Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 9, 2021

№ 8, 2021

№ 7, 2021
№ 6, 2021

№ 5, 2021

№ 4, 2021
№ 3, 2021

№ 2, 2021

№ 1, 2021
№ 12, 2020

№ 11, 2020

№ 10, 2020

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


А.г. Мысливченко

Чеховские дни на Луке

Чеховские дни на Луке

В обширной литературе о жизненном пути и этапах творчества А.П. Чехова представлены многие города и населенные пункты — Таганрог, Москва, Санкт-Петербург, Сахалин, Мелихово, Ялта. Но из этого перечня выпадает пребывание писателя на Луке Сумского уезда Харьковской губернии в 1888—1889 годах. Широкой общественности этот период или мало известен, или вовсе не известен.

В конце 80-х годов Антон Павлович проживал в Москве на Садово-Кудринской. Вместе с ним — его родители, сестра и младший брат. На одном из семейных советов обсуждали вопрос: где провести лето? Хотелось на Украине, но где именно? Друг семьи музыкант А.И. Иваненко, уроженец Сумского уезда, посоветовал снять дачу в живописной усадьбе помещиков Линтваревых в селе Лука — пригороде Сум.

В начале мая 1888 года семья Чеховых приехала в Сумы. Усадьба Линтваревых сразу очаровала Антона Павловича. Она располагалась у подножия небольшой горы, спускавшейся к речке Псел (приток Днепра). Радовали глаз большой старинный сад, тенистые липовые и тополиные аллеи, пруд, заросший со всех сторон старыми деревьями, широкая полноводная река, на которой виднелись островки. Неподалеку шумела водяная мельница.

Сама усадьба состояла из главного дома с мезонином и четырех флигелей, построенных в разное время с конца XVIII до второй половины XIX века. Хозяйка дома А.В. Линтварева происходила из старинного казацкого рода, придерживалась либеральных взглядов, интересовалась литературой, приглашала к себе “на огонек” деятелей культуры. У нее было пятеро взрослых детей: три дочери и два сына. Между членами семей Линтваревых и Чеховых сложились теплые, дружеские отношения.

Семья Чеховых поселилась в западном флигеле с колоннами по фронтону (двумя годами раньше в этом же доме летом проживал известный художник Н.Е. Маковский). Антон Павлович сразу же стал приглашать к себе в гости многих друзей. К нему приезжали поэт А.Н. Плещеев, беллетрист и издатель газеты “Новое время” А.С. Суворин, писатели К.С. Баранцевич и И.Н. Потапенко, артист Александринского театра П.М. Свободин, музыкант М.Р. Семашко и др. В просторном доме гостеприимной хозяйки зачастую устраивали литературно-музыкальные вечеринки. Антон Павлович очень любил катания на лодке, поездки на рыбалку, прогулки в лес. На берегу реки Псел часто беседовал с местными крестьянами, рабочими рафинадного завода. Широте общения с местным населением способствовало и то, что он продолжал заниматься медицинской практикой, оказывая в своем кабинете помощь больным из близлежащих сел.

За время пребывания на Луке Чехов написал пьесу “Леший”, водевиль “Трагик поневоле”, рассказ “Именины”. Особую известность получила повесть “Скучная история”.

В сентябре 1889 года Плещеев прислал Чехову отзыв о повести: “…У Вас еще не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь”. И советовал ему изменить заглавие повести, так как оно может вызвать дешевое остроумие рецензентов. Но Чехов не стал менять заглавия. Томас Манн в статье о Чехове писал, что “Скучная история” — “это совершенно необыкновенная, чарующая вещь, во всей литературе не сыскать ничего похожего на нее — такая она печальная и странная. Эта история, именующая себя “скучной”, а на самом деле потрясающая, удивительна своим глубочайшим проникновением в психологию”.1 

Печально-потрясающая тональность повести во многом объяснялась переживаниями писателя в связи с давней тяжелой болезнью брата Николая, коорый жил летом в том же чеховском флигеле. Николай Павлович был талантливым художником, сотрудничал с И. Левитаном. В известной картине “Осенний день. Сокольники” пейзаж писал Левитан, а одинокую женскую фигуру на дорожке осеннего парка — Николай. На Луке он написал ряд этюдов. В 1889 году умер от туберкулеза и похоронен на Лучанском кладбище. Как известно, Антон Павлович также страдал этой болезнью. Темы смерти и смысла жизни становятся знаковыми, в известном смысле роковыми для его творчества.

Успех повести “Скучная история” побудил писателя ускорить работу над более крупным литературным произведением — романом. Из его писем Григоровичу и Плещееву в 1888 году видно, что роман был посвящен жизни нескольких семейств провинциальной интеллигенции. Причем в основе романа — жизнь “хороших людей” (а не “маленького человека”). Уже были готовы три листа. Но работа не ладилась. Мешали различные обстоятельства: занятость работой над ранее начатыми произведениями, тяжелые переживания, опасения, что “роман не годится для подцензурного издания”. К сожалению, написанные листы романа до нас не дошли, судьба их до сих пор остается загадочной. Будучи непоседой и любителем странствий, Чехов и в дальних поездках всегда тепло вспоминал свое пребывание на Луке. Из Италии он писал: “Аббация и Адриатическое море великолепны, но Лука и Псел лучше”. Из Ялты: “Я скучаю по Луке”. После отъезда Чехова из Сум, куда он в последний раз ненадолго приезжал в 1894 году, дружеские отношения с семьей Линтваревых сохранялись. Они продолжали переписываться и приезжать друг к другу в гости.

Революционные события 1917 года и Гражданская война подвергли усадьбу Линтваревых тяжелым испытаниям. Имение было национализировано и разграблено, а хозяева вынуждены были уехать в Харьков. В зданиях бывшей усадьбы разместилась семилетняя школа. В 1934 году директором этой школы был назначен мой отец Григорий Павлович. Наша семья поселилась в восточном двухэтажном флигеле (Чехов называл его “терем-теремок”), рядом со школой.

Григорий Павлович принимал активное участие в общественной жизни, в частности, по его инициативе началась электрификация Луки, в том числе чеховского флигеля. Он обратился к учителям, ученикам и жителям с призывом собирать материалы о великом писателе. В школе, где царил дух Чехова, постепенно накапливались экспонаты. Собранные воедино, они образовали “Чеховский уголок”. По ходатайству Григория Павловича, Лучанской школе было присвоено имя А.П. Чехова. Когда началась война, отец сразу же ушел в армию и в 1944 году погиб на Белорусском фронте. Война еще продолжалась, а в освобожденных от оккупантов в 1943 году Сумах уже начинались восстановительные работы. В трудных экономических условиях в июле 1944 года было отмечено, по мере возможностей того времени, 40-летие со дня смерти Чехова. В театре им. Щепкина открылась выставка, на которой в разделе “Чехов в Сумах” посетители увидели редкие фотоснимки и рисунки, представленные краеведами К.В. Калиниченко, П.И. Пелещук и др. Исполком горсовета принял решение о реставрации дома, в котором жил Чехов. Студенты Сумского педагогического института взяли шефство над чеховскими местами, привели в порядок здания усадьбы, а также могилу брата писателя.

В моем архиве сохранился потертый, пожелтевший экземпляр областной газеты (июль 1944 года), посвященной этой годовщине. В ней (пожалуй, впервые в исследовательской литературе) опубликована статья краеведа П.А. Сапухина “Сумская страница в биографии А.П. Чехова”. Позже, в посмертно изданной в 1993 году книге “А.П.Чехов на Сумщине” он существенно расширил эту тематику. В последние годы другой писатель-краевед, М.А. Манько, опубликовал в Сумах три книги под общим названием “Сумы и сумчане в документах современников” (2007—2010), в которых исследуется, наряду с другими, родословная Линтваревых и история пребывания Чехова на Луке. Много труда по сбору чеховских материалов положили Наталья Михайловна Линтварева и Ксения Викентьевна Калиниченко, которая несколько лет переписывалась с сестрой Чехова Марией Павловной.

После войны школьные классы были переведены в другое место, и все здания усадьбы остались пустующими. В 1959 году в связи с приближением 100-летия со дня рождения А.П. Чехова сумской облсовет принял решение о создании на Луке мемориального музея писателя, а 29 января 1960 года он был открыт в качестве филиала областного краеведческого музея. Экспозиция музея размещалась в пяти комнатах. Одна из них представляет рабочий кабинет и спальню писателя, другая — комнату брата Николая, третья — комнату матери, четвертая — гостиную, пятая — прихожую. Экспонируются уникальные документы, письма, фотографии, картины, в том числе Николая Чехова. Атмосферу конца XIX века воссоздают и те предметы, которые музейщики называют “вещным рядом”: типовая мебель, предметы быта, медицинский уголок в кабинете.

Коллектив сотрудников музея, руководимый Людмилой Николаевной Евдокимчик, ведет большую работу по изучению и пропаганде творческого наследия Чехова. Организуются лекции, конференции, выставки, экскурсии для посетителей. Проводятся литературно-музыкальные вечера, посвященные деятелям русской и украинской культуры. Издан богато иллюстрированный проспект дома-музея (авторы текста Л.Н. Евдокимчик и А.А. Кожевникова). В 1990 году создана общественная организация “Клуб друзей А.П. Чехова”.

А.Г. Мысливченко

 

 

 1 Манн Т. Собр. соч., М., 1961, т. 10, с. 524.



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала
info@znamlit.ru