Александр Иотковский. Не
позволяй душе лениться. — М.: Возвращение, 2013.
Эта
небольшая и не похожая на другие книжка состоит из воспоминаний автора,
относящихся к детскому и юношескому периоду его жизни, двух рассказов о ГУЛАГе,
писем к родным, письма Константину Симонову и его ответа, афоризмов самого
автора и выписок из разных источников (в частности — из Н. Заболоцкого, цитата
из которого легла в название книги), а также приложения, состоящего из двух
справочников, написанных А. Иотковским во время войны и выпущенных в 1943 году.
Скажу сразу — именно справочники и поражают больше всего. От
этих справочников, мне кажется, и следует «танцевать» назад, к судьбе автора,
как можно догадаться, весьма непростой.
Мне как человеку штатскому не приходилось сталкиваться с
такими документами. Думаю, что и военспецы тоже нечасто встречались с чем-то
подобным. Во всяком случае, сегодня эти справочники читаются как документ
исторического значения. И становятся пищей для размышлений.
В начале войны А. Иотковский получил назначение в
Закавказский военный округ — в формирующуюся 402-ю Азербайджанскую стрелковую
дивизию на должность помощника начальника разведотдела штаба дивизии — он
немного знал турецкий язык. Нахичевань, Иран, затем был переброшен на только
что образовавшийся Крымский фронт, где служил военным переводчиком разведотдела
штаба и стал свидетелем и участником Керченско-Феодосийской десантной операции.
Очевидно, там и тогда написаны эти справочники.
О войне, о Керченско-Феодосийской операции, свидетелем и
участником которой был Иотковский, он пишет скупо, но выразительно и не без
юмора: «Наши десантные войска высадились с моря в нескольких местах: Ак-Монай,
Еникале, Керчь, Эльтиген, Сарыголь, Феодосия, и везде закрепились… Феодосийский
десант, оставшись из-за шторма без подкрепления, был, несмотря на геройское
поведение, быстро вытеснен опомнившимися немцами и отступил с Арбатского
перешейка… 30 декабря стояла мерзкая погода, и морская пехота, тогда еще
носившая морские клеши, пройдя до берега по пояс в воде, дальше идти не могла —
клеши одеревенели. Тогда моряки сняли клеши, сложили их штабелями, оставили
дневального и, при поддержке орудий «Красного Крыма» (крейсер. — Э.М.),
в подштанниках овладели Феодосией... Несмотря на неудачу феодосийского десанта,
наши войска полностью заняли Керченский полуостров».
Затем Иотковского направляют в штаб Отдельной Приморской
армии, раполага-вшийся в станице Ахтанизовской близ Краснодара, а оттуда по
приказу должен он был отбыть через пролив Ак-Монай в свою десантную группу,
чтобы допросить пленных. Но… был арестован.
В архиве А. Иотковского сохранились те самые две брошюры,
выпущенные во время войны. Мы не знаем, как они создавались, знаем только то,
что вторая брошюра — «В помощь командиру-разведчику и военному переводчику» —
написана Иотковским, а первая — «Справочник по национальным частям…» — в
соавторстве.
Итак, перед нами — «Справочник по национальным частям и
легионам, действу-ющим перед фронтом Черноморской Группы Войск (ЧГВ)
Закавказского фронта (ЗКФ), в составе 17-й немецкой армии» (по состоянию на
01.01.43 года).
Из него мы узнаем, что в составе 17-й немецкой армии
действуют против советских войск сформированные немецким командованием
Украинская добровольческая армия (в составе стрелковых и тыловых соединений);
два Казачьих добровольческих корпуса (из донских и кубанских казаков);
Грузинский легион; Кавказский национальный легион (из осетин, армян, черкесов,
карачаевцев, кабардинцев, адыгейцев, балкарцев); Туркестанский национальный
легион; Татарский легион (из крымских татар). Эти части и легионы формировались
немцами на занятой ими территории из местных жителей и военнопленных. Привлекая
добровольцев, немцы на некоторых территориях их семьям выдавали деньги и
продукты. Военнопленным же создавались такие условия, при которых они массово
вымирали. Так, в Ченстоховском лагере из 90 000 человек выжили 3000, во
Владимиро-Волынском из 7000 выжили только 700 человек.
В начале 1942 года в лагерях военнопленных появились
вербовщики из националистов. С завербованными проводилась начальная подготовка
— около двух месяцев («карантин»), затем формировались батальоны. В каждом
отбирались 5—6 человек из «кулацких» или бывших репрессированных, которых
отправляли в школу гестапо в Берлин…
Далее в справочнике приводятся боевые характеристики
национальных соединений: сколько в каждом батальоне или легионе наличествует
людей, пулеметов, винтовок, минометов такого-то и такого-то калибра, ПТ ружей,
ручных пулеметов и т.п.
Подготовка легионеров велась с учетом военной специальности
каждого, по какой он и использовался в дальнейшем. (А наши-то ополчения,
профессора, да студенты, да школьники без оружия, телами закрывали амбразуры!
Невольно вспомнилось из Гейне: «Мы победили, но вокруг лежат моих товарищей
трупы. Вокруг лежат моих товарищей трупы, но мы победили».)
После окончания подготовки немецким командованием
устраивались специальные смотры по проверке качества подготовки, и лишь тогда
батальоны приводились в действие.
В Справочнике описана форма, знаки различия, знамена,
опознавательные знаки.
Трудно себе представить, какую невероятную работу проделала
наша разведка — выведать и подсчитать все, до единого штыка! Однако поражает не
только работа нашей разведки, но и приведенная численность самих этих
батальонов и легионов, сформированных из советских людей:
5000+800+925+883+825+808! И это только на одном участ-ке фронта!
Задумаемся, какое «морально-политическое» состояние было у
составивших эти батальоны и легионы! И что за причины вынудили их вступать во
вражескую армию.
Неужели все они — элементарные предатели и изменники?!
Выводы, сделанные авторами в конце справочника, характерны
для того времени, но сегодня звучат несколько противоречиво: «Истощив свои
резервы в течение первого года войны, фашистское командование, нарушая все
международные правила, сделало попытку восполнить убыль живой силы за счет
формирования национальных частей и легионов из населения оккупированных
областей и военнопленных.
Всем ходом боевых действий установлено, что фашистская затея
в основном провалилась…»
Победа победой, но куда деться от факта перехода такого количества
людей на вражескую сторону? Да вспомним еще, что перешедших линию фронта
обратно, чтобы вернуться в свои войска, тут же арестовывали и сажали, то есть
истребляли.
Однако документ весьма интересный!
Вторая брошюра — «В помощь командиру-разведчику и военному
переводчику. Составил капитан А/С А.А. Иотковский (для служебного
пользования)».
Это уникальный труд. Автор описывает все возможные виды
трофейных документов: приказы, циркуляры, уставы и наставления, документы,
взятые у убитых или у пленных; объясняет, как использовать частную переписку и
дневники, рассказывает, как и для какой цели все это переводить, что из этого
можно извлечь. Далее разбирает структуру немецкого документа, буквенные
обозначения всех воинских частей, нумерацию частей, обозначение отделов и служб
штабов, объясняет, как определить время и место составления документа, номер и
степень его секретности, сокращенные обозначения, чины и описание погон
(приложено их графическое изображение), документы, удостоверяющие личность,
опознавательные знаки самолетов и, наконец, инструкция, как готовиться к
допросу пленных. Это настоящая энциклопедия!
Справочники изданы в 1943 году.
И что за этим следует? — Арест! 1 февраля 1944 года.
Обвинение по статье 58.10 в том, что А.А. Иотковский с 1926 по 1937 годы (!)
состоял членом контрреволюционной шайки Драгана. Из текстов автора не очень
ясно, кто это такой, — не близко знакомый. Показаний самого Драгана в деле не
было, а позже выяснилось, что Драган был расстрелян еще в 1937 году, и через
много лет, как и все, реабилитирован. Так что искали старательно, за что бы
зацепиться. Кому-то это было очень нужно. И зацепились. А поводом для ареста
послужила неосторожно сказанная Иотковским смершевцу фраза: «Вы бы лучше с
немцами воевали, а то все своих ловите». В итоге — пять лет ИТЛ и ссылка на
вечное поселение в Новосибирскую область. Вечное, но в 53-м… «бог подох». Вот
такая история.
Последовательно и подробно автор рассказывает лишь о
предвоенном времени, особенно подробно — о детстве и юности. Далее рукопись
носит фрагментарный характер, но и по остальным материалам, включенным в книгу,
достаточно легко представить судьбу этого незаурядного человека и ученого.
Задача автора, как он сам определяет, — скорее запечатлеть
время, чем рассказать о себе.
Самая подробная и, видимо, дорогая автору — первая глава
«Гимназия». Спокойный ритм, доброжелательный тон.
Рассказывая о гимназии, автор ставит акценты на том, что
считает важным.
Учеба в гимназии на казенный счет. Хорошие, основательные
преподаватели, в основном авторы учебников, по которым учатся гимназисты.
Нередко преподаватели приходят в класс с газетой, свидетельствующей об их
убеждениях. Учат не только наукам, но и хорошим манерам. Закон Божий преподают
четыре преподавателя: православный священник для русских, патер для католиков,
пастор для лютеран и раввин для евреев. Первейшая заповедь гимназистов —
товарищество. Но главное, пожалуй, — отсутствие антисемитизма. Вспоминается
эпизод, когда первоклашка Иотковский по указке преподавателя Закона Божьего
отчитал перед строем гимназистов утреннюю молитву, и лишь потом тот сообразил:
«Да-с, незадача получилась. Еврей за всю православную гимназию отмолился». И
еще показательный случай на ту же тему. Когда учительница позволила себе
сказать нечто о еврейском акценте, гимназисты заявили, что не будут учиться у
антисемитки, и ее заменили на другого учителя.
Как будто сегодня пишет автор, зная наши теперешние проблемы!
Похоже, что гимназический период — наиважнейший в жизни
автора, заложивший основу характера и мировоззрения.
Февральская революция 1917 года случилась, когда Иотковскому
исполнилось тринадцать лет. Что он отмечает?
Занятия в гимназии прекратились. Перестали выходить газеты
(позже появились во множестве, свободные от цензуры, в том числе и журналы,
любимый «Новый Сатирикон»).
Впервые увидел «настоящего революционера» — дядю,
вернувшегося из эмиграции. Расслоение среди гимназистов. Наконец, в мае 1919
года — «Справка об окончании школы 2-й ступени, бывшей шестой гимназии», и
выбор вуза, в пятнадцать лет.
Выбор пал на ВМА (Высшую медицинскую академию). Хотелось еще
в два — на естественный факультет университета и в Институт путей сообщения, но
предпочел ВМА — только там давали несколько улучшенный по сравнению с
общегражданским паек (!). Затем работа оспопрививателем, работа на сыпном тифе,
потом в медчасти на распредпункте Варшавского вокзала — сопровождал эшелоны с
военнопленными немцами и так называемыми беженцами-репатриантами, — «первая
медицинская помощь совет--ской власти» (не изменяет автору чувство юмора).
Учился много и разному. Весной 1923 года, поступив на
экономический факультет Политехничекого института в Петрограде, одновременно
стал репортером газеты «Петроградская правда». В 1928-м окончил институт, но
работы не нашел и, по совету друга, служившего начальником лужского ОГПУ,
поехал работать в Лугу, стал начальником окружного Потребсоюза. Отсюда,
наверное, и тянется ниточка к его будущей профессии.
Далее — 1937 год, ожидание ареста, война, тюрьма, ссылка.
Ни подробных военных действий, ни описаний лагерного быта
автор не дает. Трудно сказать, почему. Может, потому, что ушел с головой в
работу, которая после освобождения была важнее всего. Но в книге опубликовано
много писем, в основном жене и дочери. Откуда бы ни писал — с войны, из тюрьмы
или ссылки, — ни отчаяния, ни жалоб, ни сожалений. Только забота о близких,
подбадривание их, слова утешения.
Лишь один весьма красноречивый военный эпизод рассказан в
письме к Константину Симонову, написанном по поводу его романа «Последнее
лето». Он касается Л.З. Мехлиса, с которым Иотковский столкнулся на Крымском
фронте, где Мехлис был представителем Ставки. В романе Симонов вывел его под
фамилией Львов.
По приказу и в присутствии Мехлиса Иотковский допрашивал
восемнадцатилетнего пленного немецкого летчика, который вел себя вызывающе, то
есть патриотично по отношению к своей стране, армии и Гитлеру, что взбесило
Мехлиса. Но суть не в этом. Он приказал переводчику вывести и собственноручно
расстрелять пленного. Переводчику это не положено, но пришлось проделать. Затем
Мехлис потребовал у Иотковского пистолет, чтобы проверить, выполнил ли он
приказ: «Ваш брат интеллигент, как известно, крови боится».
«Счастлив твой бог, профессор! — сказал Иотковскому бригадный
комиссар. — Когда ты вышел с немцем, армейский сказал: “Если не застрелит,
сегодня же отдам под трибунал, а завтра шлепну самого”…»
Автор письма получил от Симонова вежливый ответ.
Что же касается лагеря, то в книге приведены два рассказа —
вспомним, что Иотковский работал и журналистом. Один написан от имени заключенного-бытовика,
волею случая оказавшегося в шкуре «контрика» и понявшего, что это за люди и
какова их судьба. Второй — о конвоире, посочувствовавшем «контрику». То есть не
все они звери — говорит автор. Вот и вся лагерная «эпопея». Если не считать, конечно,
того, что из лагеря Иотковский написал письмо Сталину, в котором просил
отпустить его на фронт — верил Сталину и «любимой партии». Этот факт весьма
характерен для определенной категории людей, оказавшихся в лагерях. Отметим и
еще одну запись из раздела «Мысли, наброски, цитаты, афоризмы», точно
характеризующую мировосприятие, мировоззрение автора в те времена. Приведу ее
целиком: «Спор о том, когда лучше родиться — в девятнадцатом веке или
двадцатом. Я за двадцатый — век социалистической революции, а он — за
девятнадцатый — век спокойной жизни, относительной справедливости. Он не боялся
ночных звонков, а я свалил сегодня пять “хлыстов” (деревьев на лесоповале. — Э.М.),
и они пойдут в дело коммунизма!»
Вот о чем думал этот человек в лагере, с какой верой жил.
Из вечной ссылки он освободился в 1954 году, когда «бог
подох», в пятьдесят лет. Духовно несломленным. Может, эта вера и помогла? И
стал заниматься любимым делом. В 1966-м защитил докторскую диссертацию, а на
год раньше, в 1965-м, создал вневедомственную систему снабжения — Госснаб СССР,
— потому что считал, что дефицит — результат жесткого централизованного
планирования, и предприятия работают не на реальные потребности, а на
показатели. Экономика, как церковь, должна быть отделена от государства. Государству
следует лишь создавать благоприятные условия для экономики, считал он.
Материально-техническое снабжение должно производиться не «толкачами», а
профессионалами. А.А. Иотковский создал в Ленинградском финансово-экономическом
институте кафедру «Коммерции и логистики» — прочный фундамент для подготовки
будущих поколений специалистов-экономистов (процветающую и сегодня благодаря
последователям).
В страшное время он не выживал. Он жил. И думал далеко
вперед. Может, потому, что считал: «Пока человек живет, у него призывной
возраст».
А.А. Иотковский скончался в мае 1977 года, пройдя извилистый
и вместе с тем очень прямой путь.