В
последнее время из пространства сетевых дневников возникло несколько новых
журналов, выходящих в электронном виде. Они переросли формат блога и собрали
вокруг себя команду единомышленников: дизайнеров, декораторов, фотографов и
стилистов. Так, «Veter Magazin» представляет собой традиционное life style
издание, «Decorator» и «D for design» рассказывают о декоре, интерьере,
дизайне. Все журналы объединяет отменное визуальное наполнение и внимание к
образу жизни своей основной аудитории — среднему классу больших городов с
высоким уровнем потребления. Рубрики посвящены путешествиям, красивой
обстановке дома, творческой работе и культурным событиям. На первый взгляд
журнал «Beamused» продолжает эту же идею.
«Beamused» — это журнал о творческих людях и их проектах,
затрагивающий все сопутствующие темы, от сексизма до маркетинга. Его цель —
быть площадкой для обмена вдохновением, возможностью для творческих людей найти
единомышленников, вдохновиться самим и вдохновить других. В фокусе внимания
оказываются не вещи, поездки или декор, а человек с его успехами и проблемами в
сфере творческого самовыражения — в отличие от перечисленных выше изданий. На
страницах журнала происходит постоянный обмен опытом по поводу позиционирования
своего продукта на рынке, методах его продвижения, способов превращения хобби в
прибыльный бизнес. Издание ориентировано на людей, жизнь которых связана с
творчеством — профессиональным или в виде увлечения, самостоятельным или в
составе команды единомышленников, оплачиваемым или нет. Среди героев журнала
встречаются люди разных профессий, всем им знакомы кризисы мотивации, проблемы
самопрезентации, радость успехов и трудности в начале пути. Именно этим опытом
они делятся на страницах журнала.
«Beamused» выходит один раз в квартал на бумаге в количестве
999 экземпляров, продается в десятке мест в Москве, Петербурге, Самаре и
Екатеринбурге по цене 320 рублей. Через некоторое время после выхода бумажной
версии в сети в открытом доступе появляется электронный вариант. Реклама редка
и непосредственно связана с тематикой издания.
Главный редактор и издатель журнала Катерина Соловьева в
редакторской колонке обычно рассказывает о теме номера и делится собственным
опытом. В первом номере, озаглавленном «разнообразие и принятие», Катерина
рассказывает о том, как появился «Beamused». В предисловии к третьему номеру
речь идет о вопросах окупаемости журнала — в полном соответствии с заявленной
темой «Больше пользы!». В пятом номере («Все сначала») Катерина кратко обрисовывает
картину своих непростых начинаний, от издания журнала до рождения ребенка.
«Beamused», созданный ради обмена вдохновением и опытом, сам является живым
примером творческого начинания.
Название журнала можно перевести с английского как «быть
удивленным». Создатели, однако, приводят его этимологию. Два первоначальных
варианта названия — «bemused» (под влиянием музы, ошеломленный музой) и «А!» —
были объединены в одно. К уже упомянутым значениям добавилось выражение «be a
muse» (быть музой), также отражающее один из способов творческого
самовыражения. Английское название позволяет избежать ненужных коннотаций,
которые есть у русских аналогов. Например, русское слово «муза» подразумевает
отрешенность от бытовых забот и проблем, тогда как начинающего художника,
целевую аудиторию журнала, волнуют именно они.
К пятому номеру журнала сформировалось несколько постоянных
рубрик: «творческая жизнь», «заглянуть в мастерскую», «история успеха», «для
вдохновения», «преодолевая кризис», «мастер-класс». Лишь в отдельных номерах
встречаются рубрики: «о чем говорят женщины», «путешествие за вдохновением»,
«удобные штуки», «творческий дневник», «что читать», «знание — сила».
В рубрике «творческая жизнь» все материалы представляют собой
подробное интервью с художником. Вообще, интервью является самым
распространенным способом подачи материала в журнале, цель которого обмен
опытом. Отвечающие на вопросы мастера представляют разные направления — от
бодиарта, иллюстрации и фотографии до переводческой деятельности. Выделяется
статья, посвященная переводчице Наталье Кушнир. В ней Наталья рассказывает о
своей работе в НАСА, полетах на специальном тренажере невесомости, участии в
фестивале воздушных шаров, воспитании двух близнецов, увлечениях фехтованием,
айкидо и путешествиями. Основные проблемы — частые перемены рода деятельности,
совмещение работы и семьи — героиня преодолевает с неизменным оптимизмом и
верой в успех. Другой материал посвящен успешному совмещению двух профессий —
геофизики и фотографии. На острове в Баренцевом море Дмитрий Дешевых работает с
нефтяными скважинами и фотографирует северных животных и птиц. Дмитрий
рассуждает о предварительной работе и необходимых усилиях, приводящих в итоге к
качественному кадру. В пятом номере журнала о жизни в аргентинской Патагонии рассказывает
фотограф Дмитрий Сапаров. Его видение своей работы успешно сочетается с
путешествиями по миру вместе с женой и ребенком.
Рубрика «заглянуть в мастерскую» прослеживает этапы
творческого процесса мастеров различных техник и жанров. Елена Акимова рассказывает
об изготовлении фарфоровых шарнирных кукол и показывает основные этапы процесса
в мастерской на своем балконе. В соответствии с настроением и характером куклы
Елена придумывает для каждой целый образ и историю, соответствующий костюм и
аксессуары. В пятом номере героем рубрики становится мастер подводной живописи
Денис Лотарев. Идея рисования под водой пришла к Денису во время
профессиональных занятий дайвингом. Донные ландшафты вдохновили художника на
поиск необходимой информации и встречу с одним из членов команды Кусто, который
имел подобный опыт. На страницах журнала Денис кратко рассказывает о
технических деталях и впечатлениях после полутора сотен работ, выполненных в
водах Белого, Красного и Черного морей.
Герои рубрики «история успеха» делятся своими
профессиональными достижени-ями и вспоминают преодоленные трудности. О своей
работе рассказывает Карла Сонхем, преподаватель, художник и автор книг о
рисовании и иллюстрации. Карла говорит о своем распорядке дня и любви к
«неидеальному» искусству, делится планами на будущее и анонсирует свои будущие
книги. Художник и иллюстратор Мария ван Брюгген отвечает на вопросы о своих
рисованных животных и иллюстраторской деятельности, делится способами вести
сразу несколько проектов одновременно и объясняет, как работа сама ее находит.
Назначение рубрики «для вдохновения» очевидно из ее названия.
Во втором номере журнала героем рубрики стала Натали Ратковски, художник и
автор книг по иллюстрации. В творческих кругах известна книга Натали «Разреши
себе творить». Целый класс подобных мотивационных пособий по раскрытию
творческого потенциала, среди которых и бестселлер Джулии Кэмерон «Путь
художника», видимо, вдохновлял создателей журнала «Beamused» и его читателей.
Последующие номера вышли с репродукциями Натали Ратковски на обложке, она стала
консультантом по дизайну. Также в журнале появилась новая рубрика, посвященная
творческим дневникам, о которых Натали много говорит в своей книге. В рамках
рубрики публикуются развороты альбомов с рецептами, рисунками и заметками из
путешествий, присланные читателями.
Многостраничный и очень подробный материал Алики Калайды,
известной под псевдонимом rikki-t-tavi, вышел в рубрике «Для вдохновения» в
двух номерах журнала. Алика затрагивает целый круг проблем взаимодействия
художника и его окружения. Разбрасываться, вести множество проектов
одновременно и интересоваться многими сферами творчества зачастую не принято.
Статья, озаглавленная «Гимн сканеру», обосновывает мысль о том, что это —
нормально. Сканеры, в отличие от дайверов (терминология Барбары
Шер, автора книг на тему творческой самореализации) прекрасно умеют разбираться
в какой-либо теме на поверхностном уровне. Потом любопытство побуждает их
переходить к следующему увлечению, процессу или действию. Общество же, напротив,
любит и ценит специализацию, приращение опыта и четкий ответ на вопрос «чем вы
занимаетесь?». Закономерно, что дайверы, погружающиеся в избранную тему все
глубже, легче получают одобрение и внимание, необходимые художнику.
Формат рубрики «Преодолевая кризис» предполагает откровенный
разговор о вынужденных творческих простоях и случающихся неудачах, о мотивации
и ее кризисах. Иллюстратор Лия Чевненко рассказывает о «скорой помощи» при
приближающемся творческом кризисе и о том, откуда он берется, предлагает свои
методы «шоковой терапии» и смены впечатлений. Два материала от психологов Аси
Александровой и Анны Соколовой повествуют об основных страхах, мешающих
взрослым людям начать рисовать, и о психологических аспектах акварельной
живописи. К сожалению, пока отдельные вопросы трудностей творческой
самореализации оказываются упомянуты лишь на конкретном примере и вскользь, а
аналитических материалов общего характера в данной рубрике не встречается.
Возможно, в будущем такие статьи появятся.
Выбор маршрутов рубрики «путешествие за вдохновением»
впечатляет — вместо признанных европейских столиц в фокусе внимания оказываются
Грузия и Балканские страны с их истерзанной за последние десятилетия красотой.
Некоторым диссонансом общей теме журнала звучит позиция Ирины
Житниковой, автора рубрики «О чем говорят женщины». Ирина рассуждает об
ущемлении женских прав и рассматривает общественные правила вежливости с точки
зрения сексизма. Однако другие материалы журнала, где женщины — художницы,
авторы книг и дипломированные специалисты — делятся своими успехами и
творческими планами, позволяют рассматривать положение женщин в современном
обществе с более спокойных и объективных позиций.
К сожалению, не получила развития рубрика «Update», где
создатели журнала и герои прошлых номеров делились новостями и свершениями за
прошедшее время. Подобная «сериальность» могла бы добавить динамики и глубины
обзору творчества очередного художника, доказав на практике, что взлеты и
падения в карьере чередуются.
Обмен опытом, ради которого журнал «Beamused» создавался, от
номера к номеру приобретает все более выраженные формы и необходимую широту. В
рубрике «Удобные штуки» люди разных профессий лаконично и кратко отвечают на
самые важные вопросы: как продвигать себя и свое творчество, на каких площадках
это получается лучше, когда приходит стабильный доход, чего стоил переход к
творческой профессии, насколько возможно ее совмещение с семьей, когда приходит
ощущение собственного профессионализма, важна ли удача. Вполне очевидные истины
о преодолении страхов, о сложности первого шага и о реальности перемен в жизни
повторяются многими людьми, которые уже прошли этот путь и видят наконец
горизонт. Нежно, кропотливо и осторожно создатели журнала обосновывают основную
мысль журнала «Beamused» — возможно все.