Наталья Тафинцева
Пермский открытый университет
Пермский открытый университет
“Сегодня общество сегментировано — каждый живет в своем мире: в своем доме, бизнесе или научном кабинете, за которыми — информационный хаос; и навигация в этом море информации возможна только благодаря личному участию какого-либо авторитетного эксперта”. Такое мнение мне довелось услышать после одной из лекций проекта “Пермский открытый университет”, где умные и талантливые люди из мира науки и культуры два часа общаются со всеми желающими, — знаковый для пермских культурных преобразований.
Непривычный слоган “Культура — главный инструмент развития региона” впервые прозвучал на IV Пермском экономическом форуме в 2008 году. С этого момента на культурный эксперимент в масштабах огромного региона не обратил внимания только ленивый. Проект с говорящим названием “Пермский открытый университет” был задуман тогда же, в 2008-м. Правда, в его концепции ничего революционного не было и в помине: идея системных публичных лекций — ненова и даже банальна, а в современной России попытки “выноса” узкопрофессиональных тем на широкую аудиторию становятся приметой времени. На “Полит.ру” — огромная база лекций по гуманитарным и техническим направлениям; всероссийский портал Газета.ру в еженедельном формате публикует объемный список наиболее интересных открытых лекций, проходящих в пределах Москвы и Санкт-Петербурга. Каждая встреча в “Пермском открытом университете” — это бесплатный двухчасовой ликбез от лучших практиков и теоретиков из мира науки и искусства. Лекции медийных звезд, таких как Александр Архангельский, Татьяна Толстая, Мария Арбатова или Игорь Иртеньев, чередуются выступлениями Ханса Иршика, специалиста в области мехатроники, или члена Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Александра Аузана.
Казалось бы, логично, что в городе, где культурные новости занимают первые полосы газет, “задвигая” экономику с политикой, возникла необходимость в публичных лекциях экспертов. Однако, вопреки этой логике, проект “Пермский открытый университет” появился благодаря инициативе сверху — как, впрочем, подавляющее большинство громких начинаний в регионе. Инициаторы проекта — в то же время основные авторы официальной “Концепции культурной политики Пермского края”, в которой, кстати, отмечается, что слишком многие российские модернизационные проекты начинаются “сверху” — их инициаторами выступают люди, занимающие высокие посты или имеющие политический опыт и авторитет. И пора бы уже эту ситуацию менять, перейдя к “политике содействия”.
Впрочем, как считает Вероника Вайсман (директор проектного офиса “Инновации в сфере культуры и развития городской среды”), создавая “Пермский открытый университет”, они лишь уловили носившуюся в воздухе потребность: “Три года назад мы ощутили поразительный интерес людей к публичным лекциям, когда безо всякой рекламы, только благодаря “сарафанному радио”, на лекции приходило около двухсот человек. Сформировался своего рода общественный заказ на разговоры о важном. Так возникла идея “Пермского открытого университета”.
В принципе “Пермский открытый университет”, как и любой аналогичный ему проект, — это своеобразное продолжение любимых советской интеллигенцией разговоров на кухне. В 1990-х и 2000-х люди с кухонь переместились в кафе и ресторанчики, но оказалось, что разговаривать на отвлеченные темы там не слишком-то комфортно — нет той “кухонной” душевности. А в публичных лекциях — вполне может быть. Оттого-то проект так прочно оказался “привязан” к культурным преобразованиям. Как вы думаете, сколько встреч в “университете” обошлось без вопроса о современном искусстве или “красных человечках”? Ни одной! На него отвечали и писатели, и социологи, и экономисты.
Но публичные лекции — это не только место, где можно высказаться на злобу дня. В конце концов, в зале галереи или библиотеки громко не покричишь — если есть такое желание, лучше идти на митинг. Это, прежде всего, источник получения нового знания. В современном мире, где информация слишком быстро устаревает, методы образования и самообразования становятся все более развлекательными, любая публичная лекция идет в формате “эдьютейнмента” (от двух английских слов: education — “образование”; и entertainment — “развлечение”). Градус и того и другого должен быть примерно одинаковым, в противном случае велик риск того, что в следующий раз зритель не потратит свободный вечер на очередную лекцию. Этот упрек — в том, что нынешние творцы слишком часто идут на поводу у примитивного массового вкуса — приходится слышать из уст противников пермской культурной политики.
В случае с научными лекциями такой поход за популярностью может быть просто катастрофичным. Поэтому сегодня у “Пермского открытого университета” появилось новое направление деятельности — открытые лекции для профессионалов, когда специалист говорит со специалистом на своем профессиональном языке. Вход на такие встречи тоже свободный, но строго очерченная тематика предполагает определенный уровень подготовки. Согласитесь, на лекцию “Как управлять магнитными наноструктурами” вряд ли пойдет выпускник филфака.
Однако желающих высказаться на злобу дня все-таки больше. И собираться им интереснее в кругу единомышленников. Поэтому сегодня в Перми циклов публичных лекций — хоть отбавляй: и при общественных организациях, и в государственной галерее, и в университете, и в музее современного искусства. Конечно, и задумали, и проводят их далекие от министерства культуры люди.
Впрочем, сами создатели проекта тоже от него успели дистанцироваться — и уж точно не вмешиваются в текущие дела. Если в первый год его существования список приглашенных лекторов формировал непосредственный куратор проекта, то сегодня сначала собираются заявки от учреждений культуры: театров, галерей, библиотек… И любой выбор гостя — вопрос загруженности его графика и денег в бюджете.
Вопрос “независимости” от власти для “Пермского открытого университета”, как и для любого проекта “пермской культурной революции”, основной: с одной стороны, кто же не любит свободу? Но с другой — без поддержки спонсора “непопсовые” проекты долго не существуют.
Наталья Тафинцева
|