Аннотации
Аннотации
Александр Янов. После Ельцина. "Веймарская" Россия.
М.: "КРУК", 1995. — 320 с. 5000 экз.
Эта книга — результат пятилетнего труда. Автор писал ее в Америке,
где живет, в России, о которой все его помыслы, а также, наверное, в самолете
между ними. Она появилась буквально накануне парламентских выборов декабря-95
и за полгода до выборов президентских июня-96 (если таковые состоятся).
Учитывая прогнозы социологов и различных центров по изучению общественного
мнения, самое время разобраться в том, что же из себя представляет оппозиция,
каковы ее цвета и оттенки и вообще кто есть кто. На огромном материале
Александр Янов дает ясное представление о сегодняшних лидерах оппозиции,
о тех, кто ушел в тень (возможно, временно). Кое-кто из тех, о ком рассказывает
автор книги "После Ельцина", будет представлять интерес и после
того, как пройдут все выборы.
Заканчивает книгу Александр
Янов мечтой об открытой и свободной дискуссии о судьбе России и о Новом
курсе Запада в отношении России. "Я был бы счастлив, если бы этой
книге суждено оказалось ее открыть", — надеется автор. Возможно,
надеется не напрасно. Хотя, как справедливо замечает автор предислови
Ирина Хакамада, всех достоинств книги — а это и тема, хватающая за живое,
и информационная насыщенность, и богатство фактуры, и в придачу яркий полемический
темперамент самого автора, — может оказаться сегодня недостаточно.
Анна Берзер. Сталин и литература: Главы недописанной книги / Предисловие
Инны Борисовой. Публикация, подготовка к печати и примечания Инны Борисовой
и Владимира Глоцера.
"Звезда", 1995, N 11.
В рейтинге "Огонька" (N 52 за 1995г.) журнал "Звезда"
занял 3-е место — вслед за "Знаменем" и "Новым миром"
— и не в последнюю очередь потому, что сделал ставку на публикацию мемуаров
ХХ века (в журнале есть такая рубрика). Недописанная книга Анны Берзер
подверстана в номере к интервью А. И. Солженицына Би-Би-Си к 20-летию выхода
в свет "Одного дня Ивана Денисовича", что журналистски очень
грамотно, но все-таки умаляет самоценность текста. Анна Берзер была прежде
всего редактором — от Бога, как говорится, но, читая страницы ее книги,
понимаешь, скольким и чем она жертвовала, чтобы появились в печати Солженицын
и Шукшин, Домбровский и Семин. Можно представить, сколько она не только
"не дописала", но и не написала. "Сталин и литература"
— текст, опоздавший, может быть, своей концепцией (более или менее мы
давно уже представляем себе, что значил Сталин в истории нашей литературы),
опоздавший пафосом (нынешних читателей там "не стояло"), но содержащий
в себе столько значимых мелочей и подробностей, что без него отныне будет
трудно писать историю советской литературы. Алексей Толстой, Демьян Бедный,
Михаил Булгаков, Александр Твардовский, Юрий Трифонов — ряд портретов
"на фоне Сталина", написанных с неподдельной ненавистью и умной
любовью. Параллельно — скромный пунктир собственной непростой жизни.
|