошло, принадлежит литературе. Цветаев рассказывает о
себе сам. Свидетельствует о пережитом — о ценностях вечных и преходящих. Он был
не только великий труженик, но и отзывчивый человек. Думаю, ни одного письма не
оставлял без ответа, как протянутой руки для рукопожатия. Так поступала и его
дочь Марина, тоже бессменная труженица на поле, унаследованном от отца.
В начале века Цветаев был куда
более известен, чем в конце. В необозримом море «маринистики» (литературе о
Марине Цветаевой) он был отмечен немногими работами. Создатель и директор Музея
изящных искусств, всемирно известный ученый-искусствовед, профессор, тайный
советник при дворе Его Императорского Величества, почетный опекун. К высотам
науки и общественного положения он пробился с самых низов. Сын сельского
священника, познавший нищету в детстве и убожество духовных училищ, он не
сделался ни революционером, ни безбожником — в отличие от известных
революционеров-демократов, выученных муштрой «духовной» казармы. Николай
Бердяев, исследуя истоки революции, писал о ней как о духовной драме русского
народа.
Цветаев «не признавал
эстетических форм, питавших изобразительную сторону православия. Они его
отталкивали — пишет Смирнов. — Каким-то загадочным образом византийская
духовность (утвердившаяся на Руси. — А.З.) не доходила до него и никла
рядом с торжеством античной плоти. Объяснение, впрочем, состоит, может быть, в
том, что, будучи натурой гармоничной, деятельной, земной, Цветаев предпочитал
мирские заботы и мирские радости, присущие греко-римской древности, трагизму
земного бытия, глубокой скорби, каковые олицетворяла собой изобразительность
православия». На примере одной личности Смирнов осторожно касается коренной
причины противостояния Церкви и общества. Он дает нам возможность задуматься
над вопросами, немаловажными и сегодня. Вера питается не только эстетическими
пристрастиями, но и сверхчувственным опытом. Лишь в этом духовном единстве она
способна преодолеть трагизм земного бытия. Чего в государственной религии
(узаконенном обрядоверии) Цветаев не находил, а может быть, и сам не имел.
Очевидно, что не только эстетическое чувство входило в клинч с цветаевской
религиозностью. Нравственный климат и в обществе, и в священнической среде
заставлял культурное сословие дистанцироваться от Церкви. Интеллигенция и
Церковь уже давно говорили на разных языках. Подливал здесь масла в огонь и
толстовский антиклерикализм. Взаимонепонимание достигло предела. Иван
Владимирович, бывавший часто за границей, мог сравнить состояние наших и
инославных монастырей. Он пишет своему главному меценату: «В католических
мужских и женских конгрегациях живет большая умственная и материальная сила; у
наших же монастырей есть и деньги, и угодья земельные, и хорошие здания; но
личный состав на 9/10 великое умственное и нравственное убожество, решительно
(о мужских монастырях) ни к чему не способно, кроме как есть, спать, безучастно
отбывать церковные службы и бездействовать. Глубочайшим невежеством несет от
этих мнихов, чуждых всякому чтению и изучению, пришедших в эти стены ради
дарового сытного стола, тепла и легкой доли ничегонеделания. (…) Большинство
монахов, особенно городских и богатых монастырей, — нравственное и умственное —
брр…»
Он был человеком открытым, тем
более что от домашних ничего не скроешь. Дети чутко улавливают настроения
взрослых. Непреложного нравственного закона не внушала ни Церковь, ни семья.
Марина вспоминала: «Священники мне в детстве всегда казались колдунами. Ходят и
поют. Ходят и махают. Ходят и колдуют. Охаживают. Окуривают…» Повзрослев, она,
восторженная и загадочная, отстаивает крайний радикализм, боготворит Наполеона.
Ее взгляды пугают отца. Она «вообще не понимала, что такое правда и зачем она
нужна» (Смирнов). Дочери поклоняются демоническим кумирам вроде Кобылянского и
Кобылинского... В такой близости отец и дочь предстают впервые.
В центре книги — строительство
Музея изящных искусств. Грандиозный замысел, осуществленный за пять лет, весьма
короткий срок по тем строительным темпам. Поиски средств у влиятельных особ,
порой унизительные, приобретение экспонатов и слепков скульптур в европейских
музеях, добыча уральского мрамора, пожар в музее и множество других
административных и практических тягот легли на плечи Ивана Владимировича.
Помогал надежный союз ученого и мецената, фабриканта Нечаева-Мальцова. В
воспоминаниях Марины надежность ставится под сомнение. Чему сейчас, благодаря
Смирнову, можно не поверить, читая их деловую переписку. А это существенно,
потому что образованный заводчик-миллионер так же остро понимал значение
гуманитарной культуры в России. В отличие, к примеру, от министра финансов С.Ю.
Витте, который считал, что «народу нужны хлеб и лапти, а не ваши музеи».
Музей изящных искусств в
Белокаменной — выстраданное детище человека, который чувствовал, чего недостает
православной духовности. Их и сегодня-то с Эрмитажем — всего два на страну
крупных музея, во многом уступающих музеям европейским. Образованные христиане понимали,
какая катастрофа зреет в народе, основополагающую религию которого Г.П. Федотов
назовет двоеверием, то есть языческим православием. Символически неслучайно,
что местоположение Музея совпало с местоположением главного храма страны. Они
стояли напротив друг друга. И сейчас стоят. Как будто Колымажный пустырь близ
храма Христа Спасителя дожидался часа, когда в нем будет заложен фундамент
Храма Искусств.
Текст этого главного сюжета
синхронно иллюстрирован фотографиями того времени. Мы видим процесс строительства
глазами Ивана Цветаева и его современников. Замечательны комментарии к открытию
музея, когда приехали туда император и его многочисленная свита. Событие
государственной важности. Сохранилась кинохроника этого дня. Автор сопровождает
ее в режиме стоп-кадра. Как будто он тоже там, среди гостей, «где-то на
ступеньках Музея». Протянутые для целования рука императрицы, для рукопожатия
рука императора. Царь «обращается к одному из военных, при этом Роман Иванович
(Клейн, архитектор музея. — А.З.) немедленно отходит в сторону, чтобы
нечаянно не услышать разговор, к нему не относящийся». Тонкое наблюдение.
Смирнов комментирует письма, уточняя необходимые подробности. Он в той эпохе, в
той атмосфере, он сочувствует своему герою, он неразлучен с ним. Умирает Мария
Александровна, вторая жена Цветаева. Смирнов рядом: «Стояло жаркое лето. На Оке
трубили пароходы, а в доме пахло жасмином и лекарствами». Еще пример его
лаконичного и емкого письма. О молодой Марине: «В своем поклонении культу
Наполеона она дошла до предела и перешла предел».
Впечатляет исторический фон.
Русско-японская война, первая революция, тоже взятые из писем Цветаева. Он,
бескорыстнейший интеллигент, не присвоивший ни полуш-ки из музейных средств,
поражен практичностью русских генералов, поехавших «на войну с коровами, чтобы
и там пить привычное молоко…». Или баррикады 1905 года. Одна громоздится
напротив дома в Трехпрудном, куда сволокли забор, ворота и даже собачью конуру
из их дворика. «Мой дом подвергся нападению не только черни, но и хорошо одетых
молодых женщин и девиц» — пишет он тому же Нечаеву-Мальцову. Любопытная
подробность о культурной жизни в революционной Москве: «Даже вчера, в эту
страшную для Москвы субботу, когда то и дело носились залпы больших орудий,
когда в окнах музея дрожали стекла, работы в читальном зале продолжались
непрерывно до 3 часов — и я сам был свидетелем того, как носили из библиотеки
массу книг в отделение читальной. Это углубление в науку и литературу в часы
канонады было тем поразительнее, что чиновники выказывали трусость». Он пишет
об этом, уповая на просвещение, на живительные токи культуры, способные
противостоять хаосу.
Автор сравнивает своего героя с
рыцарем, видит в нем редчайший для России тип рыцарства — «мягкий в общении, в
быту и твердый в принципах». Неустроенный в жизни, несмотря на все свои титулы,
потерявший двух жен, потерявшийся в родной семье, по достоинству не оцененный
современниками. Он родился в селе с выразительным для его родины названием
Талицкий Погост. Рыцарь с Талицкого Погоста…
Новая власть музеем распорядилась
по-своему. Многие шедевры из этого и других музеев были проданы за рубеж.
Вывозились вагонами. Разграбление началось в 20-е годы, при Ленине. Слава Богу,
Иван Владимирович, умерший в 1913 году, не застал этого позора. Деньги от
продажи шли на политические нужды и содержание компартии. При Сталине в самой
малой доле — на развитие индустрии. В этом пункте большевики сходились с точкой
зрения царского министра: народу музеи не нужны…
Я бы лично не согласился с ними,
потому что благодарен Ивану Владимировичу за первое знакомство с античным
искусством. Юношей я пропадал в залах музея, частенько прогуливая школьные
уроки. Помню, меня поразила одна скульптура — Марсий, отпрянувший от какой-то
палки, на которую чуть не наступил. Это была флейта, брошенная ему с неба
Афиной. Флейта в руках прирожденного музыканта — великое испытание перед лицом
небожителей. Музыкант, художник, поэт, создатель прекрасного хочет достичь
совершенства в своем искусстве. И за это жестоко расплачивается. Не такова ли
судьба и создателя музея?..
P.S.
Очень жаль, что эта книга
малодоступна. Она баснословно дорога. Отпускная цена в издательстве — 1800
рублей, а магазины накручивают за 2000. Роскошно изданная — в стиле
энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона — она задумана как сувенир, чтобы
престижно водрузиться на полку солидного обладателя, где сувениром, скорее
всего, и останется. Может быть, найдутся возможности у издателей — просвещения,
о котором ратовал Иван Цветаев, ради — напечатать часть тиража подешевле,
поскромнее оформленным, да хоть в бумажной обложке?..