Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 9, 2021

№ 8, 2021

№ 7, 2021
№ 6, 2021

№ 5, 2021

№ 4, 2021
№ 3, 2021

№ 2, 2021

№ 1, 2021
№ 12, 2020

№ 11, 2020

№ 10, 2020

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Анастасия Бабичева

Самарские судьбы (Самара)

Самый увлекательный сюжет

Самарские судьбы (Самара)

Название ежемесячного литературно-художественного журнала “Самарские судьбы” говорит само за себя: самарским судьбам — большим и маленьким, общезначимым и частным — посвящено это издание. “Судьба” не как рок или фатум; “судьба” как история, как быль — вот главный объект внимания журнала. А судьбы бывают разными. И столь же разными предстают они на страницах издания, которое с января 2007 года приоткрывает Самару “в лицах” каждому заинтересованному читателю.

Несмотря на то что официально журнал именуется “ежемесячным литературно-художественным”, художественная литература на его страницах — скорее, редкое исключение. А вот пояснение на обложке “Реальные истории, уникальные документы и фотографии” гораздо более информативно и объективно отражает сущность издания. Что до литературных исключений, то они присутствуют на страницах “Самарских судеб”, скорее, как иллюстрация этих самых “реальных историй”. Более того, журнал “Самарские судьбы” издается в рамках одноименного медиапроекта, который, помимо печатного издания, включает документальный сериал, а также полную электронную версию журнала, доступную на официальном сайте.

Главный редактор Виталий Добрусин постоянно присутствует на страницах журнала. Нет, он не ведет редакторскую колонку и не дает читателю рекомендаций. Но он — в упоминаниях, на фото, в отборе материала; он непременно в общем направлении работы “Самарских судеб”. Последнее, кстати, довольно прозрачно, и формулируется двумя основными принципами: во-первых, “о Самаре — с любовью”; во-вторых, “о Самаре — масштабно”. Впрочем, начнем со второго.

Масштабность “Самарских судеб” заключается прежде всего в том, что это не просто журнал. Это “медиапроект” — масштабно, а еще актуально, информативно, ново. Проект не только реализуется “на стыке (…) иллюстрированного журнала и документального кино”, как утверждает сама редакция, но и активно вовлекает интернет-пространство, прежде всего в форме качественно поддерживаемого сайта. Это не просто информационная площадка в Интернете или электронный двойник журнала (хотя здесь доступна полная электронная версия каждого номера). Это чуть больше: комментарии к принципам формирования рубрик, фотопроект, страничка главного редактора, ну и, конечно, известная доля самопиара и коммерции.

Впрочем, на мой взгляд, навигации электронных “Судеб” ощутимо недостает доли личного — чего-то персонального, узнаваемого. Команда проекта заключена в сухой перечень должностей и направлений работы. Однако выступающие в этом издании журналисты сами уже успели стать судьбами Самары.

Принцип масштабности реализован в журнале во множестве вариаций. Прежде всего масштаб хронологический: прочная связь прошлого с настоящим (и будущим?) обязательна для любого материала. Будь то связь историческая (от визита Хрущева — к современным особенностям самарской промышленности, от ГМК-62 — к поныне популярным джазовым фестивалям) или частная (каждая “самарская судьба”, прослеженная от предков к потомкам).

Далее, масштаб тематический: от искусства до культуры потребления, от религии до городских анекдотов (рубрика “А дело было так”), от художественной литературы до ракетостроения. Поэтому не вызывает удивления даже тот факт, что порою тематические полюсы соединяются в самых причудливых формах, как, например (сильно напоминающая “заказ”), статья об одном из самарских ресторанов, написанная с точки зрения столь типичной для истории города культуры мещанства.

Конечно же, разговор о масштабности проекта не будет полным без упоминания пространственного масштаба. И здесь дело даже не в том, что “самарские судьбы” продолжают разворачиваться далеко за пределами города, губернии и даже страны. На страницах журнала Самара (периодически) показана глазами мира, а мир (систематически) — глазами Самары. Но если в первом случае скорее мешает сильный “курс” проекта (едва ли весь мир видит Самару столь же позитивно, как редакция), то во втором — желание посмотреть и куда-то за границы губернии очень помогает (здесь имею в виду прежде всего интеллектуальные кинообзоры “О кино”, представленные в каждом номере).

Впрочем, никакой масштаб не может эффективно функционировать без качественного исполнения. “Самарские судьбы” с этой точки зрения представляют удачное сочетание качества и количества: качественно написанный и вычитанный текст, качественное подкрепление текста фото- и документальными материалами, качественное наполнение каждого номера. Вот почему закономерным кажется то, что первый номер журнала за 2010 год содержит полный перечень всевозможных призов и наград проекта. Этот перечень и демонстрирует масштаб работы, и подтверждает ее качество. Как подтверждает это и присвоение почетного звания “Золотое перо России” главному редактору Виталию Добрусину.

Справедливости ради, однако, замечу, что актуальность и “интересность” некоторых материалов издания порою оказываются спорными. Но концепция “Судьба — вот самый увлекательный сюжет”, заявленная на обложке журнала, не делит истории на великие и частные, на значительные и не очень. Поэтому на страницах “Судеб” всегда есть место и для крупной исторической фигуры, и для вполне обычного человека. Важно другое: и тот и другой равно написаны с тщанием и (не побоюсь громкого слова) любовью. Ведь недаром второй принцип, о котором пойдет речь, — “о Самаре — с любовью”.

Как мы уже выяснили, по меньшей мере лояльность к своему объекту является фирменным знаком издания. Но прежде всего журналистику “Самарских судеб” отличает любовь иная — любовь к делу. Я не преувеличу, если скажу, что каждый текст здесь представляет собой серьезную работу. От номера к номеру индивидуальный стиль каждого журналиста становится все более узнаваемым. Но это не делает чтение предсказуемым; наоборот, это лишь добавляет впечатлению вовлеченности журналистов в свое дело — серьезной, проверенной временем любви. Так, профессионально-искренна и искренне-профессиональна манера Александра Игнашова. Историчен и неизменно диалогичен стиль Владимира Самарцева. Очень личный и очень женский — взгляд Ольги Король — доброжелательность и детализация рассказа грозят перерасти в необъективность. Но это рассудит время. А пока…

А пока проект “Самарские судьбы” остается качественно задуманным и качественно реализованным. Полагаю, что даже самого космополитично настроенного читателя журнал может сделать чуть более благорасположенным к Самаре и губернии — к ее природе, истории, культуре и быту, промышленности, политике, искусству и повседневности. Тем не менее в заключение, хочется пожелать изданию, сохраняя необходимую степень лояльности, не потерять способность критического мышления, без которой все же невозможна качественная журналистика.

Анастасия Бабичева



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала
info@znamlit.ru